От станции Китай-город идём к старинной улице с вкусным названием - Солянка. Название своё она получила по Соляному двору XVI—XVII веков.
Здесь хранилась и продавалась государственная соль по фиксированной цене: всю добытую соль в те времена сдавали в казну, а продавцы могли закупать её только из амбаров двора. Здание специально спроектировали для защиты от воров — например, на первом этаже не было окон. Свободная торговля солью была разрешена лишь в 1733 году.
К началу XX века постройки обветшали и в 1913 году их разобрали. На этом месте возвели доходный дом в стиле неоклассицизма, который сохранился до сих пор (на пересечении Забелина и Солянки).
Кстати подвалы Соляного двора сохранились, хотя большинство из них закрыто от посторонних. Некоторые из подвалов переоборудованы под бары и кафе.
Интересный факт: при строительстве этого доходного дома был найден клад времён Ивана Грозного — около 9 тысяч копеек XVI века в глиняном горшке.
Сворачиваем на Солянку.
Улица Солянка с XIV века была началом пути в Рязань и Коломну. В 1380 году по ней на Куликово поле и обратно проезжал князь Дмитрий Донской. До XVIII века Солянка включала современные Солянский проезд и улицу Забелина, а нынешние границы приобрела лишь к концу XIX века.
Если приглядеться к одному из зданий на правой стороне улицы, обнаружим весьма интересный артефакт...
... непонятно откуда взявшийся столбик ограды будто вмонтированный в стену. Этот столб — единственное напоминание о храме Кира и Иоанна на Кулишках 1768 года. Он один каким-то чудом уцелел от бывшей церковной ограды. Саму церковь снесли в 1930-х годах...
Храм на этом месте был известен с 1625 года (первоначально как Троицкий на Кулишках). В 1768 году по указу Екатерины II его разобрали и на его месте построили новую церковь в честь святых Кира и Иоанна — в память о дне восшествия императрицы на престол (28 июня 1762 года).
С богадельней при Троицком храме связана легенда о «чёрте на кулишках»: якобы в 1666 году там появился демон, устраивавший беспорядки. Для изгнания нечистой силы царь Алексей Михайлович призвал старца Лариона (впоследствии епископа Суздальского и Юрьевского), которому удалось изгнать нечистого духа...
Неподалёку расположен ещё один храм, который сохранил в своём названии древний московский топоним — церковь Рождества Богородицы на Кулишках. На месте нынешней церкви в стиле зрелого классицизма сначала стоял деревянный храм. Располагался он у развилки древних дорог: одна вела Рязанское княжество (нынешняя улица Солянка), другая — великокняжеское село Воронцово на правом берегу Яузы (на этом направлении сейчас Подколокольный переулок). Из-за особенностей расположения храм так же называли Рождества Богородицы на Стрелке.
Кстати, историк А. Ф. Малиновский связывал постройку первого деревянного храма с памятью о воинах, погибших на Куликовом поле в 1380 году...
С 1996 года этот храм — Патриаршее Аланское подворье; службы ведутся на церковнославянском и осетинском языках. В 2010 году рядом с храмом был установлен памятник жертвам в Беслане (скульптор – Зураб Церетели).
А теперь давайте посмотрим на реконструкцию известного реставратора и художника Владислава Рябова и попробуем представить себе Солянку конца XVIII века. С правой стороны Соляной двор, за ним виднеется ещё не перестроенная церковь Рождества Богородицы на Стрелке. Слева сохранившееся до сегодняшних дней угловое здание между Солянским проездом и Солянкой. За ним - утраченная церковь Кира и Иоанна...
На правой стороне Солянки (напротив храма Рождества) - Воспитательный проезд. Начало проезда оформляет композиция из двух скульптур — «Воспитание» и «Милосердие». Их установили в 1835 году у ворот Императорского воспитательного дома, учреждённого по воле вступившей на престол Екатерины II (сейчас размещены копии скульптур).
Императрица стремилась воплотить идеи просвещённого абсолютизма: создать учреждение, где обездоленные дети могли бы получить кров, воспитание и подготовку к самостоятельной жизни «на пользу общества».
Из 40 669 младенцев, принятых в Московский Императорский воспитательный дом в 1764–1797 годах, умерли 35 309 — около 87%, потому что их приносили уже тяжело больными и истощёнными. В доме с самого начала работали врачи, лекари и повивальные бабки, велись наблюдения за детскими болезнями и уходом за младенцами. Именно эта постоянная медицинская практика и накопленный опыт сделали Воспитательный дом одним из первых центров систематического изучения здоровья детей, поэтому его справедливо считают колыбелью российской педиатрии.
Воспитательный дом разместился на месте бывшего Васильевского луга, где ранее находился разбитый при царе Алексее Михайловиче обширный сад. Все прежние постройки снесли, а на освободившейся территории возвели масштабный комплекс зданий, рассчитанный на 8 тысяч воспитанников. Главный фасад Императорского воспитательного дома на Москворецкой набережной тянется вдоль реки примерно на 379 метров формируя один из самых протяжённых единых фасадов города.
