Георгий сидел на высоком топчане и смотрел на людей, поставленных на колени у его ног.
- Вот, князь-батюшка, тати разбойные! Людишек простых обирали, душегубствовали, девок портили...
Голос Михая, исполнявшего в свите Георгия роль обвинителя и шута, выдавал фальшивые нотки, как у бабы-плакальщицы, старающейся показать свое несуществующее горе за деньги.
Георгий поморщился, сделал знак Михаю замолчать. Повеление было исполнено мгновенно. Стоящие на коленях не смели поднять голов.
- Правда ли то, что мне сейчас про вас рассказали? - спросил Георгий.
-Ложь, завистники оговорили! - прокричал один из пленников, все так же глядя в пол.
- Слышь, Михай! Говорят ты хулу на честных людей возводишь!
-Я? Да Михай в жизни слова лживого не сказал!
- Будем значит по суду разбирать кто из вас неправду говорит! - постановил Георгий.
- Разбери, князь-батюшка! Твое слово -кремень! - заныл притворно- обиженно Михай.
- А вы то хоть разумеете, перед кем на коленях стоите?- обратился вновь Георгий к пленным.
Те молчали, еще ниже склонив головы.
- Великий Князь Московский перед вами! - Михай даже ножкой в красном сапожке притопнул.
- Самозванец ты, а не князь! Князя я глазами своими видел! - вдруг проговорил один из коленопреклонных.
- Это тот, кого ты видал, самозванец! А перед тобой старший сын князя Василия! - Михай пнул говорившего сапогом, отчего тот завалился на бок. Связанные за спиной руки мешали ему самостоятельно подняться, а стражники на помощь не спешили.
- Давно законное место мое украл тот, кто теперь себя царем величает! Ну ничего, скоро окончится его время! - проговорил Георгий фразу, сказанную им за десяток последних лет множество раз, - Уведите, да следствие учините по закону нашему!
Оставшись один, он стянул с головы шапку и со злостью бросил ее в угол. Десять лет он пытался доказать себе и окружающим право на отцовское наследство. После того памятного дня, когда из уст инокини Софии узнал он, кто есть на самом деле, вся жизнь Георгия вертелась вокруг княжеского стола. Целую армию сколотили они с Антипкой благодаря деньгам матери, да тем, что отбирали у самых злобных бояр и купцов. Скоро люди и сами пошли к нему. Кто в поисках справедливости и защиты, кто из корысти ради, кто для сокрытия от сыска. Дисциплина в этой разношерстной армии была железной. Понимал Георгий, что если даст слабину, то все разбегутся, как крысы с тонущего корабля. Потому старался, чтобы его воинам жилось вольготно и сыто, но по установленному им самим закону.
Дверь скрипнула и вошла Настасьюшка. Как и всегда, Георгию показалось, что в комнату заглянуло весеннее солнышко, сразу сделав все вокруг светлее и ярче.
- Нет ли вестей от Федора? - спросила она у мужа.
- Нет пока, голуба моя! Не тревожься, как только случай подвернется, вызволим мы его из кремлевских застенков!
- Да туда разве попадешь! Видала я те стены, когда ездила с матушкой, Феденьку проведывать. Разве что пушками, что только у Ивана есть, и пробьешь!
Она намеренно не назвала Ивана князем или царем, зная как это не нравится мужу. Успела за много лет выучить его норов.
Георгий вернулся ней, как и обещал, почти сразу после похорон инокини Софии.
- Женою моей будешь? - спросил, и она согласилась.
Мольбы и угрозы матери, мол запру тебя, не подействовали. Настасья бежала из дома украдкой, под покровом ночи, прямо в объятия Георгия, ждавшего ее в условленном месте.
Поступила бы так, зная, что ждет ее рядом с ним? Вряд ли! Георгий увез ее из Суздали в Тульские леса, пообещав вскоре привезти и матушку, но свиделась с ней Настасья только через три года, имея уже первого сына на руках. Ей, как жене опасного для государя бунтовщика и смутьяна, приходилось наравне с ним скрываться, вести жизнь кочевую и при том растить детей, что почти каждый посылал им Господь.
Брата Федора, находившегося, на службе у царя Ивана, теперь по ее вине, упрятали в кремлевские застенки. Узнали откуда-то, что сестра его с бандитом живет. Георгий обещал помочь Федору, да только понимала Настасья, что исполнить обещанное муж не сможет.
Она вздохнула, машинально провела по животу рукой, словно поправляя складки широкого платья.
