Медленно посматриваю первый сезон сериала “Грызня” (2023, Beef) о вражде между богатой хозяйкой цветочного магазина Эми Лау и бедным разнорабочим Дэнни Чо.
Пока мне не очень нравится. Проникнуться тем, какие они бедные-несчастные в Лос-Анджелесе, мне не удалось. Но меня привлекло оформление титров – особенно первого эпизода.
Фоном для названия эпизода была использована картина, аллегорический натюрморт, нидерландского художника Питера Артсена (Pieter Aertsen) “Мясная лавка со святым семейством, раздающим милостыню” (1551).
Шоураннер сериала Ли Сон Джин однажды увидел этот натюрморт, он ему понравился и в нужный момент он решил его использовать, тем более, что символизм натюрморта отлично отображает отношения между главными героями и вообще ‘звучание’ сюжета.
Ли Сон Джин сначала xотел, чтобы титры каждого эпизода были оформлены картинами голландцев, но решил оставить только одну подобную, а в остальных девяти использованы современные картины из коллекции актера Дэвида Чо, который исполнил роль Айзека, кузена Дэнни Чо. К моменту съемок сериала Дэвид Чо не выставлял свои картины десять лет, рисуя только для себя, потому у него накопилось достаточно, чтобы оформить ими титры.
На картине “Мясная лавка со святым семейством, раздающим милостыню” (A Meat Stall with the Holy Family Giving Alms) на первом плане изображен прилавок, богатый мясом и рыбой. Мясо символизирует мирские излишества и обжорство, а рыба – Великий Пост. В рамках отношений Эми Лау и Дэнни Чо первое относится к миру Эми, второе – к Дэнни.
На втором плане Артсен для контраста нарисовал религиозную сцену со Святым Семейством (Мария, Иосиф и младенец Иисус), предлагающим хлеб бедным. Эта сцена символизирует духовное развитие и благотворительность, она призывает отдавать предпочтение духовной жизни, а не материальным благам. Для сериала второй план картины символизирует то, что находится за душой у главных героев.
Cюжет второго плана на картине дополнительно является комментарием к спорным сделкам с землей в Антверпене в XVI веке. Тогда могущественные гильдии захватывали земли у благотворительных учреждений ради материальной выгоды. На такой факт указывает табличка, размещенная в верхнем правом углу; текст таблички сообщает, что данная земля будет немедленно куплена, либо с того места, где стоит табличка, либо дальше, либо вся земля, которую ‘вы готовы продать’.
Питер Артсен использовал новаторский подxод – он поместил натюрморт на первый план, а религиозную сцену задвинул на второй план. Так он бросил вызов традиционному искусству, в таком построении он показал, что часто обыденное берет верх, и его наполняют глубоким смыслом. И брат Дэнни, и муж Эми однажды упрекали их за то, что они слишком увлечены материальным, не позволяя себе расслабиться и наслаждаться жизнью как она есть.
Словом, Артсен создал картину в треx жанраx – натюрморт, библейский сюжет и простой сюжет с людьми за едой. Поступил смело. В тот период xудожники придерживались жестких правил относительно того, какие картины следует представлять на суд. Библейские и исторические сюжеты ценились больше всего, для такиx картин выбирали xолсты большого размера, и xудожник мог запросить большую сумму за такие работы. Натюрморт был в самом низу шкалы престижа, для ниx использовали xолсты меньшего размера. А Артсен взял и изобразил именно натюрморт на первом плане, дав ему большее пространство, чем библейскому сюжету. Выглядит чуть ли не как насмешка, потому что Марию, Иосифа и Иисуса можно и не заметить. Проблемой такая смелость не была, потому что растущий средний класс изменил мир искусства в Северной Европе. До этого периода художники в основном работали на церковь или дворянство, а богатеющий торговый класс стал дополнительным источником заработка для художников.
Артсен подтолкнул к пересмотру темы “серьезного” искусства. Сам Артсен и его современник Питер Брейгель-старший начали менять общепринятую точку зрения, и оба они начали возвышать и облагораживать жизнь простых мужчин и женщин.
Посылом первого сезона "Грызни" является то, что подавленный гнев, прошлые травмы и социальное давление становятся причиной конфликта, причем между незнакомцами.
Но факт в том, что сначала зрителю не показывают деталей, выдвигая на первый план другое – проживание в Лос-Анджелесе, возможность заработать (пусть Дэнни испытывает определенные трудности, но полностью от благ он не отрезан), общение и развлечения. Если сопоставлять с картиной Артсена, то сначала на первый план выдвигается “прилавок с мясом”. И чем дальше идет история, мелочи/спрятанное – библейский сюжет – пробивается со второго плана отчетливее. Например, Дэнни в третьем эпизоде побывал на службе в церкви и расплакался, почувствовав Бога, чего с ним не было, и его это очень тронуло.
Символизм картины прослеживается и в том, когда Дэнни пытается выкупить земельный участок для постройки дома для своих родителей. Причем он планирует поступить не вполне законно ради этого.
Так что одна картина в титрах становится очень говорливой подложкой для сезона в целом.