Найти в Дзене
Психология в лицах

Нервы шалят или расстройство? Диагностика, причины, последствия…

Не знаю точно, с чьего языка впервые слетело слово «турбулентность» в переносном его значении. Есть предположение, что авторство принадлежит Ирине Хакамаде. Но это и не важно, кому. Важно то, что подразумевается под этим понятием, — состояние хаоса и неопределенности в обществе. И это именно то, что мы сейчас переживаем и проживаем. Мы пережили огромное потрясение во время коронавируса. Сегодня нас тревожат криминальные новости о катастрофах и криминальных происшествиях, геополитические угрозы и сводки из зоны боевых действий. И уже нет ощущения безопасности, «почва под ногами» кажется зыбкой и неустойчивой. Возникают порой мысли: «Может, со мной уже что-то не то? Пора обращаться за помощью!». И чтобы не страдать понапрасну и не нагнетать страсти, лучше разобраться в ПТСР: так ли страшен этот «черт»? А может, у нас просто нервы шалят? И для обстоятельного разговора на эту тему я вновь пригласила эксперта моего канала Ирину Окс, клинического психолога, работающей много лет в пенитенциар

Не знаю точно, с чьего языка впервые слетело слово «турбулентность» в переносном его значении. Есть предположение, что авторство принадлежит Ирине Хакамаде. Но это и не важно, кому. Важно то, что подразумевается под этим понятием, — состояние хаоса и неопределенности в обществе. И это именно то, что мы сейчас переживаем и проживаем. Мы пережили огромное потрясение во время коронавируса.

Сегодня нас тревожат криминальные новости о катастрофах и криминальных происшествиях, геополитические угрозы и сводки из зоны боевых действий. И уже нет ощущения безопасности, «почва под ногами» кажется зыбкой и неустойчивой. Возникают порой мысли: «Может, со мной уже что-то не то? Пора обращаться за помощью!». И чтобы не страдать понапрасну и не нагнетать страсти, лучше разобраться в ПТСР: так ли страшен этот «черт»? А может, у нас просто нервы шалят?

И для обстоятельного разговора на эту тему я вновь пригласила эксперта моего канала Ирину Окс, клинического психолога, работающей много лет в пенитенциарной системе и имеющей практический опыт в работе с клиентами, страдающими посттравматическим расстройством.

Ирина Окс, клинический психолог
Ирина Окс, клинический психолог

— Ирина, давай уточним, каковы причины возникновения посттравматического расстройства?

— Основная причина ПТСР — это переживание или свидетельство события, выходящего за рамки обычного человеческого опыта: угрозы смерти, серьезной травмы или насилия для себя или других. Это не просто «стресс», а глубокая психологическая травма.

Сразу назову и факторы, которые влияют на тяжесть течения ПТСР:

· Характер травматической ситуации: боевые действия, теракт, катастрофа, сексуальное насилие, тяжелые ДТП, внезапная потеря близкого, длительное жестокое обращение.

· Индивидуальные особенности человека: биологическая предрасположенность (особенности работы мозга и гормональной системы, например, гиппокампа и выработки кортизола), личный анамнез (наличие ранее пережитых травм, особенно в детстве).

· Отсутствие поддержки: если после травмы человек сталкивается с непониманием, осуждением или остается в изоляции, риск ПТСР возрастает. И наоборот, поддержка близких и общества является мощным защитным фактором.

— Уже давно замечено, что у большинства тех, кто пережил шоковые события, не формируется ПТСР. Например, по официальным данным Министерства обороны РФ, с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) после боевых действий возвращаются 20 процентов военных. (источник Лента.ру.). Прокомментируй пожалуйста, почему одни из тех, кто переживают острые или длительные травматические ситуации, страдают ПТСР, а другие — нет? Каковы причины?

— Да, действительно, мы по-разному реагируем на произошедшее. По статистике, ПТСР развивается примерно у 20-30% переживших тяжелую травму. Это связано с понятием психологической устойчивости.

Перечислю некоторые причины, почему у одних развивается расстройство, а у других нет:

· Наличие «безопасной базы» в детстве: стабильные, надежные отношения с родителями формируют внутреннюю опору.

· Когнитивная оценка: способность человека как-то осмыслить, «переварить» произошедшее, найти в нем хоть какой-то смысл.

· Стиль копинг-поведения: активные стратегии совладания (поиск поддержки, решение проблем), пассивные стратегии совладания (избегание, отрицание).

· Генетика и нейробиология: индивидуальные особенности реакции нервной системы на стресс.

· Обстоятельства после травмы: возможность говорить о случившемся, получить помощь и вернуться к хоть какой-то нормальной жизни.

— По каким симптомам можно определить ПТСР самим или с помощью специалистов? Назови ТОП-5?

— В целом, симптомы делятся на четыре кластера, и вот, пожалуй, пять самых ярких и узнаваемых:

Во-первых, это возникновение непроизвольных, навязчивых воспоминаний (флэшбэков): когда травма «врывается» в настоящее в виде образов, звуков, запахов, эмоций, как будто это происходит снова.

У этого парня травма в виде образа — паука...
У этого парня травма в виде образа — паука...

Во-вторых, стратегия избегания всего, что связано с травмой (мыслей, разговоров, мест, людей). Человек может постепенно изолироваться от общества.

В-третьих, человек находится в состоянии гипервозбуждения, то есть «на взводе» — это преувеличенная испуганная реакция на звуки, а также возникают проблемы со сном, раздражительность, трудности с концентрацией.

В-четвертых, происходят негативные изменения в мышлении и настроении: стойкое чувство вины, стыда, отчужденности от других, неспособность испытывать положительные эмоции («эмоциональное онемение»).

И наконец, в-пятых, меняются реакции, люди проявляют вспышки гнева, аутоагрессивное или безрассудное поведение (злоупотребление ПАВ, рискованное вождение).

ؙ— Насколько разрушительными для самого человека могут быть последствия ПТСР?

— Ключевое слово «разрушительными», и это так и есть. Последствия затрагивают все сферы бытия. Страдает физическое здоровье — повышается риск сердечно-сосудистых, аутоиммунных заболеваний, хронических болей.

Страдает и психическое здоровье. Могут наступить тяжелая депрессия, тревожные расстройства. Больным с ПТСР могут быть свойственны и суицидальные мысли, и различные зависимости.

Негативно меняется и социальная жизнь.Разрушаются отношения с семьей и друзьями, происходит профессиональная дезадаптация и изоляция, как уже говорила ранее.

А еще возникает и такое явление как «Страх жизни» — это глубокое чувство незащищенности, утрата веры в справедливость, предсказуемость и безопасность мира. Человек живет в постоянном ожидании нового удара, не может строить планы, доверять другим и радоваться. Мир воспринимается как враждебное место.

Мир жесток, а я всего лишь пешка...
Мир жесток, а я всего лишь пешка...

— Можно ли определить возникновение ПТСР у подростков?

— По отношению к подросткам нужно быть особенно внимательными, так как расстройство может маскироваться под «трудный возраст»:

· Регресс: возврат к детскому поведению.

· Резкая смена поведения: уход от общения, забрасывание прежних интересов, ухудшение успеваемости.

· Соматика: частые боли (головные, в животе) без медицинских причин.

· Агрессия и раздражительность: вспышки гнева, конфликты с семьей и сверстниками.

· Рискованное, саморазрушительное поведение: побеги из дома, употребление веществ, неразборчивые сексуальные связи, членовредительство.

· Навязчивое проигрывание травмы в играх, рисунках, снах кошмарного содержания.

Может ли человек продолжать жить с ПТСР, не предпринимая никаких мер по излечению. Не будет ли он при этом представлять опасность для самого себя и своего окружения?

— Да, может. Важно разделять: ПТСР не равно агрессия и опасность для окружающих. Многие люди годами живут с ПТСР, «функционируя» на базовом уровне: работая, имея семью. Однако это жизнь в режиме выживания, а не полноценного существования. Они могут быть не опасны для других, но почти всегда представляют опасность для себя самих из-за высокого риска депрессии, суицида, зависимостей и разрушения своего здоровья. Кроме того, страдают и их близкие от эмоционального выгорания, пытаясь помочь.

— У меня есть мнение, что в отдельных случаях можно заранее оградить от возникновения ПТСР, например, проводить определенную психологическую подготовку военнослужащих?

