Найти в Дзене
Кладовая Монета

Как русские научили европейцев побеждать конных лучников при помощи "Гуляй-города"

Несколько дней назад я рассказывал вам на канале о том, как в античные времена римляне и другие развитые древние цивилизации ровным счетом ничего не могли противопоставить ордам обученных конных лучников на равнинной местности. И вопрос как с ними бороться продолжал терзать полководцев веками. Так с момента столкновения Рима и Парфянского царства прошла тысяча лет, давайте перенесёмся на новое место действия в средневековую Европу. Апрель 1241 года. Венгерская равнина. Король Бела Четвёртый горделиво подбоченившись смотрит, как его армия выстраивается для сражения. Под знамёна встали сто тысяч человек, цвет королевства. Рыцари, лёгкая конница, пехота. Всё, что есть поставлено на кон! И что вы думаете? Уже через несколько часов от этой армии останутся лишь рожки, да ножки. Разбросанные по полям на сотни километров. Думаете, это какие-то пришлые атланты или инопланетяне так рассправились с обученным средневековым войском? Нет, это были всего лишь монгольские конные лучники. Именно они, п
Оглавление

Несколько дней назад я рассказывал вам на канале о том, как в античные времена римляне и другие развитые древние цивилизации ровным счетом ничего не могли противопоставить ордам обученных конных лучников на равнинной местности. И вопрос как с ними бороться продолжал терзать полководцев веками. Так с момента столкновения Рима и Парфянского царства прошла тысяча лет, давайте перенесёмся на новое место действия в средневековую Европу. Апрель 1241 года. Венгерская равнина.

Король Бела Четвёртый горделиво подбоченившись смотрит, как его армия выстраивается для сражения. Под знамёна встали сто тысяч человек, цвет королевства. Рыцари, лёгкая конница, пехота. Всё, что есть поставлено на кон!

И что вы думаете? Уже через несколько часов от этой армии останутся лишь рожки, да ножки. Разбросанные по полям на сотни километров. Думаете, это какие-то пришлые атланты или инопланетяне так рассправились с обученным средневековым войском? Нет, это были всего лишь монгольские конные лучники. Именно они, по сути варвары, и скосили венгров, как траву. Заманили в ловушку притворным отступлением, окружили и как в тире почикали из луков. Не придумав, кстати, в тактике ничего нового за без малого тысячу лет.

После разгрома Европа в панике. Эта «конная чума» из степей кажется неостановимой.

А теперь перемотаем лет на триста вперёд. Битва при Молодях, 1572 год. Наши русские войска князя Воротынского встречают стодвадцатитысячную орду крымского хана. И побеждают. Наголову!

Что же произошло за эти триста лет? Как научились бить степняков их же оружием?

Первое потрясение: Мохи

Но давайте сначала вернёмся к битве, которую я упомянул в начале. В 1241 году Венгрия казалась крепким королевством. Король Бела — образованный, амбициозный, при деньгах. Но вот его армия строилась по старинке, опираясь в основном на отряды, которые поднимал под знамёна каждый подданый барон. Не очень-то и скоординированная солянка из разношерстно обученных и экипированных войск.

Тогда как монголы пришли тремя армиями. Генеральное командование осуществлял Субэдэй — военный гений, который за свою жизнь прошёл от Китая до Польши словно раскалённый нож сквозь брикет сливочного масла. Ближайший к нему подручный командир был Батый, внук того самого Чингисхана, между прочим. Но не это решило дело.

Опытнй Субэдэй рассчитал план генерального сражения заранее. Он «прочёл», что венгры встанут у реки Шайо и отправил небольшой передовой отряд атаковать мост — лишь для того, чтобы отвлечь внимание. А сам ночью переправил тридцать тысяч конников совсем в другом месте. Вроде бы классика военного искусства, но когда исполняется профессионалами, то всегда работает. Так случилось и в этот раз.

Когда венгры заметили манёвр — было уже поздно. Монголы окружили лагерь! Забросали его камнями и зажигательными снарядами из требюше. Да, кстати, я не упомянул, но у них были осадные машины. И этот синтез инженерии и кавалерии — это не европейское изобретение!

