Найти в Дзене

ФотоПутешествие по Солянке. Нечистая сила, клады и драгоценности

От станции Китай-город идём к старинной улице с вкусным названием - Солянка. Название своё она получила по Соляному двору XVI—XVII веков. Здесь хранилась и продавалась государственная соль по фиксированной цене: всю добытую соль в те времена сдавали в казну, а продавцы могли закупать её только из амбаров двора. Здание специально спроектировали для защиты от воров — например, на первом этаже не было окон. Свободная торговля солью была разрешена лишь в 1733 году. К началу XX века постройки обветшали и в 1913 году их разобрали. На этом месте возвели доходный дом в стиле неоклассицизма, который сохранился до сих пор (на пересечении Забелина и Солянки). Солянка, 1/2с1 - Дом Московского купеческого общества 1915 года, построенный на месте Соляного двора Кстати подвалы Соляного двора сохранились, хотя большинство из них закрыто от посторонних. Некоторые из подвалов переоборудованы под бары и кафе. Интересный факт: при строительстве этого доходного дома был найден клад времён Ивана Грозного —

От станции Китай-город идём к старинной улице с вкусным названием - Солянка. Название своё она получила по Соляному двору XVI—XVII веков.

Здесь хранилась и продавалась государственная соль по фиксированной цене: всю добытую соль в те времена сдавали в казну, а продавцы могли закупать её только из амбаров двора. Здание специально спроектировали для защиты от воров — например, на первом этаже не было окон. Свободная торговля солью была разрешена лишь в 1733 году.

К началу XX века постройки обветшали и в 1913 году их разобрали. На этом месте возвели доходный дом в стиле неоклассицизма, который сохранился до сих пор (на пересечении Забелина и Солянки).

Солянка, 1/2с1 - Дом Московского купеческого общества 1915 года, построенный на месте Соляного двора
Солянка, 1/2с1 - Дом Московского купеческого общества 1915 года, построенный на месте Соляного двора

Кстати подвалы Соляного двора сохранились, хотя большинство из них закрыто от посторонних. Некоторые из подвалов переоборудованы под бары и кафе.

Интересный факт: при строительстве этого доходного дома был найден клад времён Ивана Грозного — около 9 тысяч копеек XVI века в глиняном горшке.
Вид на дом Московского купеческого общества (1915) со стороны улицы Забелина
Вид на дом Московского купеческого общества (1915) со стороны улицы Забелина

Сворачиваем на Солянку.

Улица Солянка с XIV века была началом пути в Рязань и Коломну. В 1380 году по ней на Куликово поле и обратно проезжал князь Дмитрий Донской. До XVIII века Солянка включала современные Солянский проезд и улицу Забелина, а нынешние границы приобрела лишь к концу XIX века.

Если приглядеться к одному из зданий на правой стороне улицы, обнаружим весьма интересный артефакт...

В стену одноэтажного здания будто вмонтирован столб от ограды (слева)
В стену одноэтажного здания будто вмонтирован столб от ограды (слева)

... непонятно откуда взявшийся столбик ограды будто вмонтированный в стену. Этот столб — единственное напоминание о храме Кира и Иоанна на Кулишках 1768 года. Он один каким-то чудом уцелел от бывшей церковной ограды. Саму церковь снесли в 1930-х годах...

Солбик от церковной ограды
Солбик от церковной ограды

Храм на этом месте был известен с 1625 года (первоначально как Троицкий на Кулишках). В 1768 году по указу Екатерины II его разобрали и на его месте построили новую церковь в честь святых Кира и Иоанна — в память о дне восшествия императрицы на престол (28 июня 1762 года).

