Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Взгляд московского обывателя на Ленина с бревном на знаменитом субботнике

1 мая 1920 года по решению IX съезда РКП(б) советское начальство приняло решение, что «Если отдых – то активный, если праздник – то спортивный» и вместо законного выходного дня по советскому календарю все отправились трудиться на субботнике. То есть, если в 1919 году «Великий почин» по ремонту паровозов был на самом деле инициативным, то знаменитое мероприятие, на котором товарищ Ленин отметился со знаменитым бревном и массой помощников, вообще-то было совсем не добровольным. А по решению съезда партии. Правда, участвовать почему-то пришлось всем: и партийным, и беспартийным. «Мы, рабочие России, В первомайский день Поразим трудом – стихией Всю разруху-лень. Мы покажем всей Вселенной, Что «субботник-труд» Сокрушает цепи плена, Как изгнивший прут. Победив врагов военно, Транспорт пустим в ход; И запляшут вдохновенно Поезд, пароход…» Источник: "Московская правда", 23 апреля 1920 года. В те годы в Москве жил некий Никита Окунев – обычный москвич, обыватель, служащий, человек, выживавший с

1 мая 1920 года по решению IX съезда РКП(б) советское начальство приняло решение, что «Если отдых – то активный, если праздник – то спортивный» и вместо законного выходного дня по советскому календарю все отправились трудиться на субботнике. То есть, если в 1919 году «Великий почин» по ремонту паровозов был на самом деле инициативным, то знаменитое мероприятие, на котором товарищ Ленин отметился со знаменитым бревном и массой помощников, вообще-то было совсем не добровольным. А по решению съезда партии. Правда, участвовать почему-то пришлось всем: и партийным, и беспартийным.

«Мы, рабочие России,
В первомайский день
Поразим трудом – стихией
Всю разруху-лень.
Мы покажем всей Вселенной,
Что «субботник-труд»
Сокрушает цепи плена,
Как изгнивший прут.
Победив врагов военно,
Транспорт пустим в ход;
И запляшут вдохновенно
Поезд, пароход…»

Источник: "Московская правда", 23 апреля 1920 года.

В те годы в Москве жил некий Никита Окунев – обычный москвич, обыватель, служащий, человек, выживавший с семьей, как мог в годы революции и становления Советской власти. Он остался в истории благодаря своему подробному дневнику, в котором он записывал все происходящие события, а также такие важные для понимания эпохи подробности как цены почти на все продукты и услуги, зарплаты и бытовые подробности. Благодаря этому дневнику мы можем взглянуть на Москву первых лет Советской власти глазами обычного человека. Вот как у Никиты Окунева прошел Первомай 1920 года, тот самый день, когда товарищ Ленин потаскал свое знаменитое бревно:

«1-е мая не праздновали. Коммунисты постановили превратить его в «Первомайский всероссийский субботник», и, таким образом, разные советские учреждения, так сказать, «неотложного порядка», а в том числе и наш Водный Транспорт, были открыты на обычные 6 часов, а учреждения другого, «неспешного», порядка посылали своих сотрудников или рабочих на общественные работы. Предвиделись (и может быть частью исполнены) закладки памятников, зданий, уборка строительного и уличного мусора, чистка бульваров, древонасаждения, прокладки узкоколейных дорог, ремонты паровозов, машин, пароходов, и проч.
В 9 часов утра грохнул пушечный выстрел, что знаменовало начать всякие работы, в 3 часа дня другой выстрел; значит, кончай и получай каждый подарок от попечительного правительства: 1/2 фунта хлеба, 1/8 фунта масла и 3 конфетки, а впридачу бумажный "жетон", дающий право получить из советской столовой бесплатный обед и посетить какой-нибудь театр - тоже бесплатно. Хлеб, сало и конфеты мы с дочерью получили, а все прочее получить было трудно, надо было для получения обеда простоять в очереди часа три, а право на театральное удовольствие выиграть или купить.
По поводу этого субботника написано видимо-невидимо хвалебных статей и будут еще долго писать все в том же роде. Такая штука в социальном деле спорная. По крайней мере, меньшевики считают работу 1-го мая изменой Интернационалу….»

То есть на самом деле работы были не совсем уж бесплатными – оплата, как выясняется, все-таки имелась, только не зарплатой, а продовольственным пайком. Теоретически можно было еще и культурный уровень повысить, но Окунев не стал тратить время, да и вряд ли его чем-то бы удивили (он был увлеченным театралом и регулярно посещал спектакли).

-2

После проведения субботника советские газеты наперебой начали трезвонить по поводу участия в этом мероприятии товарища Ленина с его бревном. Как будто у него имелось право не участвовать! Резолюция IX съезда вообще-то всех касалась, в том числе и вождя. Так что товарищ Ленин просто исполнил решение съезда. Но шум из этого подняли такой, что Ленин с бревном стал не просто героем картин в стиле соцреализма, но и самым натуральным мемом, как мы говорим в наше время в соцсетях.

