Огни на приборах бешено метались, не подчиняясь командам. Капитан Винс Далгрен судорожно соображал, где среди созвездий бесконечного не гостеприимного космоса находится его корабль. Он успел ввести координаты планеты Глизе – второй от звезды красного карлика в созвездии Скорпиона. Это была вынужденная мера. Координаты казались безопасными, а система жизнеобеспечения корабля уже трещала по швам.
На экране, то гаснущем, то оживающем, Винс пытался увидеть созвездие Скорпиона – эта область галактики была для него совсем неизвестной. Попадавший неоднократно в космические переделки, капитан откинулся на спинку кресла и закрыл глаза. Он ничего не мог изменить и отдался воле судьбы.
В измученном сознании проносились картины его жизни. Амбициозный и смелый астронавт, он посетил немало планет. Сталкиваясь с иными мирами, разными цивилизациями, Далгрен, словно в машине времени, слышал тихий шёпот десятилетий и вздохи столетий и заново изучал ушедшие эпохи. Порой он чувствовал себя сверхчеловеком.
Винсу приходилось добывать алмазы на самой дорогой планете Вселенной – Рака-е. Он наблюдал восхитительные закаты и восходы Татуина – планеты трёх солнц в созвездии Лебедя. Астронавт не раз попадал в плохо приспособленные для жизни условия, терял сознание от испарений диковинных ядовитых растений, встречал ужасных зверей. Ему приходилось их убивать, чтобы выжить самому.
Перед его мысленным взором развернулись картины Земли, родной планеты, где он, к сожалению, бывал редко. Возвращаясь, он узнавал, что близкие его не дождались. Далгрен увидел глаза Иллы: огромные, синие, смеющиеся… Жгучая тоска заполнила его душу – ей, пожалуй, теперь лет девяносто… Но это ничего… Современная медицина почти всесильна… А ему только сорок… Время здесь и там разное.
Винс не был религиозен. Новые научные теории о пространстве и времени, опрокинувшие прежние, всё объяснили, и он не мог представить, где среди изъезженных вдоль и поперёк просторов космоса мог быть Бог.
Корабль мчался, преодолевая огромные расстояния, и Далгрен не мог определить, сколько прошло времени. Вдруг на экране появилась искрящаяся пыль, и Винс понял, что попал в верхние слои атмосферы.
Он почувствовал сильную вибрацию, проникающую через все слои оболочки корабля, вызвавшую дрожь в его теле. Теперь уже через иллюминатор астронавт видел голубые и зелёные пятна приближающейся планеты.
С трудом выбравшись из покосившегося на каменистой поверхности шаттла, Винс пытался рассмотреть, что скрывается за пеленой низких облаков. Далгрен сразу почувствовал, что его вес стал на добрых три десятка килограммов больше, и он с трудом преодолевал повышенную гравитацию.
Грунт оказался мягким и сырым, словно недавно прошёл ливень. Было тепло. Небо освещали три солнца: одно большое, скрытое красноватыми облаками, рассеивало свет, а два других висели в плотном тумане, подобно звёздам.
По отчётам прошлых экспедиций эта планета считалась мёртвой. Поэтому Далгрен прошёл вперёд, не опасаясь кого-либо встретить. Но действительность оказалась иной. Выйдя из облаков, он увидел буйную растительность – вероятно, так выглядела Земля в младенчестве. Это было неожиданно: чтобы нарастить биомассу и сделать её составной частью планеты требуются сотни миллионов лет.
Захваченный этим зрелищем, капитан ощутил триумф – наконец он сделал важное открытие. Далгрен уже представлял себя докладывающим на совете космических исследований о посещении планеты с условиями, подобными земным. Представлял, как возглавит экспедицию…
Думая об этом, Далгрен оглядывался вокруг, и вскоре его восторг сменился беспокойством. На мягком грунте были видны огромные глубокие следы непонятного происхождения. И вскоре Винс увидел того, кто их оставил. Страх парализовал всё тело капитана, сковал разум. Это был огромный ящер.
Чудовище передвигалось медленно, грузно ступая передними лапами и погружаясь в мокрую землю. Задние ноги почти волочились, словно животное было ранено или изнурено. Далгрен встретился с ним взглядом и в сверкающих глазах увидел изнеможение. Ящер свалился на бок, издавая слабые звуки и беспорядочно дёргая лапами. Животное погибало. Постепенно его тело сплющивалось и становилось плоским, но глаза – словно яркие огоньки – продолжали светиться. Приглядевшись, Винс увидел, что это мерцающие кристаллы. При падении ящера они почему-то вывалились и упали на землю. Астронавт, не понимая зачем это делает, поднял их и спрятал в карман скафандра.