С богадельней при Троицком храме связана легенда о «чёрте на кулишках»: якобы в 1666 году там появился демон, устраивавший беспорядки. Для изгнания нечистой силы царь Алексей Михайлович призвал старца Лариона (впоследствии епископа Суздальского и Юрьевского), которому удалось изгнать нечистого духа...
Церковь Кира и Иоанна на Кулишках 1768 года, архитектор Карл Бланк. Фото из книги Архитектурные памятники Москвы/ ред. И. Е. Бондаренко М. 1904-1906
Церковь Кира и Иоанна на Кулишках 1768 года, архитектор Карл Бланк. Фото из книги Архитектурные памятники Москвы/ ред. И. Е. Бондаренко М. 1904-1906

Неподалёку расположен ещё один храм, который сохранил в своём названии древний московский топоним — церковь Рождества Богородицы на Кулишках. На месте нынешней церкви в стиле зрелого классицизма сначала стоял деревянный храм. Располагался он у развилки древних дорог: одна вела Рязанское княжество (нынешняя улица Солянка), другая — великокняжеское село Воронцово на правом берегу Яузы (на этом направлении сейчас Подколокольный переулок). Из-за особенностей расположения храм так же называли Рождества Богородицы на Стрелке.

Солянка, 5/2с4 - Церковь Рождества Богородицы на Стрелке 1547 года, в 1804 году перестроена, архитектор Дмитрий Баженов
Солянка, 5/2с4 - Церковь Рождества Богородицы на Стрелке 1547 года, в 1804 году перестроена, архитектор Дмитрий Баженов

Кстати, историк А. Ф. Малиновский связывал постройку первого деревянного храма с памятью о воинах, погибших на Куликовом поле в 1380 году...

Фотографии к этой прогулке я делал в основном в августе 2025-го. Погода, помню, тогда была очень переменчивая: то солнце, то дождь. Облака были очень красивые...
Фотографии к этой прогулке я делал в основном в августе 2025-го. Погода, помню, тогда была очень переменчивая: то солнце, то дождь. Облака были очень красивые...

С 1996 года этот храм — Патриаршее Аланское подворье; службы ведутся на церковнославянском и осетинском языках. В 2010 году рядом с храмом был установлен памятник жертвам в Беслане (скульптор – Зураб Церетели).

Памятник жертвам в Беслане 2010 года, скульптор Зураб Церетели
Памятник жертвам в Беслане 2010 года, скульптор Зураб Церетели

А теперь давайте посмотрим на реконструкцию известного реставратора и художника Владислава Рябова и попробуем представить себе Солянку конца XVIII века. С правой стороны Соляной двор, за ним виднеется ещё не перестроенная церковь Рождества Богородицы на Стрелке. Слева сохранившееся до сегодняшних дней угловое здание между Солянским проездом и Солянкой. За ним - утраченная церковь Кира и Иоанна...

Вид улицы Солянки в конце 18 века. В.А. Рябов. 2006 год.
Вид улицы Солянки в конце 18 века. В.А. Рябов. 2006 год.

На правой стороне Солянки (напротив храма Рождества) - Воспитательный проезд. Начало проезда оформляет композиция из двух скульптур — «Воспитание» и «Милосердие». Их установили в 1835 году у ворот Императорского воспитательного дома, учреждённого по воле вступившей на престол Екатерины  II (сейчас размещены копии скульптур).

Воспитательный проезд. Скульптуры Воспитание и Милосердие (1835 - Иван Витали, Доменико Жилярди)
Воспитательный проезд. Скульптуры Воспитание и Милосердие (1835 - Иван Витали, Доменико Жилярди)

Императрица стремилась воплотить идеи просвещённого абсолютизма: создать учреждение, где обездоленные дети могли бы получить кров, воспитание и подготовку к самостоятельной жизни «на пользу общества».

