Найти в Дзене
Физра по-дикарски

Пример уникальной спортивной одаренности: о моем тренере

Здравия, товарищи! В комментариях у нас с Ted Prodan возникло обсуждение того, где примерные пределы натуральной силы для мужчин. Тема популярная, многократно обсуждаемая, и я подумала: чем я хуже других? «Не могу молчать!», как говорило Зеркало русской революции. О том, где находятся пределы, я, возможно, как-нибудь в другой раз, а сегодня просто расскажу о силище своего покойного тренера, который был невероятно одарен как в плане силы, так и в плане скорости. Поскольку выделялся он не только этими качествами, а также по некоторым другим соображениям я изменю имя и некоторые данные, оставшись точной в вопросе показателей. Итак, родился он (назовем его Дядя Вася) вскоре после войны в заурядном украинском «уездном городе N» в простой семье бывших крестьян. Пацанчик рос крепким и беспокойным, постоянно гонял по всем окрестностям и бил всё, что можно побить, а побить он, как оказалось, мог почти все, уже в подростковом возрасте настучав даже группе уголовников. Когда бить было нечего, д
Оглавление

Здравия, товарищи!

В комментариях у нас с Ted Prodan возникло обсуждение того, где примерные пределы натуральной силы для мужчин.

Тема популярная, многократно обсуждаемая, и я подумала: чем я хуже других?

«Не могу молчать!», как говорило Зеркало русской революции.

О том, где находятся пределы, я, возможно, как-нибудь в другой раз, а сегодня просто расскажу о силище своего покойного тренера, который был невероятно одарен как в плане силы, так и в плане скорости.

Поскольку выделялся он не только этими качествами, а также по некоторым другим соображениям я изменю имя и некоторые данные, оставшись точной в вопросе показателей.

Детство бизона

Итак, родился он (назовем его Дядя Вася) вскоре после войны в заурядном украинском «уездном городе N» в простой семье бывших крестьян.

Пацанчик рос крепким и беспокойным, постоянно гонял по всем окрестностям и бил всё, что можно побить, а побить он, как оказалось, мог почти все, уже в подростковом возрасте настучав даже группе уголовников.

Когда бить было нечего, делал хоть что-то, например, кидал камни, одним из которых к своему собственному удивлению как-то сбил летящую ласточку. Да много там было интересного.

В 9-ом классе в школу к нему пришел его будущий тренер по легкой атлетике, который набирал учеников.

В число желающих Вася не вошел, но глаз тренера обратил внимание на какую-то чрезмерную легкость в движениях очень крепко сбитого пацаненка, который уже в 13 лет весил около 70 кг, не будучи ни жирным, ни даже полноватым.

Тренер попросил его просто прыгнуть в длину с места. Потом, спустя уже почти полвека он рассказывал, что подобного он не ожидал и более никогда не видел, ибо Вася «прыгнув, як козэ́л".

Вася был приглашен на тренировки, куда он однажды все же пришел. Поскольку они давали выход кипучей васиной энергии, то поначалу дело шло, он охотно тренировался, причем сразу во всем, ибо обнаружилось, что он и силен, и быстр, и способен так взвинчивать свои нервы, что, как говорил тот же тренер, иногда у него даже слюна капала (впоследствии я видела ещё одного такого же пацанчика с тем же признаком, столь же гиперподвижного, очень крепкого, несмотря на возраст, и, увы, столь же неконтролируемого).

Через, кажется, месяц ему предложили выступить на местных соревнованиях по ТА, в которых тогда ещё был жим.

  • Весил он тогда 73 кг при росте около 170 см. Выступал в семейных трусах. Вот забыла: то ли он выжал 90 кг, а 85 порвал в ножницы, то ли наоборот, но что так, что сяк чума получается. Толкнул 112,5 кг.
  • Примерно тогдашний же результат в приседаниях (буквально первые тренировки) – 155 кг с выпрыгиванием.
  • С места он прыгал 3,09 м (тренер проверил этот показатель первым делом).

