Возведение монументальных комплексов на Марсовом поле началось после победы Августа при Акции (31 г. до н.э.) над Марком Антонием и Клеопатрой. В первую очередь, император выступил покровителем строительства своей великолепной Гробницы; за этим последовали монументальные сооружения, созданные по воле Агриппы — его полководца и адмирала, а также мужа его дочери Юлии: среди них своим величием и важностью выделялся Пантеон, основанный между 27 и 25 гг. до н.э. Посвященный Венере, Марсу и божественному Юлию, название «Пантеон» концептуально было связано с эллинистическими пантеонами, святилищами, посвященными двенадцати богам и правящему царю.
Традиционно нынешнее строение приписывается радикальной перестройке, осуществленной по воле императора Адриана между 118 и 125 гг. н.э. Эта гипотеза подтверждается находками различных кирпичных клейм эпохи Адриана, а также соображением, что во времена Августа было бы почти невозможно воплотить такое необыкновенное архитектурное творение. Более того, в I веке до н.э. эта местность была заболоченной — Пантеон, фактически, стоял в одной из самых низких частей Рима — что крайне затрудняло создание фундаментов для столь гигантской постройки, а тем более возведение на нем полусферического купола диаметром 43,30 метра: самого большого кирпичного свода из когда-либо созданных.
Относящийся по своей типологии к структуре калидария римских терм, он является практически единственным сооружением римской эпохи, сохранившимся на протяжении веков в целости, а также высшим выражением римско-италийской архитектуры. Он состоит из великолепного восьмиколонного пронаоса с покрытием под карнизом и круглого зала. Однако настоящим чудом является гигантское купольное покрытие с центральным отверстием (диаметром около 9 м) — величайшее выражение римских архитектурных дерзких решений.
Необходимо подчеркнуть, что строительное мастерство, проявленное в создании большого купола, представляет собой уникальное явление в своем роде, событие выдающееся даже для эпохи Адриана; даже сегодня было бы почти невозможно создать такую сферическую конструкцию, идеально вписанную в сферу, из тех же материалов и тех же размеров. Не говоря уже о совершенной пропорциональности частей Пантеона, в которой ученые усматривают увлекательные символические трактовки и эзотерические замыслы, — одна из них, например, видит в памятнике сложный образ пифагорейской вселенной, где сочетаются законы геометрии, физики, астрономии и музыки.
В этом шедевре можно обнаружить утонченные «астрономические» приспособления, такие как, например, освещение в определенные часы дня, во время солнцестояний и равноденствий. Реставрационные работы, проводившиеся под руководством Управления архитектурного наследия и ландшафта города Рима (только после тех, что проводились в 1930 году под началом суперинтенданта Теренцио), были исключительными, поскольку на внешней части они осуществлялись без строительных лесов, лишь с помощью опытных скалолазов. Консервационное вмешательство, фактически, затронуло как внутреннюю часть купола, так и внешнюю, покрытую свинцом и украшенную гербами пап, покровительствовавших реставрациям на протяжении веков. Во внутренней же части создание огромной автоматической «машины» позволило произвести обслуживание интрадоса (внутренней поверхности свода) и одновременно получить различные исторические и научные данные.
Благодаря своему превращению из языческого храма в христианскую церковь – базилику Санта-Мария-ад-Мартирес – по дарению византийского императора Фоки папе Бонифацию IV около 608 года н.э., Пантеон, безусловно, является наиболее сохранившимся из всех древних сооружений, которыми мы сегодня дорожим. Монументальная бронзовая дверь входа – один из основных конструктивных элементов, вносящих свой вклад в очарование, всегда окружающее это здание – именуемое «Ротонда» из-за своей формы. Предваряемая небольшим ризалитом, первоначально выступавшим из толщи стены Ротонды, эта дверь должна считаться оригинальным образцом римской эпохи, несмотря на многочисленные дополнения и реставрационные вмешательства, в частности, касающиеся деревянной обшивки внутренней стороны, заклепок и четырех картушей с бюстами Иисуса Христа и Девы Марии.
Среди сохранившихся с римских времен дверей (дверей так называемого Храма Ромула и Курии) дверь Пантеона – самая большая из оставшихся: 7,53 м в высоту и около 4,90 м в ширину. Она является частью завораживающего и таинственного ансамбля – каковым является и все здание – ее размеры соответствуют так называемому «благородному порядку»: выражению совершенных пропорций.
Сама техника литья бронзовых пластин, полностью покрывающих дверь, и результаты реставрации, проведенной Управлением архитектурного наследия и ландшафта Рима, подтверждают древнее происхождение двери // (Совет по архитектурному и ландшафтному наследию города Рима)
...хотя ее датировка неоднократно подвергалась сомнению. Например, Родольфо Ланчиани в своей «Storia degli scavi di Roma» (1902) утверждает, что бронзовые пластины и рамы двери были сняты для использования в других папских постройках, тем самым поддерживая мнение Пирро Лигорио о том, что облицовочные плиты относятся к более поздней эпохе. На самом деле, не существует документальных данных, подтверждающих такие утверждения, за исключением разве что бронзовых заклепок, замененных литейщиком Винченцо Компарини в 1566 году, когда папа Пий IV заказал обновление двери. На гравюре 1757 года Пиранези даже описал эту дверь как перенесенную из другого древнего памятника.
Основная причина, лежащая в основе этой теории, заключается в до сих пор не до конца ясной функции трех примерно 3-метровых панелей с хлорированной отделкой в верхней части дверного проема и двух бронзовых пилястр по бокам от двери. По мнению ученых, эти элементы были добавлены позже, чтобы адаптировать дверь к более широкому проему, следовательно, не являются современными самой двери.
На самом деле, помимо функции полезного проема для света, решетка сверху вместе с бронзовыми пилястрами и деревянным антаблементом, который они поддерживают, представляют собой механизмы простой, но удивительной системы, которая и сегодня позволяет открывать и обслуживать два гигантских затвора. Правое полотно долгое время оставалось запертым, а левое открывалось лишь частично, но после искусной реставрации сегодня дверь открывается усилиями всего двух человек с помощью оригинальной системы, что позволяет насладиться очаровательным и полным видом интерьера Пантеона с противоположной площади.