"...Остановка была пустая. Лишь на самом краю скамейки, вжавшись в угол и нахохлившись, как птенчик, сидел мальчишка лет шести-семи: сверху до самых глаз натянута шапка, снизу - снуд, руки полностью спрятаны в рукава куртки, а сам трясется, словно осиновый листик…"
Недарэка. Это был любимый бабушкин эпитет в адрес Кости. Родом из белорусской глубинки, она в домашней обстановке часто переходила на родной полесский диалект, и это было самое, на ее взгляд, подходящее определение для внука, ласково, но точно заменяющее русское слово "непутевый".
Недарэке, между тем, уже исполнилось двадцать два, и он успешно заканчивал институт по ветеринарной специальности, готовясь в ближайшее время защищать диплом. Однако, ветеринарная Костина практика началась гораздо раньше, когда, будучи постоянно полуголодным, часто битым пьющими родителями, он притаскивал с улицы таких же лишенных тепла котят и щенков, прятал их в сарае, кормил, согревал и выхаживал.
Когда Костику было семь, родители после очередной попойки сгорели заживо. Мальчишку спасло то, что он как раз тогда ночевал в сарае со своими питомцами и успел выскочить на улицу до того, как огонь перекинулся и на него.
Бабушку Костя впервые увидел после того, как попал в детдом. Оказалось, что у существовании внука она даже не знала. Но, получив известие от органов опеки, нисколько не колебаясь, сразу же начала собирать необходимые документы, и уже через месяц внук переехал на новое место жительства.
Вслед за Костиком в доме практически сразу начали появляться разномастные, чаще всего грязные и блохастые щенки, котята и птенцы, а также всевозможные жучки-паучки, грызуны и пресмыкающиеся.
Помогая бабушке собирать колорадских жуков на огороде, он не давил их, как делали все, а аккуратно собирал в баночку и выносил в лес. Кротов в огороде не давал бабушке травить, а терпеливо их отлавливал, опять же утаскивая подальше от участка. С мышами и тараканами в доме поступал также…
Отношения со сверстниками у Костика были ровными, без панибратства и близкого общения, зато со своими найденышами он готов был возиться сутками. Едва научившись читать, Костик записался в библиотеку и сумками носил в дом все, что можно там было найти по уходу и лечению питомцев. А чуть позже упросил бабушку подключить интернет и стал искать всю необходимую ему информацию там.
Сказать, что бабушка была рада увлечению Кости, было бы неправдой: мало кто обрадовался бы полубольной разношерстной гвардии в доме. Но и отказать любимому внуку было невозможно, тем более что с учебой он справлялся без всяких проблем, нареканий от учителей никогда не было, по дому и на участке помогал исправно. В душе бабушка даже гордилась внуком, ну а для вида и общего антуража все равно ворчала: “Недарэка ты мой…”
Со временем было решено отвести для Костиных найденышей отдельную комнату, им также выделили место в сарае, ну а закрытый двор дома уж само собой был в их распоряжении по мере выздоровления и социализации.
Постепенно Костя даже стал кем-то типа местной знаменитости - о мальчике, подбирающем и выхаживающем животных, со временем узнал весь поселок. К нему стали обращаться за советом и помощью, приносили найденных котят и щенят.
А когда Костя поступил в институт, тут уж народ и вовсе зачастил к нему с любыми вопросами, связанными с живностью. Костя, теперь уже чаще Константин, терпеливо всем объяснял, что практикой он официально заниматься еще не может, не доучился, но помогал естественно, чем мог. Денег с односельчан не брал, но от благодарности в виде кормов и лекарств для своих подопечных не отказывался.
*****
Дорога от дома до института занимала у Кости не меньше двух часов, а чтобы успеть на первый утренний автобус до города, приходилось вставать в пять утра. Впрочем, за пять лет учебы он привык к такому графику, и в этот раз подошел к автобусной остановке даже минут на десять раньше его прибытия.
Желающих ехать в такую рань в город обычно и так находилось мало, а сегодня остановка и вовсе была пустая. Лишь на самом краю скамейки, вжавшись в угол и нахохлившись, как птенчик, сидел мальчишка лет шести-семи: сверху до самых глаз натянута шапка, снизу - снуд, руки полностью спрятаны в рукава куртки, а сам трясется, словно осиновый листик…
-Привет, - Костя присел перед мальчиком на корточки. - Ты чего здесь?
Тот шмыгнул носом, спрятав в снуд еще и глаза, и вдруг разревелся там, внутри своей одежки, навзрыд…
-Малой, да ты что! - Костя подхватил ребенка на руки и прижал к себе. - Болит где-то? Потерялся? Что?
Мальчишка замотал головой и, не переставая рыдать, стал выкручиваться из Костиных рук.
-Вы ее за-д-дав-в-ит-те, - выдавил он сквозь слезы.
-Кого? - Костя недоуменно покрутил головой.
-Мяфку, - трясущимися ручонками мальчишка чуть расстегнул молнию куртки, и Костя успел заметить затравленный взгляд зеленых глаз на маленькой кошачьей мордочке.
