Найти в Дзене
f. [Физик и Лирик]

В лесу родилась елочка... А кто был рядом с ней?

Вот уже почти век с четвертью не перестает радовать детей песенка о стройной зеленой елочке, родившейся в лесу и пришедшей к ним на праздник в канун Рождества и Нового года. В газетах, журналах и, конечно, в интернете, множатся статьи, повторяющие друг друга и в очередной раз рассказывающие историю создания песенки. Они и сами во многом напоминают рождественскую сказку, повествующую о том, как молодая и никому не известная писательница, служившая гувернанткой, для своего воспитанника, ставшего впоследствии ее приемным сыном, в канун Рождества написала стихи про лесную красавицу. Отправив их в журнал "Малютка" и подписав "А. Э.", она совсем было о них забыла, но молодой агроном Леонид Бекман не дал им исчезнуть, сочинив спустя два года к ним музыку (уже для своей маленькой дочери) и попросив жену, известную пианистку, записать мелодию, поскольку сам в нотной грамоте силен не был. Княгиня Раиса Кудашева, та самая гувернантка, прожила долгую жизнь, в которой были свои радости и горести,

Вот уже почти век с четвертью не перестает радовать детей песенка о стройной зеленой елочке, родившейся в лесу и пришедшей к ним на праздник в канун Рождества и Нового года. В газетах, журналах и, конечно, в интернете, множатся статьи, повторяющие друг друга и в очередной раз рассказывающие историю создания песенки. Они и сами во многом напоминают рождественскую сказку, повествующую о том, как молодая и никому не известная писательница, служившая гувернанткой, для своего воспитанника, ставшего впоследствии ее приемным сыном, в канун Рождества написала стихи про лесную красавицу. Отправив их в журнал "Малютка" и подписав "А. Э.", она совсем было о них забыла, но молодой агроном Леонид Бекман не дал им исчезнуть, сочинив спустя два года к ним музыку (уже для своей маленькой дочери) и попросив жену, известную пианистку, записать мелодию, поскольку сам в нотной грамоте силен не был.

Раиса Кудашева (1878-1964) в разные годы своей жизни
Раиса Кудашева (1878-1964) в разные годы своей жизни

Княгиня Раиса Кудашева, та самая гувернантка, прожила долгую жизнь, в которой были свои радости и горести, опубликовала много стихов и даже дамский роман, но осталась в истории как автор всего одного произведения, зато какого... Именно поэтому о ней иногда вспоминают, рассказывают примечательные истории, больше похожие на легенды, но никто при этом не пытается разобраться, что за человек была она сама, чем жила, кто был с ней рядом и почему все сложилось именно так как сложилось. За одним, правда, исключением. У сына ее двоюродного брата, Михаила Константиновича Холмогорова (1942-2017), в книге Кто я? Откуда? есть небольшая глава Тетя Рая. В ней он рассказывает о своей тете, но совсем немного, и, как и всякий хороший писатель, побуждает нас узнать обо всем побольше.

Михаил Холмогоров, 1960-е
Михаил Холмогоров, 1960-е

Поэтому мне и захотелось попытаться проникнуть в атмосферу времени, того самого, когда песенка создавалась и другого, ему предшествующего, попробовать узнать что-то новое о людях, окружавших Раису Адамовну, приблизиться к ним и попытаться понять их настроения и увлечения, чем они жили, что ценили и что нам от них осталось.

Когда Раиса Адамовна сочиняла стихи про елочку, она еще не была Кудашевой, а носила фамилию отца, Адама Иосифовича (Осиповича) Гедройца (19.01.1844-8.06.1899), представителя старинного польско-литовского дворянского рода, почтового чиновника, дослужившегося в чине надворного советника до помощника начальника экспедиции иностранной корреспонденции. Но историю о семье Раисы Адамовны я начну не с него, а с отца ее матери Семена Васильевича Холмогорова. Обстоятельства его жизни довольно интересны, и я без малейшего сожаления потратил время на поиски в архивах и изучение документов, связанных с его именем. Многое, конечно, так и осталось невыясненным, но все, что удалось узнать, я постараюсь рассказать в этой статье.

Портрет Семена Васильевича мне, к сожалению, найти не удалось. Поэтому пришлось напрягать собственное воображение и, используя характерные черты ближайших родственников, просить помощи у художника ИИ
Портрет Семена Васильевича мне, к сожалению, найти не удалось. Поэтому пришлось напрягать собственное воображение и, используя характерные черты ближайших родственников, просить помощи у художника ИИ

Холмогоровы - известная фамилия представителей духовного сословия. О более чем трехстах из них собрал сведения священник Гаврила Иванович Холмогоров, в 1914 году издавший книгу о происхождении своего рода. Труд это огромный, есть там и Семен Васильевич, его родители и дети, но сведений о них не так много, причем, некоторые из них требуют проверки и уточнения.

