По сравнению с другими средневековыми императорами, гарем у Железного Хромца Тамерлана был скромным – всего 18 жен. Правда, были еще наложницы, но их тоже было немного, официальных – около 20. Почему великий завоеватель был столь скромен? Может, потому что среди его жен две были любимыми: Ульджай-туркан ханым и Сарай-мульк ханым. Что интересно, одна из них была сестрой его друга, вторая – его вдовой.
Все жены Амира Темура (Тамерлана) были знатного происхождения, но не все играли значимую роль в его жизни.
В первый раз Тимур женился рано, в 17 лет. В 1352 году он взял в жены Турмуш-агу, дочь эмира Джаку-барласа. Сначала Турмуш родила дочь, а в 1356 сына Умар-шейха. Правда, он стал для Тимура вторым сыном, а первого ему родила его другая жена, любимая.
Ульджай-туркан ханым, первая любимая жена Тамерлана
Ульджай-туркан ага была первой из двух любимых жен Тимура. Она была знатного происхождения, приходилась внучкой эмиру Казагану, правителю Чагатайского улуса. Тот посчитал, что небогатый, но рослый и амбициозный Тимур будет для его внучки подходящим мужем. С Казаганом Тимура познакомил родной брат Ульджай – эмир Хусейн. Тимур и Хусейн подружились, и свою дружбу скрепили тем, что породнились. Свадьба Тимура и Ульджай состоялась в 1356 году. Тимуру уже исполнилось 20 лет. Дата рождения Ульджай не известна, но в то время девушек выдавали замуж в 15 лет.
Уже к концу того же года молодая жена родила Тимуру первого сына – Джахангира, который также стал его любимцем. В 1362 году Ульджай-туркан родила дочь Султан Бахт Бегим.
Ульджай была мужественной женщиной, поддерживающей своего мужа. Когда тот оказался в сложной ситуации, она отдала ему свои драгоценности. В 1362 году Тимур перестал служить хану Моголистана Туглук-Тимуру и, объединившись с Хусейном, перешел на «вольные хлеба», занимаясь, по сути, грабежами. Как-то отряд Тимура был разбит, оставшиеся соратники разбежался, и он остался вдвоем с Хусейном и их женами. Им пришлось разделиться, и Тимур несколько дней шел по пустыне, сопровождала его Ульджай.
И Тимур, и Хусейн были схвачены туркменами и 62 дня просидели в яме, в которой кишели насекомые. Вместе с ними была и Ульджай. Тимур полностью доверял ей, а она имела на него влияние. К тому же, она постоянно мирила мужа и брата, разногласия между которыми все усиливались.
Ульджай умерла в 1367 году. Тимур сильно переживал смерть любимой жены, помнил о ней. И хотя умерла она не в Самарканде, через несколько лет он велел привезти ее тело и перезахоронить в мавзолее Шахи Зинда.
После смерти Ульджай Тимур окончательно рассорился с Хусейном, и в 1370 году между их отрядами состоялось сражение, в котором Хусейн получил сокрушительное поражение. Врагов у Хусейна было много, в том числе и один из эмиров, брат которого был убит Хусейном. Ему Тимур и передал бывшего друга, а тот воспользовался своим правом кровной мести.
После смерти Хусейна большую часть его гарема Тимур раздал своим приближенным, но трех женщин оставил себе. Среди них была и та, что стала его второй любовью.
Сарай-мульк ханым, вторая любимая жена Тамерлана
Женитьба на Сарай-мульк была для Тимура прежде всего политическим актом – женщина была из рода Чингизхана. Благодаря ей он получил титул зятя чингизидов – гурган, что было не только почетно и статусно, но и позволяло ему быть на равных с ханами и управлять на землях чингизидов.
Сарай-мульк родилась в 1341 году. Она была дочерью Казан-хана, внука Чингизхана и хана Чагатайского улуса. Девочке было 5 лет, когда отец погиб и улус распался на 2 государства – Мавераннахр и Моголистан. Власть в Мавераннахре перешла к эмиру Казагану. Когда девочка подросла, он выдал ее замуж за своего внука, эмира Хусейна, друга и брата первой жены Тимура. Детей в браке не было.