Окунев же по поводу этой шумихи высказался так:

«… в сегодняшних газетах все о первомайском субботнике. Так же умилительно пишут об участии в физических работах самого Ленина, тащившего на плече в компании с семью товарищами толстое бревно, как в свое время писали о десятиверстном походе Царя Николая Второго в солдатском походном снаряжении…»

А ведь и в самом деле верно подмечено.

О царском походе – это Окунев про знаменитую историю, как Николай II в Крыму новую форму на себе тестировал:

И ведь в самом деле похоже :)

А самое главное, что тревожило тогда Окунева – то, что теперь большевики станут устраивать эти субботники постоянно. Ведь сразу после первомайского субботника провели «Неделю труда» и потом эти мероприятия насчет поработать сверхурочно и бесплатно стали проводить регулярно.

И такой стала эта регулярность, что уже 20 декабря 1920 года в «Московской правде» появилась статья, называвшая вещи своими именами:

-3

«Субботникам нужно вернуть их смысл

Полтора года тому назад по инициативе одного товарища группа рабочих организовала первый субботник. Руководимые своим собственным желанием, они показали пример свободного коммунистического труда. Полные энтузиазма они без принуждений, не требуя никакой оплаты, проработали определенное количество часов, чувствуя, что они делают большое дело.

Чрезвычайно быстро по всем углам и весям Советской России стали следовать этому великому почину и организовывать по своему собственному почину субботники. Создалось своего рода соревнование по организации субботников, которое захватывало не только членов партии, но и беспартийных. Никем эти субботники не регламентировались никаких норм ни кем не устанавливалось и никаких дисциплинарных взысканий за непосещение их ни кем не налагалось - это было свободное проявления инициативы, которое представляло из себя прообраз коммунистического труда.

Прошло больше года, и во что превратился этот великий почин?

Даже для членов РКП и, особенно для них, в тяжелую повинность. Часть членов партии старается всеми способами избавиться и не выполнять эту повинность, что им в значительной степени удается, другая часть, более добросовестная к своим партийным обязанностям, выдерживает это испытание с грехом пополам. «Великий почин» превратился в трудовую повинность.

Так дальше продолжаться не должно, надо восстановить субботники в их первоначальном значении свободного проявления порыва к труду. Вместо регламентации нужно установить свободное соревнование, предоставляя инициативу товарищам на местах.

То, что до сих пор проделано по всей России:

1) Обязательное участие не менее двух раз в месяц, независимо от характера и важности работ;

2)Дисциплинарное взыскание, или предоставление разных свидетельств;

3)Получение пайка за субботник и т. д.

Все это вынуло самую душу из великого почина и превратило его в то, о чем я уже указал.

Значение субботника как великого почина при теперешней постановке совершенно исчезло. Что же касается непосредственной пользы Республике по результатам производимых продуктов, то последняя совершенно незначительна и ни в какой мере не может оправдать себя: времени и энергии тратится значительно больше, чем нужно при обыкновенном труде и это при нормальной организации труда субботничающих, а у нас организация труда субботников чрезвычайно часто хромает на обе ноги. И заранее нужно сказать, что хромает не потому, что организаторы и организации плохи, а самую работу при неизвестном количестве и качестве рабочих организовать довольно трудно. Так что и с точки зрения рационального использования труда субботники при настоящей постановке никакой особенной ценности не представляют.

Теперь несколько слов об участие беспартийных (не считая красноармейских частей, которые находятся в особых условиях). Процент беспартийных участвующих в субботниках увеличивается или уменьшается в зависимости от продовольственных затруднений, так как побуждением во многих случаях является тот паек, который они получают.

Из всего этого нужно сделать соответствующие выводы:

1) субботники, как регулярные обязательные, за непосещение которых следует дисциплинарное наказание надо отменить;

2) субботники проводятся время от времени в виде первомайского или коминтерновского или приурочиваются к каким-нибудь событиям, или когда необходимо проделать экстренно чрезвычайно важную работу без принуждений конечно, а по доброй воле. То же самое по отношению к заводам: предоставить им самим проявлять инициативу в области свободного труда и устраивать субботники, когда они сами найдут нужным.

Необходимо субботнику вернуть его душу - его смысл, необходимо восстановить его как великий почин.

Рафаил»

-4

Наивный Рафаил. Прав был Окунев, когда беспокоился, что субботники станут удобным способом эксплуатации под видом увлеченного энтузиазма. Начальство очень быстро увидело в субботниках возможность заткнуть дыры, как скоро начнут говорить - «прорывы», ударной работой, по возможности бесплатно. Хотя нельзя отрицать и того, что энтузиазм тоже был, хоть порой и совсем без головы.

Потом, на закате СССР субботники просто выродятся в показуху. Может быть, не стоило тогда советским газетам столько хвалить Ильича с его бревном?! Прав был Никита Окунев. Только его дневник тогда никто не читал, он его писал для себя.