Пройдя ещё несколько сотен метров, он наткнулся на группу гигантских ящеров, напоминавших земных динозавров. Их чешуя переливалась металлическим блеском, а когти выглядели как инструменты, приспособленные для манипуляции странными кристаллами, которые они собирали с поверхности. Один из них повернул голову и уставился на Винса. Его глаза – круглые, яркие, как светофоры – мигнули жёлтым. Динозавр издал низкий вибрирующий звук, эхом разнёсшийся по равнине.
– Откуда они здесь? – подумал Далгрен, медленно пятясь назад. – Кто подтолкнул развитие жизни на этой мёртвой планете? Чёрт возьми, неужели это настоящие динозавры?
Сделав шаг назад, он наступил на ветвь. Хруст заставил всех ящеров разом обернуться. Винс бросился к ближайшей скале, чувствуя, как его сердце колотится в груди. Один из ящеров с вытянутым хищным лицом бросился за ним, разрывая землю массивными лапами. Астронавт спрятался за валуном и выхватил оружие.
Но динозавры не нападали. Они окружили его, следя за каждым движением. Издавая разные звуки, они протягивали к нему передние лапы, пристально смотрели, наблюдая, как пришелец реагирует на свечение их глаз – кристаллов.
Винс ощутил себя в напряжённом электромагнитном поле, его пронзали вихревые токи. Он почувствовал, что его мозговые процессы сфокусировались в плотный пучок лучей, который поглотил самый большой динозавр. Далгрен, окружённый ящерами, был словно подопытный кролик, несчастная жертва, опустошённая и равнодушная к своей судьбе.
Но внезапно неприятная дрожь прошла по всему телу Винса и его ослепил яркий свет – кристаллы в кармане словно ожили. Он вытащил их, и ящеры замерли, переглядываясь. Затем они начали отходить, словно признавая в нём нечто, заслуживающее почтения.
Они двинулись внутрь леса и постепенно исчезли среди высоких деревьев, с пышными зелёными шапками листвы. Капитан провожал их взглядом, пытаясь осмыслить происходящее.
В свете трёх звёзд, висевших в небе, он увидел скальную гряду и решил поискать пещеру, чтобы укрыться на ночь – неизвестно, какие ещё неожиданности ждут его здесь. И вскоре он нашёл подходящее место. Далгрен пробирался по узкому коридору, увидел внутри слабый свет.
Продвигаясь внутрь пещеры, астронавт вошёл в зал, созданный явно не силами природы, а вмешательством чьего-то разума. В верхней части свода Винс увидел несколько отверстий, расположенных в виде непонятной геометрической фигуры. Далгрен подумал, что отверстия расположены таким образом, что свет проникал в них в определённые часы. Что это могло означать? Какие механизмы мог запускать этот свет? Может быть здесь происходили религиозные ритуалы?
На скальной стене обнаружились схемы созвездий и загадочные линии, соединяющие планеты. Вероятно, это были траектории межзвёздных полётов. Винсу очень хотелось дотронуться кристаллом до линии, указывающей на его солнечную систему, но он побоялся навлечь на себя чей-то гнев и только сделал снимок изображения. Опять загадка.
На гладком полу Далгрен увидел пустой кислородный баллон с нечётким именем астронавта.
– Они были в этой пещере, – сжалось у него сердце. – Летели на безжизненную планету, а увидели её живой и цветущей. Почему же доложили, что она мертва? Что их так испугало? Что-то произошло именно здесь. Но все члены экспедиции вернулись назад.
Когда утром Далгрен выбрался из пещеры на равнину, он увидел, что группа ящеров уже поджидает его. При виде Винса они оживились. Капитан подумал: погибший ящер, чьи кристаллы лежали в его кармане, был очень большого размера. Возможно, среди них есть определённая иерархия.
Внезапно его комбинезон начал светиться – странные кристаллы, которые он снова засунул в карман, активизировались. Одновременно Винс заметил, что глаза самого крупного ящера вспыхнули ярче. Главный из динозавров поднялся на задние лапы и издал протяжный звук, который эхом разлетелся по равнине. Небо начало менять цвет, на красноватом фоне появились белесые блики.
Вскоре на горизонте показалась странная машина, напоминающая гигантскую улитку с множеством вращающихся сегментов. Она приближалась, оставляя за собой сияющую дорожку. Далгрен почувствовал, как почва под ногами слегка вибрирует.
Винс понял, что ящеры ждали этот аппарат. Один из динозавров повернулся к капитану, словно приглашая его присоединиться. Отчаяние заставило Далгрена сделать шаг вперёд, копируя поведение ящера. Перед астронавтом появилось изображение космической станции, откуда он начал свой полёт. Машина приблизилась и начала издавать звуки, похожие на музыкальные аккорды, от которых у капитана звенело в ушах.
Далгрен сделал несколько шагов и оказался в зоне действия машины. Внутри закружились огоньки, и в следующий миг он почувствовал себя внутри тёплого кокона. Ему показалось, что он перенёсся сквозь пространство и через мгновение Винс оказался в космосе, рядом со станцией. Он почувствовал мягкий толчок. Невидимые стенки контейнера разошлись, и открыв люк, астронавт оказался внутри корабля.