Найти метрическое свидетельство о рождении Семена Васильевича было довольно сложно - до 1822 года в подобных документах церковнослужители указывались только именем и отчеством, но помогло то, что крестили в Успенском соборе города Дмитрова не слишком часто, поэтому поиски увенчались успехом.

1813 В Феврале 1. Дмитровского Успенского Собора у пономаря Василия Михайлова родился сын Симеон, крещен того ж месяца 2-го числа. Восприемником был того Собора священник Федор Андреев, а крещение исправлял оной же священник с сторожем Иваном Петровым

Эти сведения во всем совпадают с данными "Родословия" (кроме даты рождения, родился Семен на год раньше). Отец Семена, Василий Михайлович, родом из села Ведерницы (как и вся его родня), был в 1802 году определен в пономари к церкви Сретения Господня в г. Дмитрове, а в 1810 году переведен в Успенский Собор. Дьячком он станет позднее. Семен - самый младший из сыновей, до него родились Иван, Федор и Никита (см. роспись в галерее выше). Все они обучались в приходской школе, Дмитровском духовном училище, а после окончили Вифанскую духовную семинарию.

Но стать священниками довелось не всем. Старший Иван (получивший в семинарии фамилию Платонов), как один из лучших выпускников (по I разряду) был направлен в юридическую школу Сперанского [знаменитый проект М. М. Сперанского по организации подготовки будущих профессоров российского права. Из Московской и Петербургской духовной академий, а также Петербургского университета выбирали лучших студентов для продолжения обучения. Их было всего 15 за три выпуска. Платонов попал во второй поток вместе с братьями Баршевыми. Первые два года они учились в Петербурге, среди преподавателей - профессор А. П. Куницын и пользовавшийся доверием Сперанского М. А. Корф, следующие три года - в Берлине у лучших университетских профессоров. Затем - серьезные экзамены, присвоение докторских степеней и направление на работу в российские университеты].

Докторская степень давала ее обладателю чин VIII класса (коллежский асессор), что означало (до 1845 года) приобретение потомственного дворянства. Отправленный в 1835 году преподавать в Харьковский университет Иван Васильевич Платонов стал первым в своей семье, перешедшим в дворянское сословие.

Младший брат Семен Васильевич выдающихся успехов в учебе не обнаружил, окончил семинарию по II разряду в 1834 году и должен был, как и его два старших брата, получить назначение в один из приходов, но, по всей видимости, решил отказаться от семейной традиции и попробовать себя в службе гражданской. Выступая в качестве свидетеля, в метриках 1835 года он значится как "ученик Спасо-Вифанской семинарии, окончивший два курса". По данным Родословия он с 3 сентября служит учителем в Дмитровском духовном училище, а 1 февраля 1846 года, в день своего рождения, поступает на службу в Московский почтамт.

Интересный поворот событий в этой истории делает документ, который мне удалось найти в метрических свидетельствах о бракосочетавшихся в Троицкой церкви при Шереметьевской больнице (что в Странноприимном доме графа Шереметьева):

Внимание здесь прежде всего привлекают не жених и невеста, а свидетели - Василий Иванович Татищев и Семен Васильевич Холмогоров. Тихон Федорович Кондаков (1792/98-1851), музыкант Императорских Московских театров, после свадьбы имел возможность несколько раз приглашать именитых друзей быть крестными своих детей, но ни разу этой возможностью не воспользовался. До самой его смерти (от чахотки в январе 1851 года) крестными его детей были поручители со стороны невесты. Следовательно, эпизод этот скорее случайный, вряд ли у него были длительные отношения с Холмогоровым и Татищевыми. Как же получилось, что эти два поручителя попали на свадьбу, да еще к тому же жили в одном доме?

Мне кажется довольно убедительной следующая версия: окончивший семинарию Семен Холмогоров решил отказаться от сана священника и зарабатывать на хлеб преподаванием и частными уроками. Одним из его учеников стал Василий Татищев, сын Ивана Ивановича Татищева (1783-1856). Скорее всего Семен Васильевич занимался подготовкой Василия Татищева (р. 29 декабря 1819 года) или детей рано умершего брата Ивана Ивановича Сергея.

Здесь следует немного подробнее остановиться на том, кто такие эти Татищевы. Речь идет не о знаменитом дворянском роде, потомках смоленских князей, ведущих свою родословную от Рюрика. Дворянство тут другое, так называемое колокольное. Иван Иванович Татищев-старший (1743-1822/3) получил хорошее образование в Кенигсбергском университете и смог добиться высоких должностей благодаря стараниям своего отца, Ивана Петровича, малороссийского священника, приближенного ко двору и ставшего священником придворным, состоявшем в штате до своей смерти в 1777году.

Дослужившись до действительного статского советника, Иван Иванович в 1799 году возглавил Московский Почтамт, сменив на этом посту Николая Борисовича Пестеля, брата, сына и внука предыдущих глав этого учреждения, руководивших им три четверти века. Правда, и он продержался там недолго, уйдя в отставку в 1801 году. Связи во властных структурах Иван Иванович имел серьезные. Об этом можно судить по тому, что двум младшим побочным сыновьям сумел дать свою фамилию и права наследования. Имея склонность к литературному творчеству, он перевел ряд известных произведений своего времени и остался в истории как автор двух первых изданий Лексикона Французской Академии (1786 и 1798 гг.)

С подачи митрополита Евгения (Болховитинова), издавшего в 1845 году Словарь Русских Светских Писателей, Соотечественников И Чужестранцев, Писавших В России, все последующие справочники отмечают, что И. И. Татищев скончался в 1802 году. Перечитывая метрические свидетельства и исповедные ведомости того времени, я с большим удовольствием добавил к этой цифре еще два десятка лет, порадовавшись за Ивана Ивановича, успевшего увидеть своих внуков, а некоторым даже стать крестным отцом. Довелось ему быть свидетелем и успехов своего сына, продолжившего дело отца как в литературе, так и в гражданской службе.

Иван Иванович Татищев-младший во многом идет по стопам своего отца. О его филологических изысканиях я (возможно) как-нибудь напишу отдельно. Его письма в Академию наук по поводу происхождения слов, об их использовании, словарь старых слов - тема довольно интересная. С 1815 года он в чине коллежского асессора служит в почтовом ведомстве. Следует заметить, что родни бывших начальников там довольно много - Ключаревы, Руничи, Татищевы продолжают служить, вероятно, благодаря старым связям своей родни. Из интересных фамилий отмечу еще статского советника Лукьяна Яковлева (отца Михаила Яковлева - старосты первого лицейского выпуска), занимавшего высокую должность экспедитора, и Ивана Семеновича Набокова, тоже статского советника.

Карьера Ивана Ивановича постепенно продвигается. В 1837 году он уже действительный статский советник в должности старшего цензора. Скорее всего именно в это время он приглашает к себе в дом учителем Семена Холмогорова. Судьбу его предполагаемого ученика Василия Ивановича Татищева после 1840 года мне отследить не удалось, волей-неволей напрашивается вывод о его преждевременной смерти. По материнской линии он - внук знаменитого архитектора Матвея Федоровича Казакова (Иван Иванович был первым браком женат на его дочери Екатерине Матвеевне). Возможно, именно в связи с этим печальным событием Холмогоров покидает дом Татищевых и отправляется в родной Дмитров преподавать в Духовном училище. Но так или иначе о нем через несколько лет вспоминают и ставший к тому времени правой рукой (официально - помощником, с 1842 года) Александра Яковлевича Булгакова Татищев способствует устройству Семена Холмогорова на должность помощника секретаря.

-10

Булгаков и Татищев руководят работой Московского почтамта до самого конца правления Николая I. С приходом нового императора Александр Яковлевич отправляется на почетную пенсию - заседать в Сенате, а Иван Иванович становится жертвой эпидемии холеры и умирает 19 августа 1856 года. Но Семен Холмогоров к тому времени уже титулярный советник и довольно прочно стоит на ногах. Ему предоставлена казенная квартира в доме Почтамта на Мясницкой, женат он третьим браком на дочери дворянина, в семье растет первенец - Сергей Семенович, будущий профессор медицины, знаменитый акушер.

Список лицам, служащим по почтовому ведомству и почтовым местам 1848 года
Список лицам, служащим по почтовому ведомству и почтовым местам 1848 года

По служебной лестнице Семен Васильевич поднимался не слишком быстро, но довольно уверенно. В 1849 году он - титулярный советник, в 1863-м - коллежский асессор, в 1873-м - статский советник. В 1864-м получает Анну 3-й степени (на грудь), в 1877 - Владимира 4-й степени (старшинство с 1876 года), что означает потомственное дворянство.

В семейной жизни Семену Холмогорову досталось много радости и много горя. Первый раз он женился в 1848 году на Александре Иосифовне Ремизовой, дочери дьякона, которой к тому моменту не исполнилось и 18 лет. В этом браке родился сын Владимир, который, не дожив до 6-ти лет, умер от холеры. Второй брак был тоже непродолжителен (чуть больше года), в ноябре 1853-го Семен Васильевич женился на дочери умершего иностранного купца Ивана Христиановича Генниха - Фридерике Марии (1823-1854/5), лютеранского вероисповедания. Третий брак - с дочерью потомственного дворянина, рано умершего губернского секретаря, служившего квартирным комиссаром в жандармском дивизионе, Александра Тимофеевича Ермакова (1790-1826) - Елизаветой (1823-1896).

В этом браке родилось пятеро детей, вторым из которых была будущая мать Раисы Адамовны Гедройц Софья Семеновна (1857-1916). Третьим ребенком была Вера Семеновна (р. 1859- после 1907), ставшая впоследствии женой Николая Константиновича Адзеропуло (1846 - после 1907), землемера и архитектора. После замужества Вера Семеновна владела шляпной мастерской в доме Дубровина у Сретенских ворот. Две младших дочери - Юлия (9.05-16.09.1861) и Раиса (20.04-27.07.1864) проживут лишь несколько месяцев. В декабре 1861 года Семен Васильевич отправится в служебную командировку на Урал в качестве ревизора. В Кунгуре он встретит соученика своего брата Ивана по семинарии, Преосвященного Никодима, епископа Енисейского и Красноярского. Тот отметит раннюю седину Семена Васильевича.

Между тем финансовое положение Семена Васильевича, если судить по документам, было неплохим. В 1867 году он покупает дом на Пятницкой у крестьянина Грыбанова, рядом с церковью Параскевы-Пятницы, но сам там не живет, поскольку имеет казенную квартиру. Дом по имени владельца становится домом чиновника Холмогорова, каковым он просуществует до 1890 года, в котором дом перейдет во владение его зятя Николая Адзеропуло и сменит название. Но в 1898 году он уже станет домом Новикова, а Адзеропуло останутся в нем лишь жильцами. Здесь, у своей тетки Веры Семеновны и ее мужа в 1895 году жила и Раиса Адамовна Гедройц, об этом нам рассказывают исповедные ведомости церкви Параскевы-Пятницы.

Церковь Параскевы-Пятницы. Какой-то из домов (возможно) Холмогорова-Адзеропуло
Церковь Параскевы-Пятницы. Какой-то из домов (возможно) Холмогорова-Адзеропуло

Дочь Семена Васильевича Софья растет, получает хорошее образование и знакомится с молодым служащим почтамта Адамом Гедройцем. Как произошло это знакомство и почему Адам Осипович стал вхож в дом своего начальника? У меня есть две версии вероятного развития событий, возможно, они даже могут быть объединены.

1. Вместе с Гедройцем служит племянник Семена Васильевича, сын его старшего брата Никиты Василий. В 1869 году выходит приказ о переводе младшего сортировщика Гедройца и младшего разборщика Холмогорова в коллежские регистраторы, а в 1871 году их вместе переводят в губернские секретари. Потом Василия Никитича переведут в Дмитров, где вскоре он по болезни уволится, но можно предположить, что именно он ввел Адама Гедройца в дом своего дяди.

2. Семен Васильевич сам заметил молодого, подающего надежды служащего и поспособствовал его назначению своим помощником. В любом случае, в 1875 году он уже таковым является:

Список лицам, служащим по почтовому ведомству и почтовым местам 1848 года
Список лицам, служащим по почтовому ведомству и почтовым местам 1848 года

Венчание состоялось 1 июля 1877 года: жених - служащий в Московском Почтамте коллежский секретарь Адам Осипов Гедройц, римско-католического вероисповедания, 32 лет, невеста - служащего в Московском Почтамте статского советника Семена Васильева Холмогорова дочь девица София Семенова, православного вероисповедания, 19 лет. Свидетели - все служащие в почтамте.

А 3 августа 1878 года на свет появилась девочка, названная Раисой, как и умершая в 1864 году младшая дочь Семена Васильевича. Восприемниками были родная тетка Вера Семеновна и служащий почтамта надворный советник Николай Николаевич Рахлецкий. Еще в семье Гедройцев родилось пять братьев и сестер, но об этом я напишу в одной из следующих статей. Их всех, кроме последней, Евгении, Семену Васильевичу довелось увидеть и понянчить. В 1887 году у него начались проблемы со здоровьем, в апреле он подал заявление об увольнении и на этом закончилась его карьера служащего Московского Почтамта. С казенной квартиры семья вскоре съехала, а 1891 году статский советник Холмогоров скончался от сердечного приступа.

Рассказ о семье и окружении создательницы песенки о рождественской елочке я надеюсь продолжить, там будет много интересного,

Ваш Физик и Лирик