Из 40 669 младенцев, принятых в Московский Императорский воспитательный дом в 1764–1797 годах, умерли 35 309 — около 87%, потому что их приносили уже тяжело больными и истощёнными. В доме с самого начала работали врачи, лекари и повивальные бабки, велись наблюдения за детскими болезнями и уходом за младенцами. Именно эта постоянная медицинская практика и накопленный опыт сделали Воспитательный дом одним из первых центров систематического изучения здоровья детей, поэтому его справедливо считают колыбелью российской педиатрии.
Воспитательный дом. Рис. Фёдора Алексеева, 1800-е гг. (справа)
Воспитательный дом. Рис. Фёдора Алексеева, 1800-е гг. (справа)

Воспитательный дом разместился на месте бывшего Васильевского луга, где ранее находился разбитый при царе Алексее Михайловиче обширный сад. Все прежние постройки снесли, а на освободившейся территории возвели масштабный комплекс зданий, рассчитанный на 8 тысяч воспитанников. Главный фасад Императорского воспитательного дома на Москворецкой набережной тянется вдоль реки примерно на 379 метров формируя один из самых протяжённых единых фасадов города.

Воспитательный дом. 1820-е годы. ГНИМА.
Воспитательный дом. 1820-е годы. ГНИМА.

Здание, действительно, очень большое, поэтому чтобы его рассмотреть, нужно находиться на приличном расстоянии. В летнее время оно в значительной степени скрыто за кроной деревьев.

Фото 1 октября 2025. Вид с Москворецкого моста. За Парящим мостом в Зарядье виднеется башенка Воспитательного дома. Основная часть комплекса скрыта за деревьями.
Фото 1 октября 2025. Вид с Москворецкого моста. За Парящим мостом в Зарядье виднеется башенка Воспитательного дома. Основная часть комплекса скрыта за деревьями.

А мы выходим к одному из самых монументальных комплексов на Солянке - зданию Опекунского совета 1826 года (архитектор - Доменико Жилярди). Архитектурно здание выделяется восьмиколонным портиком с фризом работы скульптора Ивана Витали и треугольным фронтоном; колоннада стоит на высоком подиуме с входными арками.

Солянка, 14с3 - Опекунский совет 1826 года, архитектор Доменико Жилярди
Солянка, 14с3 - Опекунский совет 1826 года, архитектор Доменико Жилярди

Воспитательный дом управлялся Опекунским советом и финансировался за счёт частных пожертвований (в том числе от монархов), а так же специальных налогов. Совет имел право на ссудно‑залоговые операции через Ссудную кассу — так, например, Пушкин заложил здесь своё Болдино. Проценты от выданных ссуд шли на содержание богоугодных заведений, включая Воспитательный дом.

Кстати, опекунский совет известен по сюжету «Мёртвых душ»: Чичиков планировал заложить в нём «мёртвые души» (фиктивных крестьян), получив ссуду под их залог (по 200 руб. за каждого), затем заменить их реальными крестьянами и легализовать аферу.
Александр Калягин в роли Павла Ивановича Чичикова в телефильме «Мёртвые души» (режиссёр Михаил Швейцер, 1984).
Александр Калягин в роли Павла Ивановича Чичикова в телефильме «Мёртвые души» (режиссёр Михаил Швейцер, 1984).

Чуть дальше по этой же стороне (Солянка, 12-14с1) — главный дом усадьбы Нарышкина XVIII-XIX веков. В 1818 году усадьбу приобрёл Воспитательный дом — для квартир служащих. В середине XIX века в здании размещался Повивальный институт.

Повивальный институт основали в Петербурге в 1797 году по указу Павла I и на средства императрицы Марии Фёдоровны. В создании участвовал основоположник российского акушерства Н. М. Амбодик‑Максимович. За первые 100 лет институт подготовил около 3 тысяч повивальных бабок и принял примерно 60 тысяч родов.
Солянка, 12-14с1 - Городская усадьба А. И. Нарышкина 1770е, архитектор Карл Бланк; здание перестроено в 1828 году, архитекторы Доменико Жилярди, Александр Григорьев
Солянка, 12-14с1 - Городская усадьба А. И. Нарышкина 1770е, архитектор Карл Бланк; здание перестроено в 1828 году, архитекторы Доменико Жилярди, Александр Григорьев

Невероятно красивый дом находится на другой стороне Солянке напротив Опекунского совета. Доходный дом по адресу Солянка, 7 украшают атланты у центрального балкона, львиные маски, жезлы Меркурия на замковых камнях и чугунные балконные ограждения. В 1902–1909 годах дом принадлежал купцу чаеторговцу Д. А. Расторгуеву, затем — сахарозаводчику Павлу  Харитоненко (1909–1917).

Торговый дом Харитоненко имел годовой оборот свыше 20 млн рублей серебром и снабжал сахаром чуть ли не половину страны. Его особняк на Софийской набережной занимал Английский посольство, а ныне служит резиденцией английского посла.
Солянка, 7 – Доходный дом Дмитрия Расторгуева 1882 года, архитектор Василий Карнеев
Солянка, 7 – Доходный дом Дмитрия Расторгуева 1882 года, архитектор Василий Карнеев

Интереснейшая история связана с домом № 13 на Солянке. при реконструкции здания в 1990-ые годы в межэтажных перекрытиях рабочие нашли две ржавые жестяные коробки из‑под конфет с театральной афишей. Внутри оказались драгоценности фирмы... Фаберже.

Предполагают, что их спрятал Владимир Степанович Аверкиев — директор Товарищества на паях «К. Фаберже», живший в этом доме. После закрытия фирмы в 1918 году и отъезда Фаберже он, вероятно, забрал часть товаров и надёжно их укрыл. В 1927 году Аверкиева арестовали, и его дальнейшая судьба неизвестна.
Солянка, 13с1 - Главный дом городской усадьбы XVIII-XIX веков (реконструирован в 1990-е годы)
Солянка, 13с1 - Главный дом городской усадьбы XVIII-XIX веков (реконструирован в 1990-е годы)

Тринадцать украшений из клада поступили в Музеи Московского Кремля. Среди них: серьги с изумрудами и сапфирами, кольца с жемчугом, булавка с чёрным жемчугом и бриллиантом, колье‑сотуар, брошь, браслет и кулоны.

Кулон. Россия, Санкт-Петербург, 1901-1910. Фирма К. Фаберже. Размеры: 5 х 3,1 см.
Кулон. Россия, Санкт-Петербург, 1901-1910. Фирма К. Фаберже. Размеры: 5 х 3,1 см.

Кстати, здесь же в конце улицы (Солянка, 16), только на другой стороне расположился один из крупнейших частных музеев - "Собрание" Давида Якобашвили (около 20 тысяч экспонатов).

В экспозиции — механические музыкальные инструменты, ювелирные изделия, декоративно‑прикладное искусство, живопись, графика, часы, печатные материалы и музыкальные носители (от восковых валиков до виниловых пластинок). Музей занимает четыре этажа и включает две бронированные комнаты. Посещение бесплатное, но только по предварительной записи и в сопровождении экскурсовода.
Солянка, 16 – Частный музей Собрание Давида Якобашвили (слева)
Солянка, 16 – Частный музей Собрание Давида Якобашвили (слева)

Солянка закончилась, а мы с вами вышли к площади Яузские Ворота. В центре площади Устьинский сквер, из которого открывается прекрасный вид на высотку на Котельнической набережной. Помню облака были в день съёмки просто невероятное. Погода менялась: то дождик, то солнце...

Высотка на Котельнической. Вид из Устьинского сквера 27.08.2025
Высотка на Котельнической. Вид из Устьинского сквера 27.08.2025

Друзья! На этой солнечной ноте я закончу своё фотопутешествие. В следующий раз отправимся от Яузских ворот на Хитровку. Подпишитесь, чтобы не пропускать мои публикации.

✅ Приглашаю на мои экскурсии по городам России! Открою для вас: Переславль-Залесский, Тулу, Тверь, Владимир, Калугу, Егорьевск, Кимры, Боровск и другие исторические города.

👉 Расписание экскурсий и запись в телеграм: https://t.me/travelmast (если ссылка не работает, найдите канал в поиске Telegram по имени: travelmast).

Филипп Пыхарев, автор проекта "Мастер Путешествий"

Филипп Пыхарев, автор проекта "Мастер Путешествий"
Филипп Пыхарев, автор проекта "Мастер Путешествий"