***
***
Далгрен возвращался на Землю. Вдохновлённый радостью нового открытия, он обдумывал отчёт о том, что обнаружил на планете Глизе. Теперь Винс знал, что в глубинах космоса существует цивилизация, способная объединить биологию, технику и разум в формы, которые человечество пока не сможет понять. Ими созданы ящеры, снабжённые кристаллами для управления и поддержания экосистемы планеты. Тот, кто владел кристаллами, был в поле их зрения. По счастливой случайности Далгрен на некоторое время стал «ящером».
Так на планете Глизе была решена задача установления баланса между бурно заполняющей планету растительностью и существами, потребляющими живую энергию.
Но когда Далгрен отправил на Землю отчёт о происходящем на планете Глизе, эти сведения не были восприняты всерьёз. Его история о неизвестной цивилизации и ящерах показалась слишком фантастической, чтобы быть правдой. На Земле не поверили и тому, что Винс добрался до своего корабля, воспользовавшись чужим неизвестным аппаратом, ведь на Землю Далгрен вернулся на своём космолёте.
В доказательство своего рассказа он мог предъявить только странные кристаллы, но на Земле они то ли разрядились, то ли утратили связь с Создателем, который разобрался в ситуации и отключил их. Или это произошло из-за разрыва внеземного разума с экосистемой Земли.
И снимок изображения на скале, так же, как и расположение отверстий в своде пещеры, остались нерасшифрованными. Поэтому сведения в архивах о Глизе остались прежними: пустынная, нежилая планета. Это очень огорчило Винса.
Но капитан был уверен: активация кристаллов спасла ему жизнь. А необходимые для возвращения на корабль координаты записались на кристалл мысленным путём, ведь Далгрен их знал. И ещё астронавту пришло в голову, что эти кристаллы являются тем, что люди называют «искрой божьей» и зажигает её один и тот же Создатель, существование которого он поставил под сомнение. Винс почувствовал опасение, что может просто не заметить, в какой момент произойдёт активация кристаллов, когда через него Высший разум станет наблюдать за землянами.
Вероятно, прошлая экспедиция была спасена так же, как и он, и поэтому астронавты решили сохранить в тайне то, что происходило на планете Глизе.
Услышав мягкий сигнал внешней связи, Далгрен увидел изображение своего давнего приятеля на рукаве куртки.
– Винс! С возвращением! – услышал он знакомый голос. – Надо это отметить! Меня пригласили поучаствовать в сафари на динозавров. Не желаешь присоединиться?
Далгрен вздрогнул. Будто из глубины космоса в его сознании вспыхнули два жёлтых огонька. Он сдержанно выразил радость по поводу звонка.
– Нет, я соскучился за своим домом, со мной Илла. Разве тебе здесь нечем развлечься? Сходи в зоопарк!
– Ты вернулся совсем другим, – разочарованно ответил приятель.
– Советую тебе вечером смотреть на звёзды. Возможно, ты что-то поймёшь о себе, – жёстко ответил Винс.
– Звёзды – это для поэтов… Что ж, полетим без тебя.
Далгрен почувствовал, как у него сжалось сердце. Биороботы-ящеры с планеты Глизе спасли ему жизнь, а его друг собирается убивать живых, беспомощных безобидных травоядных существ.
«Глаза динозавра» Винс теперь постоянно носил с собой. Это стало его новой совестью. Он иногда думал, что через них у него есть связь с Высшим разумом, и не исключено, что в просторах космоса этот талисман может ещё не раз ему помочь.
Свои записи о путешествии в созвездие Весов Дангрен оставил в архиве центра космических исследований для тех, кто когда-нибудь сможет пролить свет на тайну загадочной планеты Глизе.
Но со временем, подавив в себе разочарование оттого, что не стал знаменитым в результате сделанного им открытия, Винс согласился с тем, что не нужно было раскрывать тайну загадочной планеты и вмешиваться в происходящее там.
Кто бы это ни был – творец ли жизни, источник ли жизни или законы мироздания и Вселенной – они не позволили бы разрушить свой замысел, подобный тому, который на Земле предшествовал рождению человека. Если бы Винсу поверили, возможно, люди стали бы осторожнее вмешиваться в природу Земли. Но, вспомнив приглашение на сафари, Винс подумал, что люди скорее захотели бы вмешаться в экосистему планеты Глизе.
Возможно, на то, что Далгрену не поверили, также была воля Божия – для этого ещё не пришло время.
Автор: Гелия Алексеева
Источник: https://litclubbs.ru/articles/71820-kristally-s-planety-glize.html
Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь, ставьте лайк и комментируйте!
Оформите Премиум-подписку и помогите развитию Бумажного Слона.
Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.
Читайте также: