Помните в прошлом путешествии мы остановились «рыцарского замка» Филиппова на Яузском бульваре?
Буквально напротив, на другой стороне бульвара, в окружении зданий дореволюционной застройки на Яузском бульваре «затесалась» неказистая пятиэтажка 1930‑х годов — любопытный пример типового массового строительства раннего СССР.
В облике дома кооператива «Квартирохозяин» сразу чувствуется эпоха: угловые балконы — дань конструктивизму. Они выполнены с закруглениями, что делает дом особенно заметным на фоне окружающей застройки. Однако, меня больше всего заинтересовало другое. За домом, в переулке, «укрыт» храм Петра и Павла, который практически без потерь пережил эпоху борьбы с религией и даже не закрывался весь период советской власти.
С 1935 года настоятелем церкви служил протоиерей Аркадий Пономарёв (1884—1948), награждённый в 1944 году медалью «За оборону Москвы».
Дом довольно органично выглядит вместе с храмом, если зайти со двора. Такое ощущение, архитектор пятиэтажки В. Волокитин сознательно выстроил пропорции дома так, чтобы постройки смотрелись соразмерно и не конфликтовали в городском пространстве. Интересен фасад дома с внутренней стороны: он ассиметричен и благодаря выступам с закругленными углами органично вливается в окружающий ландшафт. Здесь так же можно заметить несколько окошек-иллюминаторов...
Однажды, ранним утром я снимал видео в этом районе и непосредственно на территории храма Петра и Павла.
На мой вкус это один из самых уютных двориков в историческом центре. Храм изначально имел название «Петра и Павла высокого, что на горке». Горка чувствуется и сегодня: с территории храма открывается потрясающий вид на высотку!
А мы с вами продолжим путь по Петропавловскому переулку. С конца XVIII века владение между Петропавловским и Певческим переулками принадлежало роду Свиньиных. Во второй половине XIX века новый владелец разобрал дом с колоннами и объединил флигели на стыке трёх переулков (Свиньина, Подколокольного и Петропавловского). В результате был создан крупный доходный дом. Здание получило прозвище «Утюг» из‑за характерной треугольной формы. По фамилии первоначальных владельцев его также именовали «Свиным домом».
Стоит пару слов сказать о Павле Петровиче Свиньине — личности в своём роде легендарной. Путешественник, художник (академик за картину «Отдых Суворова по одержанию победы»), бытописатель, знаток языков и коллекционер — Свиньин оставил свой след в культуре. Именно он основал альманах «Отечественные записки» (позже передал Краевскому). Его брошюра «Прогулки по Кремлю» долгие годы служила путеводителем для желающих познакомиться с Москвой... В доме Свиньина Пушкин впервые прочёл две главы «Евгения Онегина». К тому же он Павел Свиньин состоял в родстве с Пушкиным и Лермонтовым.
Однако, была у Свиньина и другая сторона: он славился безудержным враньём — настолько, что баснописец Александр Измайлов посвятил ему басню «Лгун». Свиньин вошёл в историю литературы как возможный прототип Хлестакова из «Ревизора»: однажды он, представившись ревизором, приехал в Бессарабию, Раскрыли псевдо ревизора, когда он начал ... брать с местных чиновников взятки.
С 1888 года дом "Утюг" принадлежал купцу Ивану Петровичу Кулакову — влиятельной фигуре в хитровском ночлежном бизнесе. При нём здание превратилось в печально известный притон («Кулаковку»), куда, по словам Гиляровского, боялась заходить даже полиция....
Ночлежные дома массово появились в 1860–1870‑е годы в местах скопления рабочих — например, на Хитровском рынке в Москве. Их расцвет был напрямую связан промышленным подъёмом второй половины XIX века: после отмены крепостного права (1861) многие крестьяне устремились в города в поисках работы на новых фабриках и заводах. Прибывшие нуждались во временном жилье, но далеко не все могли найти стабильное пристанище или адаптироваться к городской жизни.
На Хитровку приходили подрядчики искать рабочих, съезжались артели в поисках сезонного заработка, а также прибывали беглые каторжники из Сибири — все они искали здесь работу и ночлег.
Помимо «Кулаковки»: Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи» упоминает на Хитровской площади ещё три ночлежных дома: в доме Ярошенко, доме Румянцева и доме Буниной.
В доме Румянцева (Подколокольный пер., 12с1) размещались ночлежки и квартиры «странников» — профессиональных нищих, которые выпрашивали подаяния у московских церквей и в домах Замоскворечья. «Странники» искусно разыгрывали роли, а заодно продавали доверчивым людям фальшивые «реликвии»: щепу от Гроба Господня, кусочек лестницы Иакова или чеку от колеса Ильи‑пророка. На верхних этажах дома работали два трактира: в «Пересыльном» собирались бездомные, нищие и перекупщики, в «Сибири» — воры, скупщики краденого и картёжники.
В глубине владения находился крошечный одноэтажный флигель («вагончик»), где жили проститутки.
По свидетельству Гиляровского, в первой половине 1880‑х годов там подолгу обитала известная на Хитровке красавица по прозвищу «княжна». Она периодически покидала Хитровку: благодаря внешности попадала то на содержание к покровителю, то в дорогой публичный дом. Но всякий раз возвращалась в «вагончик» и пропивала накопленные деньги. В трактире «Каторга» она распевала французские шансонетки и танцевала модный тогда танец качучу.
Среди её ухажёров был Степка Махалкин — брат известного разбойника Васьки Чуркина. Однажды после побега из тюрьмы Махалкин пришёл к «княжне»; между ними вспыхнула сцена ревности: он избил женщину до полусмерти. «Княжну» отправили в Павловскую больницу, где она скончалась от побоев...
На западной стороне Хитровской площади находится самый старый жилой дом Москвы... О нём мы продолжим наш рассказ в следующий четверг. Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад лайкам и комментариям. Продолжение в следующий четверг. Подписывайтесь на канал!
---
✅ Друзья! Я приглашаю на мои однодневные экскурсии по городам России!
❤️ Открою для вас: Кимры, Тулу, Егорьевск, Тверь, Боровск, Владимир, Калугу и другие исторические города.
👉 Присоединяйтесь: мастерпутешествий.рф
Филипп Пыхарев, автор проекта "Мастер Путешествий"