Позже, уже несколько набрав форму и несмотря на регулярные пропуски и жуткие пьянки, где-то годков в 18 или 20 он:

  • жал стоя 120 кг,
  • рвал столько же,
  • толкал 170,
  • лежа жал тот же вес (170), но поскольку никогда его не любил, то не упирался.
  • На бицепс у стенки на каких-то самопальных соревах поднял 77,5 кг,
  • потянул 230 кг.

Сотку он тогда пробегал за 11,1 сек, весил около 90 кг, выглядел впечатляюще (видела фото: хорош, поджар), в длину прыгал на 7 с чем-то небольшим метров и хорошо метал всё, что можно.

Увы для ядра (по мнению тренера), как и для прыжков, он ростом не вышел (173–175 см), бегать Вася вообще не любил, а вот копье метал на уже не помню какие, но чрезвычайно перспективные расстояния (что-то около 70 м). Притом техники, как говорят у него не было нигде: все тащил на счет удивительной силы и скорости.

  • Рассказывали, что он на спор любил перекинуть камешек через футбольное поле в длину (104 метра+).
  • Точно так же на спор метал легкие сапожные гвоздики в какие-то доски, и они таки втыкались. Увы и ох, но споры шли по тогдашней народной традиции – на бутылку.

Крыша периодически у него слетала, особенно если дать вызов (от них он не отказывался).

Здесь была одна интересная история. У нас – у спринтеров и у прыгунов –большое значение имеют прыжки в глубину. Т. е. атлет встает на что-то высокое, спрыгивает вниз и делает пружинистый отскок с одной или с двух ног.

Вот один из старых советских тестов для мужчины-спринтера высокого класса – способность сделать отскок, спрыгнув с высоты 5 м. Со стороны смотрится страшновато, но на самом деле привыкаешь, хотя я с такой высоты не прыгала, ибо у нас ее и не было (пользовали около 3–3,5 м).

Но у Дяди Васи во дни его молодости там, где он тренировался, под рукой и ногой не было и трёх метров, поэтому, когда его тренер упомянул о чем-то таком желательном, в кругу его подопечных возникло обсуждение возможных альтернатив и Вася раздухарился.

Я знаю эту лестницу. Я её запрыгала до жути. Она представляла собой 22 высокие и широкие бетонные ступеньки с острыми краями.

Мы много на ней прыгали и вверх и вниз, но хотя вверх мы прыгали по-разному и порой через 4 ступеньки, то вниз ритмично спрыгивали либо на каждую ступеньку, либо через одну, ибо навернуться желающих не было.

Да и то на всякий случай держали одну руку возле перил. И спрыгивали мы на одной ноге, что, хотя физически и тяжелее, чем на двух, но зато безопаснее, ибо ежли чаво, то можно вторую ногу выставить.

Так вот Дядя Вася встал на 11-ю ступеньку лицом вниз и с двух ног сделал прыжок на землю на две ноги с отскоком и дальнейшим прыжком жабкой вперед!!!

-2

Одно дело просто прыгнуть вниз, куда уже сто раз прыгала, и совсем другое с первой попытки рискнуть перелететь через долгий ряд ступенек, рискуя не долететь и рухнуть в их ласковые объятия.

Так и каза болду можно ("каза болду" – "не дожил до зимы" на одном из тюркских языков)

Впечатление у очевидцев было сильным и никто не рискнул повторить (оно и понятно), тем более, что офонаревший тренер сказал, чтобы и не думали.

Но в народ легенда пошла и иногда Дядя Вася просто показывал другим как надо. Пичалька случилась, когда в числе слушателей оказался какой-то синяк, который сказал, что не хуже и решил повторить, но прервал полет в середине лестницы, о которую ногу в каком-то месте и сломал.

Впечатление зрители получили не менее сильное, чем от Васиного полёта.

В общем, Дядя Вася, родись он тысячей лет раньше, мог бы стать берсерком.

Список его физических и психических возможностей можно было бы и продолжить, но суть вы поняли да и силовые оценили.