А что венгры? Венгры, конечно, попытались прорваться. Но и тут сработала восточная ловушка. Монголы нарочно оставили зазор в окружении. Мол, вот он, выход! Беги, спасайся. Туда они и ломанулись в панике, без боевого построения и слаженности. И были побиты по сути поодиночке. Постреляны прямо на скаку конными лучниками, как на охоте по бегущим кабанчикам. Король вынужден был бежать. Итог страшный! Около десяти тысяч венгерских воинов пало в самой битве при Мохи, а всего же в ходе кампании 1241-42 годов Венгрия потеряла 15-25% своего населения из-за боёв и последовавшего голода.

Домашние уроки поражения

Что думаете было дальше? После этой победы монголы ушли к себе обратно. Сыграл внешний фактор, который, кстати, и в Парфии постоянно спасал римлян. Просто в Монголии умер великий хан и начались разборки за власть. Таким образом разграбленные и униженные венгры вроде как отделались. Но Бела понимал: они вернутся.

И сел за домашку, начал готовиться.

-2

Первое что он усвоил, это стал менять деревянные форты и укрепления на каменные, долгосрочные. За тридцать лет после Мохи в Венгрии построили от ста пятидесяти до ста семидесяти новых каменных замков. Вдоль Дуная, на восточной границе, в глубине страны. Три-четыре линии обороны.

Логика тут была простая: монголы тогда в 1241 году не взяли ни одного серьёзного каменного замка. У них не было такой развитой инженерной техники. Деревянные палисады развалить и сжечь — это пожалуйста. А вот камень уже нет.

Поэтому новая доктрина противостояния степнякам была правильная: не биться с ними в открытом поле. А отступать за стены и ждать, пока враг выдохнется.

Следующий урок, который сделал Бела — он реорганизовал армию с прицелом на тяжёлую кавалерию. В 1248 издал закон: баронам разрешено строить замки и набирать вооружённых людей, если те полностью закованы в броню. Так создавался класс тяжёлых рыцарей по западному образцу.

Для сравнения, в 1241 году у венгров было от силы пятьсот-тысяча тяжёлых всадников. Но уже к 1285 году — несколько тысяч. Тяжёлый рыцарь выдерживает обстрел лучше лёгкого конника и в ближнем бою он страшен.

Но самое главное — профессиональные стрелки из арбалетов! В 1259 году Бела нанял тысячу венецианских арбалетчиков. Стальной арбалет пробивает монгольскую броню на ста шагах. А это уже серьёзно!

Плюс, конечно, учёная пехота. Пики, щиты, строй. Не толпа мужиков с дубинами, а организованная формация.

Так получалась комбинированная армия. Тяжёлая конница для удара. Арбалетчики для обстрела. Пикинеры для удержания позиции. И замки для удержания территорий и долговременной обороны.

Экзамен: 1285 год

А монголы тем временем порешали свои вопросы дома и вернулись. Золотая Орда под командованием Ногая и Талабуги снова пошла на Венгрию!

Встретил их король Ладислав Четвёртый — внук Белы. И, как вы понимаете, он учёл ошибки предка и не вышел в открытое поле. Армия спокойно себе держала замки и наносила удары только в выгодных местах. Не давала увлечь себя далеко от оборудованных позиций и разбить в чистом поле.

-3

Всё это в комплексе стало огромной проблемой для степняков. Целых два месяца монголы топтались под каменными стенами. Пытались взять — не получалось. Осадной техники они не привезли. Наступила зима, холод, снабжение растягивается. Пограбить вокруг уже особо нечего. Что делать? Да ничего. Ушли они! Так впервые в истории монгольская армия отступила из Европы не по политическим причинам, а потому что не смогла победить на поле боя!

И это был настоящий перелом.

Грюнвальд: ученики становятся учителями

Поднимая тему средневековых противстояний с лёгкой конницей, вооруженной луками, нельзя обойти внимание это знаковое сражение! Пятнадцатое июля 1410 года. Поле между деревнями Грюнвальд и Танненберг. С одной стороны — могучий Тевтонский орден. Двадцать-двадцать пять тысяч сверкающих рыцарей, лучшая тяжёлая кавалерия Европы. Доспехи каждого на наши деньги стоят как премиальный спорт-кар. С другой — польско-литовская коалиция. Сорок-пятьдесят тысяч: литовская лёгкая конница, польские рыцари, чешская пехота, русские отряды.

Но гораздо важней то, что литовцами командовал великий князь Витаутас. Человек, который полжизни провёл в войнах с татарами. Он знал их степную тактику не по книжкам.

