Подборка "Духоведение Рудольфа Штайнера".
Дорнах, февраль 1924г. Лекция 4. (Выдержки, продолжение темы).
Для того, чтобы продвинуться дальше в своих исследованиях, нам нужно вернуться опять к обычному сознанию. Рассматривая человеческий организм с точки зрения руководства по анатомии и физиологии мы видим в виде четких форм печень, селезенку, почки, сердце, легкие, кости, мышцы, нервные волокна. Создается впечатление, что четкие очертания - это нечто существенное.
Но 90 процентов состава человеческого организма - жидкие или даже газообразные, т.е. при жизни человек больше представляет собой водяной столп. Так что можно сказать: разумеется, своим физическим телом человек принадлежит твердой стихии - земле, тому, что древние мыслители и называли «земля»; но далее начинается то, что в человеке является жидким.
Земной мир по-настоящему влияет на человека только в отношении того, что является в нем «твердым». Ибо и в окружающей природе вы можете увидеть, что там, где начинается жидкая стихия, тотчас выступает внутренняя формообразующая сила, проявляющая в своем действии сугубую целостность. Возьмите жидкий элемент нашей Земли, всю ее воду. Если дать воде свободно формироваться, она становится каплеобразной - жидкое всюду стремится стать каплеобразным, принять форму шара, что являет собой отражение всей Вселенной.
Как только мы вступаем в область жидкого, мы уже не можем объяснить его на основе земных сил. Если вы вникнете в бесчисленные попытки объяснить шарообразную форму земных вод силами самой Земли, вы увидите, сколь тщетны все эти старания. На основе силы земного притяжения и тому подобного шарообразная форма земных вод необъяснима. Ее нужно объяснять не земным притяжением, а давлением извне.
Тогда мы сразу приходим к тому, что даже и во внешней природе нам очевидно: для объяснения жидкого элемента мы должны выйти за пределы земного мира. А отсюда вы придете к пониманию того, как обстоит дело с человеком. В тот момент, когда вы обращаетесь к жидкому элементу, вы нуждаетесь в этом «втором» человеке, который действует в жидкой стихии. Значит, можно сказать: физический человек действует в «твердом», эфирный человек действует в «жидком». Эфирный человек, кроме того, конечно, всегда представляет собой нечто самостоятельное, но посредник, через которого он действует, - жидкость.
А теперь вопрос в том, чтобы продвинуться дальше. Подумайте, мы дошли фактически до внутреннего переживания указанного укрепленного мышления, то есть до переживания эфирного «второго» человека, а это предполагает, что мы развиваем энергичную внутреннюю активность. Как вы знаете, если приложить некоторое усилие, можно не только привести мышление в движение, но можно запретить себе мысли, т.е. перестать думать. Но снова произвольно погасить то, что мы вложили в себя, напрягая все свои силы, - укрепленное мышление, возникшее в результате медитирования, - уже гораздо труднее. Обычную бессильную мысль погасить сравнительно легко. Но в гораздо большей степени мы внутренне-душевно привязаны к этому укрепленному мышлению, которое развили в себе. Тут нужно применить более мощную силу, чтобы суметь преодолеть суггестивное влияние этого укрепленного мышления. Но тогда наступает и нечто особенное.
Поднявшись до уровня укрепленного мышления вы поставили себя в связь с внеземным пространственным окружением.
Теперь вы наблюдаете отношение к вам мира звезд, как прежде наблюдали природные объекты из вашего окружения в отношении к себе. Со всем этим вы уже поставили себя в некоторую связь. Теперь вы можете это подавить. Но при подавлении всего этого внешний мир тоже перестанет существовать, ибо все свое внимание вы направляли на укрепленное сознание. И поэтому внешнего мира нет. Вы пришли к тому, что можно назвать ПУСТОТНЫМ СОЗНАНИЕМ. Обычное сознание имеет дело с пустотой сознания только во время сна - но тогда это состояние бессознательности. Теперь же, когда пустотное сознание мы раскрываем чему-то со всех сторон неопределенному, - в сознание проникает собственно духовный мир. Тогда как прежде мы взирали лишь на внеземное физическое окружение, являющееся, в сущности, окружением эфирным, тогда как прежде мы видели область пространства, - теперь, словно из неопределенных далей, сквозь эту космическую область проникает со всех сторон нечто новое: собственно духовный мир.
Он притекает сквозь эфир Вселенной, проникая в нас как «третий» человек. И мы начинаем с полным правом говорить об этом, опираясь на собственный опыт: «первый» человек в нас - физический человек, «второй» - эфирный человек, «третий» - астральный человек. Пусть вас не смущает терминология, вы знаете, это не должно быть камнем преткновения: мы несем в себе «третьего», астрального человека. Он приходит из духовного, а не просто из эфирного мира. Мы вправе говорить об астральном теле, об астральном человеке.
Наши анатомия и физиология считаются лишь с «физическим человеком», они фиксируют лишь десятую часть всего человеческого существа. Но то, чем он является в качестве «жидкого человека», - это беспрестанно движется, никогда не застывает в жестком контуре. Эфирного человека в «жидком человеке» вы улавливаете лишь в образах. А «третьего», астрального человека, действующего в «воздушном человеке», вы постигнете лишь тогда, когда прибегнете к помощи не одних только образов, но и чего-то еще.
Медитируя все успешнее и успешнее, с определенного момента ваших упражнений вы заметите, что ваше дыхание становится чем-то ощутимо музыкальным. Вы станете переживать дыхание, как внутреннюю музыку. «Третьего» человека, который в физическом отношении является «воздушным человеком», а в духовном отношении - астральным человеком, вы переживаете, как внутреннюю музыкальную стихию.
Прекраснейшим отображением этой внутренней музыки является сама нервная система человека. Она создана из астрального тела, из внутренней музыки. Вот почему в определенном месте она являет это чудесное устройство - спинной мозг, от которого идут различные ответвления, как бы струны. Все вместе это составляет чудесное музыкальное устройство, постоянно действующее в человеке, - воздействие, достигающее головы. Та прамудрость, которая была жива еще у древних греков, чувствовала во внутреннем существе человека этот чудесный инструмент - лиру Аполлона, а он существует, потому что вдыхаемый воздух проходит через весь спинной мозг. Вдыхаемый нами воздух поступает в канал спинного мозга и воздействует на головной мозг. Музыка эта реально звучит, хотя остается неосознанной человеком. Он осознает лишь то, что выталкивается наверх.
То, что дыхание было названо когда-то «инспирацией», имеет под собой глубокое основание, как и вообще слова нашего языка говорят гораздо больше, чем мы чувствуем в словах нашим нынешним абстрактным сознанием…
Продолжение . . . Предыдущая стр.