Здание, действительно, очень большое, поэтому чтобы его рассмотреть, нужно находиться на приличном расстоянии. В летнее время оно в значительной степени скрыто за кроной деревьев.
А мы выходим к одному из самых монументальных комплексов на Солянке - зданию Опекунского совета 1826 года (архитектор - Доменико Жилярди). Архитектурно здание выделяется восьмиколонным портиком с фризом работы скульптора Ивана Витали и треугольным фронтоном; колоннада стоит на высоком подиуме с входными арками.
Воспитательный дом управлялся Опекунским советом и финансировался за счёт частных пожертвований (в том числе от монархов), а так же специальных налогов. Совет имел право на ссудно‑залоговые операции через Ссудную кассу — так, например, Пушкин заложил здесь своё Болдино. Проценты от выданных ссуд шли на содержание богоугодных заведений, включая Воспитательный дом.
Кстати, опекунский совет известен по сюжету «Мёртвых душ»: Чичиков планировал заложить в нём «мёртвые души» (фиктивных крестьян), получив ссуду под их залог (по 200 руб. за каждого), затем заменить их реальными крестьянами и легализовать аферу.
Чуть дальше по этой же стороне (Солянка, 12-14с1) — главный дом усадьбы Нарышкина XVIII-XIX веков. В 1818 году усадьбу приобрёл Воспитательный дом — для квартир служащих. В середине XIX века в здании размещался Повивальный институт.
Повивальный институт основали в Петербурге в 1797 году по указу Павла I и на средства императрицы Марии Фёдоровны. В создании участвовал основоположник российского акушерства Н. М. Амбодик‑Максимович. За первые 100 лет институт подготовил около 3 тысяч повивальных бабок и принял примерно 60 тысяч родов.
Невероятно красивый дом находится на другой стороне Солянке напротив Опекунского совета. Доходный дом по адресу Солянка, 7 украшают атланты у центрального балкона, львиные маски, жезлы Меркурия на замковых камнях и чугунные балконные ограждения. В 1902–1909 годах дом принадлежал купцу чаеторговцу Д. А. Расторгуеву, затем — сахарозаводчику Павлу Харитоненко (1909–1917).
Торговый дом Харитоненко имел годовой оборот свыше 20 млн рублей серебром и снабжал сахаром чуть ли не половину страны. Его особняк на Софийской набережной занимал Английский посольство, а ныне служит резиденцией английского посла.
Интереснейшая история связана с домом № 13 на Солянке. при реконструкции здания в 1990-ые годы в межэтажных перекрытиях рабочие нашли две ржавые жестяные коробки из‑под конфет с театральной афишей. Внутри оказались драгоценности фирмы... Фаберже.
Предполагают, что их спрятал Владимир Степанович Аверкиев — директор Товарищества на паях «К. Фаберже», живший в этом доме. После закрытия фирмы в 1918 году и отъезда Фаберже он, вероятно, забрал часть товаров и надёжно их укрыл. В 1927 году Аверкиева арестовали, и его дальнейшая судьба неизвестна.
Тринадцать украшений из клада поступили в Музеи Московского Кремля. Среди них: серьги с изумрудами и сапфирами, кольца с жемчугом, булавка с чёрным жемчугом и бриллиантом, колье‑сотуар, брошь, браслет и кулоны.
Кстати, здесь же в конце улицы (Солянка, 16), только на другой стороне расположился один из крупнейших частных музеев - "Собрание" Давида Якобашвили (около 20 тысяч экспонатов).
В экспозиции — механические музыкальные инструменты, ювелирные изделия, декоративно‑прикладное искусство, живопись, графика, часы, печатные материалы и музыкальные носители (от восковых валиков до виниловых пластинок). Музей занимает четыре этажа и включает две бронированные комнаты. Посещение бесплатное, но только по предварительной записи и в сопровождении экскурсовода.
Солянка закончилась, а мы с вами вышли к площади Яузские Ворота. В центре площади Устьинский сквер, из которого открывается прекрасный вид на высотку на Котельнической набережной. Помню облака были в день съёмки просто невероятное. Погода менялась: то дождик, то солнце...
Друзья! На этой солнечной ноте я закончу своё фотопутешествие. В следующий раз отправимся от Яузских ворот на Хитровку. Подпишитесь, чтобы не пропускать мои публикации.
✅ Приглашаю на мои экскурсии по городам России! Открою для вас: Переславль-Залесский, Тулу, Тверь, Владимир, Калугу, Егорьевск, Кимры, Боровск и другие исторические города.
👉 Расписание экскурсий и запись в телеграм: https://t.me/travelmast (если ссылка не работает, найдите канал в поиске Telegram по имени: travelmast).
Филипп Пыхарев, автор проекта "Мастер Путешествий"