-Ладно, объяснять потом все будешь, а сейчас давай быстрее греться, - Костя ухватил мальчонку за рукав куртки и потащил в сторону поселка, но, поняв, что так идти они будут слишком долго, вновь сгреб ребёнка в охапку, стараясь не давить на кошку, и побежал к дому.
-Ба, ставь скорее чайник! У нас гости,- Костя стянул с мальчишки верхнюю одежду, ботинки, замотал его в одеяло вместе с кошкой и посадил к печке. А затем стал греть ледяные ручонки в своих ладонях.
-Таких найденышей у нас еще не было, - бабушка уже наливала чай. - Давай-ка попей горяченького…
-Я есть хочу… И Мяфка тоже, - мальчишка зарделся, как помидорка.
-Ну это само собой, - бабушка заулыбалась. - Для дорогих гостей у нас сегодня гречка с колбасой и блины с вареньем. Будешь? Сейчас все разогреем.
Гость молча кивнул, широко зевнул и потер ставшие вдруг сонными глазешки.
-Ну вот и здорово. Ты сейчас поешь и спать. Давай только познакомимся. Я - Костя. Это - Варвара Степановна, для тебя просто баба Варя. Кстати, самая лучшая бабушка на свете…
-А у меня бабушки нет, - мальчишка опять скуксился. - И дедушки тоже... А теперь вот мама… - слёзы ручьями покатились из глаз.
-А с мамой что? - Костя прижал мальчонку к себе.
-Маму дядя Федя стукнул. Сильно. Он пьяный был. Мама головой ударилась об угол, - мальчик закрыл лицо руками. - Ее на носилках в скорую забрали и увезли. А мы с Мяфкой сбежали…
-Как сбежали? Почему?
-Я слышал, как соседка говорила, что раз у меня больше никого нет, меня в детдом заберут, а я не хочу, - он уткнулся носом в Костину грудь, и рубашка в этом месте тут же стала горячей и мокрой.
-А папа? Папа тебя не может забрать? - Костя уже понимал, что папы всего скорее тоже нет, но вынужден был уточнить и это.
В ответ плач только усилился.
-Ладно, мужикам много реветь не положено, - Костя погладил мальчишку по вздрагивающей спинке. - Тем более, без веской на то причины. Я уверен, что с мамой твоей все будет хорошо. Давай ты сейчас все-таки перекусишь и пойдешь спать, а я постараюсь все выяснить про твою маму. Идет? - он занес мальчика за стол и усадил перед тарелкой с кашей. - Ты мне только так и не сказал, как тебя зовут…
- Ярик, - мальчишка взял ложку, поворочал ей в тарелке и обессиленно опустил на стол.
-А фамилию свою знаешь?
-Сиротин, - Ярик, тяжело вздохнул, не глядя на Костю, которой опять почувствовал острую необходимость прижать мальчишку к себе.
-У мамы такая же фамилия?
- Да, - малыш кивнул.
-А зовут как?
-Света.
-Расскажи мне еще быстренько про Мяфку твою. У нее болит что-то? - Кошкино поведение явно не было нормальным. Сидеть столько времени за пазухой у ребенка и не пытаться удрать - что-то тут было не так.
-Мама ее у дяди Феди отобрала. Он поэтому ее и ударил, что она за Мяфку заступилась. Он, когда пьяный, гоняет ее всегда по квартире и орет… А мама сказала ему, чтобы он больше к ней близко не подходил и что теперь это наша кошка… Она боится всего и все время на руках сидит. И дрожала еще сильно сначала… Ее, наверное, надо врачу показать…
- Считай, что ты уже показываешь, - Костя раздвинул одеяло, под которым пряталась кошка, и аккуратно взял ее в руки. Худенькое черное тельце действительно тут же задрожало, но кошка даже когтей не попыталась выпустить и смотрела на него затравленным обреченным взглядом. - Да, Мяфка, досталось тебе, - Костя быстро ощупал и осмотрел кошку. - Ну, на первый взгляд, травм и повреждений нет. А вот стресс на лицо. Похоже, для вас обоих лучшим лекарством сейчас действительно будет сон. Забирай свою Мяфку и спать. Баба Варя вам уже постелила, - он подхватил обоих на руки и занес в кровать. - Все хорошо будет!
-А ты меня в детдом не отправишь? - Ярик натянул одеяло до самых глаз, которые у него уже совсем не открывались от усталости.
-Обещаю сделать все, чтобы у тебя был свой дом… - Костя потрепал мальчишку по макушке, но он его слов уже не услышал, моментально провалившись в сон.
*****
- Ну и что делать собираешься? - бабушка сидела за столом, подперев голову рукой. - Не котенок и не щенок, чай… Это по ним у тебя никто документов не спрашивал, а здесь-то совсем другое дело. Его ведь поди уже ищут. А нас с тобой похитителями могут признать…
-Ба, не сгущай краски. Надо сначала про маму его выяснить. Может, все не так уж и плохо, как Ярику показалось. Подлечится и заберет его. Ну а если нет… Я ему обещал, что сделаю все, чтобы он не попал в детдом… Ты же понимаешь… Можно же в конце концов опеку оформить. Я работать пойду. И ты поможешь, правда?