И когда холёные крестоносцы были уверены в победе, полагаясь на мощь тяжёлой конницы, железную дисциплину, построились и атаковали. Вот тут Витаутас сделал то, что сто семьдесят лет назад делал Субэдэй!

Литовская конница… дрогнула и побежала в панике назад. Рыцари -- ринулись в погоню. Наконец-то, эти язычники дрогнули! Вперёд, рубить!

Тут-то строй крестоносцев и разорвался. Часть погналась за литовцами, часть осталась на месте. Связь и управление потеряны. Стрелки осталась далеко позади.

И литовцы тотчас развернулись! С подошедшими резервами они крепко ударили в разорванный строй «мажоров». Одновременно польские рыцари и чешская пехота навалились с другой стороны...

Гроссмейстер Ульрих фон Юнгинген пытался прорваться, восстановить управление, но погиб в бою. Армия Тевтонского ордена в этот день была уничтожена! Цвет, элита, лучшие рыцари Европы попались на дешевый трюк, которым монголы били их прадедов.

Но, пожалуй, это был «дембельский аккорд» подобной тактики. Кто же поставил окончательную точку в доминации лёгких конных лучников?

Молоди: финальная форма

На дворе 1572 год. Иван Грозный ослабил страну опричниной и бесконечной Ливонской войной. Крымский хан Девлет-Гирей видит в этом для себя хороший шанс поживиться. Год назад он уже сжёг Москву и теперь идёт добивать.

С ним войско в котором сто двадцать тысяч конницы. Лёгкое вооружение, луки, сабли. Классическая степная орда.

Тогда как наши выставили шестьдесят-семьдесят тысяч богатырей. Но у князя Михаила Воротынского был свой козырь.

-4

Гуляй-город!

Знаем это с детства, с уроков истории за пятый класс! Да, та самая знаменитая мобильная крепость. Деревянные щиты на повозках, скреплённые цепями. Внутри — пехота и стрелки с аркебузами. Можно быстро развернуть, можно передвинуть, можно перестроить.

Эволюция замка. Если хотите, мобильный замок.

Воротынский занял позицию у реки Лопасни. И развернул там свой гуляй-город. Пехота внутри, за щитами. Аркебузиры на стенах. Конница — в резерве, в укрытии.

Татары атаковали по-привычке, думали тут дело плёвое. И даже не особо меняли тактику в первые три дня — сплошные лобовые атаки. Лёгкая конница налетает, пытается прорвать линию. Аркебузы бьют по ним в упор. Степняки падают сотнями. Откатываются. И снова атакуют. Снова падают. Потом дошло, -- что-то работает не так как надо.

Тактику изменили, стали пытаться обходить мобильное укрепление. Но тут сказала своё слово русская конница, она умело перекрывает маневры и не даёт зайти в тыл. Вот это задачка… Кажется, тут бы и Чингисхан не помог.

Так наступает восьмое августа. Ключевой день в этой известной истории.

-5

Князь Дмитрий Хворостинин выводит конницу и бьёт в тыл татарскому войску. Одновременно гуляй-город держит фронт. Степняки, которые привыкли сами окружать врага, теперь оказались между молотом и наковальней! Среди них началась паника. Отступление превратилось в бегство. В итоге, из ста двадцати тысяч в Крым вернулось лишь двадцать.

И вот это была последняя серьёзная попытка Крымского ханства уничтожить Московское царство.

Что изменилось за триста лет

Таким образом, путь от паники перед конными стрелками к триумфу над ними занял триста тридцать лет. Это, конечно, не быстро. Но история всё-таки научила.

По большому счёту, европейцы не изобрели ничего принципиально нового. Они просто взяли то, что уже знали — тяжёлую кавалерию, пехоту, фортификации — и научились комбинировать против угрозы. Методично и прилежно, против конкретного врага.

И вишенкой на торте, -- переняли его же тактику. Притворное отступление, маневры, охват с флангов. Тот же Витаутас бил крестоносцев монгольским трюком. И это не предательство традиций. Это умение учиться.

Но наш гуляй-город — это идеальный пример. Это не западное изобретение и не восточное. Это симбиоз лучших идей того времени, помноженный на русскую смекалку! Степная подвижность плюс европейская идея укрепления. Мы как всегда взяли лучшее от обоих соседей!