Что бы он показал, если бы тренировался по-нормальному и еще бы и захимичился можно только предполагать.

Но он был даже более одарен, чем Власов.

Его тренер (впоследствии вырастивший прекрасных воспитанников) отличался чрезвычайно интеллигентностью и пристрастием к точным данным, считая в своем деле неприемлемыми гиперболы и любые неточности, которых можно было избежать.

В его понимании, если точных данных нет, необходимо точно зафиксировать хотя бы отсутствие точности и наиболее вероятные значения. Я его обожала и не упускала возможности побеседовать с ним, благо он еще и начитан был изумительно, да к тому же обладал манерами гимназиста царской поры.

Поэтому когда ЭТОТ человек говорил мне и моему (тогда еще будущему) мужу, что за всю свою жизнь (на тот момент ему было более 70 лет) он не встречал человека более одаренного, чем Дядя Вася, я ему верила, хотя одаренных среди его воспитанников было предостаточно.

К сожалению, реализации в спорте Дядьвася так и не получил, несмотря на то, что возможностей у него было много и не только в рамках ЛА и ТА.

Тренер старался как мог, даже искал его по городу, чтобы привести на тренировку, но в конце концов его терпение лопнуло и он поставил на Дяде Васе крест, решив, что неэтично красть время у дисциплинированных ради одного разгильдяя.

Все думали что сопьется или сядет, однако этого не случилось, и хотя пристрастие к аква вите он сохранил, но не скатился, хотя вся его родня именно так и поступила.

Стал тренером и продолжал в удовольствие тренироваться, по привычке перемежая спорт с самогоном.

Должна отметить, что спорт удерживал его в рамках еще и в том плане, что ученики сдерживали, иногда говоря прямо, что если будет пить - они уйдут.

Показатели в возрасте

Стоит отметить его способности в уже солидных годах (55–60 лет).

К сожалению, максимумы неизвестны, ибо на максимум он ничего не делал, тренируясь в удовольствие.

Но какое-то представление о них составить можно. Итак, при росте около 173 см он весил около 100 кг, несколько располнев.

  • Как-то помнится, зашел к нам в силовой сектор и, увидев на полу штангу весом 77,5 кг, спокойно поднял ее на грудь и чисто (едва ли не одним трицепсом) выжал вверх без сколько–нибудь значительных усилий. Судя по напряжению, 90 кг стоя пожал бы.
  • Лежа любил взять 80 кг, делая с ними серии взрывных жимов с подбросом штанги (вылетала из ладоней сантиметров на 10). Кажется про 10 раз делал с огромным запасом.
  • В глубоком приседе видела, как со штангой весом 106 кг он сделал несколько (не помню сколько, где-то 5–6, наверное) мягких выпрыгиваний из приседа.
  • Видела пулловер с прямыми руками со штангой 65 кг на тоже не помню какое число раз.
  • В летнюю пору плавал на рассвете по 2–2,5 часа подряд.
  • Помню как он, доказывая нам примером, что не нужно бояться того, что не получится, забрался на какое-то сооружение из труб на детской площадке и спокойно, словно медведь прошел по трубе несколько метров, спокойно спрыгнув вниз (труба была на высоте примерно груди).
  • Реакция оставалась отменной. Однажды поллитра с подоконника упала, так столь быстрого рывка мы не ожидали. Ухватил на лету.
  • Продолжал участвовать в драках. Бил резко.

Телосложение в возрасте

Фигура его к этому времени была уже не столь живописной, как в юности, когда на нем и жиринки не было, но руки и голень у него были одними из самых красивых, какие я видела даже без скидок на возраст.

Впечатляющей толщины (наверное под 25 см в окружности) запястья, толстенные предплечья, напоминавшие корни какого-то дерева, и очень хорошие бицепсы и трицепсы.

Он как-то напряг руку и парни в зале просели, ибо впечатление и в самом деле было сильным. Ориентировочно я бы дала его "банкам" 44–45 см. и это были лепные 45 см.