— Частично соглашусь с твоим мнением. Полностью оградить нельзя, но можно значительно повысить психологическую устойчивость. Для военнослужащих это особенно критично и важно. Что это могло бы быть? Как правило, это:

1. Психологическая подготовка: обучение распознаванию стрессовых реакций, техникам саморегуляции, реалистичные тренировки, снижающие эффект внезапности.

2. Формирование сплоченности подразделения:

чувство братства и взаимной ответственности — один из самых сильных защитных факторов.

3. Подготовка лидеров: офицеры должны уметь распознавать признаки стресса у подчиненных.

4. Дебрифинг и поддержка после миссии: грамотная психологическая помощь на этапе возвращения, нормализация реакций.

— Хочу вернуться к событиям, связанным с пандемией... Можно ли сказать, что в каждом из нас остались последствия шока, и как это может проявляться?

— Пандемия — это классическое массовое травматическое событие, сочетающее хронический стресс и острые потери. Поэтому, да, у многих остались последствия, но не всегда это клиническое ПТСР. Это можно назвать «травматическим отпечатком» или синдромом выжившего. И у него тоже есть свои проявления: общая тревожность о здоровье, навязчивое мытье рук, социальная апатия («ничего не хочу»), обострение страхов, утрата веры в институты, сложность в планировании будущего, неразрешенное горе у тех, кто потерял близких в изоляции. Мы все прошли через коллективную травму, и ее эффекты еще будут изучаться.

Можно ли самостоятельно справляться с симптомами ПТСР, если они в незначительном проявлении, или в любом случае необходимо обращаться за помощью к специалистам? И к каким?

— Да, можно. Если это незначительные и недолгие симптомы. Они проявляются в первые недели после события как острая стрессовая реакция. И в таких случаях можно пробовать простые шаги:

· Регулярную физическую активность для снятия гипервозбуждения.

· Техники заземления при начинающейся тревоге или флэшбэке (сосредоточиться на дыхании, на предметах вокруг, считать что-либо).

· Поддержание режима дня, особенно сна и питания.

· Общение с понимающими близкими.

Но при этом важно знать и «красные флаги», когда помощь специалиста просто НЕОБХОДИМА:

Это когда симптомы длятся более месяца.

Человека посещают опасно-суицидальные мысли, и возникает неконтролируемая агрессия.

Когда симптомы мешают жить (не могу работать, общаться).

И когда вы используете алкоголь/наркотики, чтобы заглушить симптомы.

Но обращаться можно не к каждому психологу. Квалифицированную помощь могут оказывать только психотерапевт (врач) или клинический психолог, имеющие специализацию по травме. При необходимости врач-психиатр может назначить медикаменты (чаще всего антидепрессанты группы СИОЗС).

Насколько длительной будет психотерапия и какие методики более эффективны при таком виде расстройства?

— Да, на самом деле это не краткосрочная работа. Минимальный реальный срок для устойчивых изменений — от 6 до 12 месяцев регулярных сессий (обычно раз в неделю). В сложных случаях терапия может длиться годами.

Назову методики с доказанной эффективностью:

Это терапия с длительным воздействием: вид когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), которая помогает снизить силу реакции на травмирующие воспоминания.

Когнитивная обработка: вид КПТ, которая работает с искаженными убеждениями, возникшими после травмы («это я виноват», «миру нельзя доверять»).

Еще зарекомендовал себя метод «Десенсибилизация и переработка движением глаз» (EMDR, ДПДГ): помогает «разблокировать» и переработать травматические воспоминания с помощью билатеральной стимуляции.

Терапия соматического переживания (Somatic Experiencing) работает через телесные ощущения, помогает «разрядить» замороженную в теле энергию стресса.

Выбор методики зависит от особенностей человека/пациента, характера травмы и предпочтений и компетенций специалиста. Главное — чтобы выстроились доверительные отношения с терапевтом и сформировалось ощущение безопасности в процессе работы.

Интервью подготовила Валентина Разумовских

Читайте, подписывайтесь, делитесь мнением, задавайте свои вопросы, мы их обязательно разберем. Здесь психология без ограничений. На простом языке и с участием экспертов.