-Пинается? - спросил Георгий, - Видно еще один сын зреет!
Он был доволен. Из семерых рожденных Настасьей к тому времени детей, лишь две были девочками. Мечтал Георгий, как по справедливости поделит княжество между всеми своими наследниками, да даст им наказ жить в мире и друг дружку поддерживать. Таким видел должный порядок и справедливость. Тогда еще не знал, что мечтам его не суждено было сбыться.
Как всегда и бывает, долго готовился Георгий к войне с братом Иваном, да быстро дело сладилось. Началось все с известия о том, что брат Настасьи, Федор, в застенках кремлевских сгинул. Толи от голода и вечной сырости, толи убиен был по приказу царя, да только безутешна была любимая жена атамана Кудеяра, как звали Георгия в народе, и решил он, что пробил решающий час. Иван, уже именовавший себя царем, не был готов к нападению целого войска, возникшего вдруг из ниоткуда прямо у западных ворот Москвы. Кто напал на него узнал только через несколько дней, когда пустил в осажденный город послов из вражеского стана.
"Я, брат твой старший, Юрий. Сын княгини Соломонии и отца нашего общего, князя Василия. Пришел свое взять, по праву рождения мне принадлежащее. Вера наша запрещает кровь лить напрасную, а тем более родную. Ты уже увидел мощь моей рати, потому говорю тебе - отступи! Признай меня старшим братом и я дарую тебе спокойную жизнь!"
Трудно представить себе в какой ярости читал эти строки царь Иван, уже тогда известный своим крутым нравом. Но и умом Бог его не обделил. Иван понимал, что попал в западню этого человека, называвшего себя его братом. Жалел, что не стал тратить силы и разыскивать его, когда только узнал о возможном существовании у Соломонии сына. Что не припер няньку Анну к стенке, не выведал всю правду. Тогда он еще мог раздавить его, уничтожить. А теперь...
Собрав в кулак волю и плотнее сжав тонкие губы, Иван написал Георгию ответ, что мол желает он с братом встретиться лично, да как это можно, раз город в осаде? Народ волнуется, ратники в бой рвутся! "Отступись от Москвы, да назначь встречу! На ней и порешим все, как братьям положено!"
Когда царю Ивану доложили, что войско отходит, он и сам удивился, что так легко смог остановить разбойника. Тут же послал за самыми лучшими своими людьми. Приказание его было простым и понятным. До встречи, которую Кудеяр несомненно назначит, тело разбойника должно уже остыть. Извести самозванца Георгия надлежало хитростью, за которую Иван готов был положить весьма щедрое вознаграждение. И товарищи не подвели.
Георгий успел отпраздновать первую победу и назначить встречу Ивану в чистом поле на Москве реке. Место выбрал не случайно. Туда незаметно с войском не подойдешь, а сам Георгий, буде Иван обмануть вздумает, мигом вернется к Москве. Думал Кудеяр, что предусмотрел все. Москву и окрестности ее заполонили его соглядатаи. Георгий знал, когда Иван выходил из Кремля, кого к себе звал, не знал только то, что он задумал.
Подлая стрела настигла главаря разбойничьего войска внезапно и безжалостно, оборвав разом все мечты, вынашиваемые им долгие годы. Иван же, уничтожив сердце разбойников, принялся истреблять всех его сторонников. Не убереглась и Настасья с детьми...
Говорили, что узнав о смерти Георгия, Настасья прокляла царя Ивана. Правда, или совпадение, но беды стали преследовать семью грозного царя. Одного за другим терял он собственных деток, а потом и любимой своей лишился, тоже Анастасии. Все туже сжимались вокруг Ивана оковы власти, высасывая душу, не оставляя жалости к ближним, забирая остатки человечности. Он был обречен, но не понимал этого. Реками крови старался утолить жажду обладания всеми богатствами мира и судьбами людскими, и никак не мог утолить ее. Власть оказалась для него непосильной ношей, которую пришлось нести долгие годы. Сам того не понимая, спас Иван от подобной участи старшего брата и прошел этот путь один...
Конец.
Дорогие подписчики! Если вам нравится канал, расскажите о нем друзьям и знакомым! Это поможет каналу развиваться и держаться на плаву! Подписывайтесь на мой Телеграмм канал, что бы быть не пропустить новые публикации и не потерять канал, так как Дзен часто принудительно отписывает подписчиков.
Поддержать автора (если есть желание и возможность) можно переводом на карту:
Сбербанк: 2202 2067 5653 0312