Найти в Дзене
⛑️Доктор Фил

В России зарегистрировали препарат для лечения онкологии на основе радия-223

На самом деле этому препарату уже больше 10 лет, просто его наконец стали делать у нас. Но у него очень интересный механизм действия. Но чтобы его понять, нужно на время забыть про препарат и поговорить о химии, биологии и физике. Радий — элемент из таблицы Менделеева, металл. Он находится в одной группе с кальцием (тоже металл). А значит, по своим химическим свойствам для организма они похожи. Наши кости не статичны. Они постоянно обновляются. Где-то разрушаются, где-то строятся заново. За разрушение отвечают остеокласты, за строительство — остеобласты. И особенно активно этот процесс идёт в местах отложения костных метастазов. Чтобы строить новую костную ткань, организму нужен кальций. Но если в кровь попадает радий, организм не проверяет его «по паспорту». Он ориентируется на свойства. Похож по заряду и химии — значит подойдёт для строительства. Как разные виды кирпича на стройке. Поэтому радий начинает встраиваться в костную ткань. В первую очередь туда, где кость активно пер

В России зарегистрировали препарат для лечения онкологии на основе радия-223. На самом деле этому препарату уже больше 10 лет, просто его наконец стали делать у нас. Но у него очень интересный механизм действия.

Но чтобы его понять, нужно на время забыть про препарат и поговорить о химии, биологии и физике.

Радий — элемент из таблицы Менделеева, металл. Он находится в одной группе с кальцием (тоже металл). А значит, по своим химическим свойствам для организма они похожи.

Наши кости не статичны. Они постоянно обновляются. Где-то разрушаются, где-то строятся заново. За разрушение отвечают остеокласты, за строительство — остеобласты. И особенно активно этот процесс идёт в местах отложения костных метастазов.

Чтобы строить новую костную ткань, организму нужен кальций.

Но если в кровь попадает радий, организм не проверяет его «по паспорту». Он ориентируется на свойства. Похож по заряду и химии — значит подойдёт для строительства. Как разные виды кирпича на стройке.

Поэтому радий начинает встраиваться в костную ткань. В первую очередь туда, где кость активно перестраивается (как вы помните, туда же попадают и метастазы).

Теперь вернемся к препарату. Это не просто радий, а радий-223. Цифра означает конкретный изотоп. И его ключевая особенность в том, что он испускает альфа-частицы. То есть радиацию.

Альфа-излучение слабое и очень короткое. Оно действует буквально на расстоянии нескольких клеток. Не проходит через всё тело, как бета или гамма-излучение.

Радиация повреждает ДНК. Клетка теряет способность нормально делиться. Для обычных клеток рядом это переносимо. А вот для опухолевых — критично.

Почему? Потому что раковые клетки — это клетки которые бесконтрольно и очень быстро делятся. Собственно поэтому они и являются раковыми. Убери у них это способность, они быстро начнут загибаться. Им нужно всё время копировать ДНК. Нарушить этот процесс — всё равно что перекрыть кислород человеку, который спокойно сидит (обычные клетки), и человеку, который бежит марафон (раковые). Кто почувствует нехватку раньше?

Для опухоли это фактически смертный приговор.

В итоге получается довольно изящная схема.

Препарат сам «находит» костные метастазы.

Сам там накапливается. И, будучи токсичным для всех клеток вокруг, бьёт по опухоли сильнее всего. А из-за очень короткого радиуса действия сопутствующий ущерб остаётся ограниченным.

Это не новая идея. Препараты на основе радия-223 применяются в мире уже больше десяти лет. В основном при раке предстательной железы с костными метастазами. Эффект хорошо изучен.

Но теперь такой препарат зарегистрирован и у нас. Хочется надеяться, что по эффективности и качеству он не будет уступать зарубежным аналогам.

Поживём — увидим.

Но сам механизм действия правда красивый.