-Куда ж я денусь… Только пусть все-таки с его мамой все хорошо будет. Ребенку без мамы, сам знаешь, как не сладко…
Обзвонив больницы, маму Ярика Костя нашел, но говорить по телефону про ее состояние никто не стал, а, кроме того, сразу заявили, что всю информацию при посещении могут сообщить только родственникам.
Поскольку Ярика наверняка уже искали и ссылаться на него в больнице было никак нельзя, выходило, что простым путем попасть в палату к маме мальчика или поговорить с ее врачом не получится.
-Так, Сиротина… Есть такая. Травматология. Кем приходитесь ей? - санитарка поводила пальцем по спискам, найдя названную фамилию, подняла на Костю церберовские глаза и просверлила его взглядом насквозь.
-Муж, - кажется, впервые в жизни Костя врал без зазрения совести.
-Паспорт давайте!
-Забыл… - для пущей убедительности Костя основательно похлопал себя по карманам.
-Не положено, - санитарка отвернулась, утратив к нерадивому посетителю всяческий интерес.
-Мне очень нужно! - Костя сдаваться не собирался. - Я спешил, понимаете? Не до паспорта было. А ей там плохо… Пропустите! Пожалуйста!
-Не положено… Приходите с паспортом, - санитарка равнодушно пожала плечами.
-Бывают же исключения! Ну, посмотрите. Я не бандит, не террорист. Сумку можете проверить. Хотите, я ее вообще тут оставлю…
-Я же вам ясно сказала. Не положено! - санитарка явно была из категории непробиваемых.
Костя собирался добавить еще парочку аргументов, но тут почувствовал, как кто-то тихонько тянет его за рукав сзади, и обернулся.
-Не слушай ты ее… Идем-ка, - седая маленькая старушка потащила его в сторону от проходной.- Гляди. Вон там сбоку дверь. Пойдешь по коридору, выйдешь на улицу, а там за угол, и через запасной ход поднимешься наверх… Когда люди любят, им помогать надо, а не мешать…
*****
-Вот ваша пострадавшая. Травма, конечно, серьезная. Но операция прошла успешно, - лечащий врач провел Костю в палату. В отличие от санитарки на входе в отделении никто его паспорт не спрашивал, поверив на слово. - Организм молодой, будем надеяться, что справится. Мы еще какое-то время подержим ее в искусственной коме. Так что придется подождать. Но вы все равно можете посидеть тут. Не знаю, как это работает, но иногда после выхода из комы пациенты помнят, что им говорили, когда они были в отключке. Так что у вас есть шанс сказать то, что не решались раньше, - он грустно усмехнулся и вышел из палаты.
Представляясь мужем женщины, которую он ни разу до этого не видел, Костя как-то не подумал, что она может оказаться гораздо старше его. Но девушка с забинтованной головой и под аппаратом ИВЛ выглядела скорее подростком, чем мамой уже не самого маленького мальчика. Худенькая, светленькая… Мама Света. Надо же.
Костя присел на табурет возле кровати. Рука сама собой потянулась к тонкой девичьей кисти. Что он мог ей сказать? Но слова как-то тоже нашлись сами собой.
Про Ярика, которого он только впервые увидел сегодня, но почему-то уже успел привязаться… Про кошку, сжившуюся со страхом и болью, которой теперь предстояло учиться верить людям и любить их… Про странное чувство, которое вдруг начинает тонкими теплыми волокнами связывать с абсолютно незнакомым человеком… Хотя почему незнакомым? Если человек характеризуется поступками, то он, Костя, уже много знает про эту девочку, бесстрашно отбивающую кошку у пьяного нелюдя и в одиночку воспитывающую еще маленького, но уже правильного человека…
*****
Как часто мы теряем и как редко находим, просто потому, что не позволяем себе сделать это. Чужая боль так и остается чужой. Только ведь не наши радость и счастье нашими тогда тоже не станут…
Давайте учиться находить.
Людмила Прилуцкая
Пожалуйста, не забудьте подписаться на мой канал: https://dzen.ru/id/63c7ddd0e025c5351bb991a1. Это позволит Вам отслеживать появление новых рассказов и очень поможет каналу!!!
Мои каналы в ВК https://vk.com/prilutskaya_stories и в ТГ t.me/...ies.
Рада всем подписавшимся! Ценю Ваши лайки и комментарии. Не убегайте надолго!
Подборка моих историй о любимых наших хвостатых и не только здесь:
А вот это еще парочка историй для солнечного настроения:
Черный. Новогоднее чудо - https://dzen.ru/a/Z2cyOn2qj3nc5sQ-
Пополам не делится - https://dzen.ru/a/Z13yNDS2LiOTAw1N
Марфа-Рыжуля - https://dzen.ru/a/ZE7wlnpjEGU3iowC
Добрые истории со смыслом и теплотой