Голень такая же лепная, "слоистая" и под неё стопа соответствующей мощи с, наверное, самым высоким подъемом, какой доводилось видеть.

Кстати, его тренер тоже говорил что у Дяди Васи был уникально высокий свод стопы.

  • Должна заметить, что у его поколения, выросшего босиком, а в не в кроссовках с "уникальной амортизирующей подошвой, разработанной лучшими специалистами в области huety" плоские стопы встречались нечасто.

Сейчас же, кого ни возьми – так как не "блин", так "ласта".

Но самое сильное впечатление производили не столько его мышцы, сколько сочетание очень мощных костей (везде, даже на мизинцах ног) и таких же толстых сухожилий.

Все, конечно, не рассмотришь, но ахиллово мне всегда казалось похожим на ручку молотка – таким оно было толстым, да и на внутренней стороне запястья высвечивалось нечто более приличествующее горилле, чем человеку.

Мы с мужем тогда уже занялись антропологией и у нас обоих сложилось впечатление, что Дядя Вася был похож на раннего массивного кроманьонца. Этакий доживший до наших дней реликт. Да и в лице сходства было много.

Так что после этого популярные тогда рассказы о том, что древние люди были сплошь дрыщами нас уже не впечатляли.

Кстати, детина из Сунгиря, не исключено, что даже помощнее Дяди Васи мог быть, как и монах Илья, останки которого хранятся в Киево-Печерской лавре.

-4

Это я рассказала в качестве примера того, что есть настоящая одаренность в скоростно-силовой сфере. Ну и потому что добром вспоминаю моего тренера, который научил меня очень многому, в т. ч. и умению пахать и пахать.

Генетика потомков

В заключение остается добавить, что оба его сына более-менее пошли в батю, благо маман у них тоже была хорошей спортсменкой и сильной женщиной (любила состязаться с мужчинами в армрестлинге и небезуспешно).

Младший сын по меркам их семейства был не очень-то силен и выполнил всего-то "паршивого КМС" по гребле.

Мог бы прогрессировать и дальше, но характера не было, + проблемы с "травкой" и, соответственно, с законом. Правда, не серьезные.

А вот старший был, как бы не круче отца.

Во всяком случае, в 15 лет он взял в приседаниях 160 кг без предварительных тренировок при среднем, хотя и мускулистом сложении.

Увы, но в деле нарушений режима он тоже был более одарен и потому к 20 годам это уже был законченный наркоман и алкоголик.

Поэтому, когда мне говорят о генетически одаренных, я сразу вспоминают Дядю Васю, на фоне которого другие одаренные смотрятся уже довольно средне.

При этом в голову стучится мысль, что ведь это просто самое зверское из того, что Я видела, но не факт, что это максимум возможного в природе (лезет мысль про Пауля Андерсона – он вообще-то швед и потому был назван родителями Пауль, а Полом его назвали американцы).

-5

Что могло бы быть?

Если бы Дядя Вася включил дисциплину и попал, скажем к такому тренеру как Б. Шейко (благо работоспособности у него было в избытке, чего от силачей обычно не ждут), то предполагаю, что он мог бы без фармы жать стоя около 170 кг, лёжа – около 240 кг, приседал бы и тянул не меньше 300 кг, при собственном весе около сотки.

Что было бы, если бы его еще и прохимичили грамотно (при условии, что отзывчивость на фарму была бы высокая), можно только догадываться.

Если бы направили в тяжелую атлетику, думаю, был бы у нас второй Власов, Ригерт или Писаренко, если не круче. И не факт, что при его скоростных качествах рекорды в рывке принадлежали бы Лаше Талахадзе.

К сожалению столь одаренные люди имеют околонулевую реализацию и в большинстве своем не всегда дотягивают даже до юниорского периода и Дядя Вася – лишь один из великого множества.

...

Если вам было интересно, и если хотите еще чего-то похожего, я могу написать еще статью о самых одаренных парнях и девушках, которых мне доводилось видеть.

До встречи!