Тимур взял в жены Сарай-мульк ханым в 1370 году, когда ей было уже 29 лет. Возраст достаточно зрелый для женщины в то время. Из уважения к ней как потомку Чингисхана и в благодарность за то, что она принесла ему титул гургана, Тимур назначил Сарай-мульк своей главной женой. Это давало ей много преимуществ и привилегий, в том числе, ей одной было позволено встречать повелителя из походов. После этого к ней стали обращаться Катта ханым, то есть «старшая госпожа», что стало вторым ее именем.
Возможно, сначала женитьба на Сарай-мульк была чистым расчетом, хотя не исключено, что женщина нравилась Тамерлану, так как он знал ее как жену своего друга, пусть ставшего врагом. Но через некоторое время женщина заслужила уважение у мужа своим умом и характером. И стала не просто главной, но и второй любимой женой Тамерлана. Она пользовалась его доверием, она могла давать ему советы, к которым он прислуживался. Ей было дозволено не только встречать Тимура, но и решать ряд управленческих вопросов и даже вести прием послов.
В 1403-1406 годах ко двору Амира прибыло испанское посольство, в составе которого был Руи Гонсалес де Клавихо, который оставил свои воспоминания, в которых Тамерлана он называет сеньором, а Сарай-мульк зовет Каньо:
«На следующий день, в пятницу семнадцатого октября, Каньо, старшая жена сеньора, устроила большой праздник, на который просила прибыть посланников. Этот праздник Каньо устроила в богатой ограде и в шатрах, принадлежащих ей, куда пригласила многих, [в том числе] и посланников, прибывших из разных мест, своих кавалеров, знатных женщин, приближенных и других людей. А ограда, где она проживала и устраивала праздник, была расцвечена многими богатыми шатрами; она была сделана из белой и цветной ткани, красиво расшитой различными узорами, вышивками и знаками. Когда посланники прибыли в орду, то несколько кавалеров, родственников сеньора, взяли их и повели в эту ограду, устроив в одном из шатров у входа. Шатер был покрыт ярко-красным ковром, в котором имелось много вставок из белой ковровой ткани как внутри, так и снаружи. Здесь, в этом шатре они уселись, и им подали мясо и вино. Когда [посланники] поели, Каньо приказала повести их посмотреть её шатры, находящиеся в этой ограде».
Еще из воспоминаний Гонсалеса де Клавихо:
«На этот праздник пришла и Каньо, жена Тамурбека. Пили и вино, и напиток из кобыльего молока. А так как питье продолжалось долго, Каньо приказала позвать к себе посланников и поднесла им вино собственноручно. И долго спорила с Руи Гонсалесом, чтобы заставить его выпить, так как не верила, что он никогда не пьет вина».
Следует сказать, что женщины империи Тамерлана были более свободными, чем в Персии, османской империи или Египте. Они не закрывали лица, спокойно расхаживали по улицам и на пирах могли сидеть за одним столом с мужчинами. При этом в гареме соблюдалась четкая субординация.
Из воспоминаний Гонсалеса де Клавихо, где он описывает не только порядок в гареме, но и одеяния жен эмира:
«Старшая жена сеньора — Каньо. И вышла она одетой так: в красном шелковом одеянии, расшитом золотом, широком и длинном, волочившемся по земле и без рукавов и без выреза; платье было просторное и без всякого подреза у талии, очень широкое внизу; а подол его несли около пятнадцати женщин, поднимая вверх, чтобы она могла идти…
…на голове как бы шлем из красной материи, похожий на те, в которых рыцари сражаются на турнирах, и эта ткань слегка ниспадала на плечи. А этот шлем очень высок, и на нем было много крупного, светлого и круглого жемчуга, много рубинов, бирюзы и разных других камней, очень красиво оправленных. Покрывало, ниспадавшее на плечи, было расшито золотом, а наверху всего был очень красивый золотой венок со множеством драгоценных камней и крупного жемчуга…
После того как Каньо села, из другой ограды вышла другая жена сеньора, обряженная так же, как и первая, в таком же красном одеянии, в таком же шлеме, в таком же окружении и с такими же церемониями и в сопровождении множества знатных женщин. Она также пришла в царский павильон и села на возвышении, немного ниже первой жены. А эту жену царя звали Кичикано (Кичик-ханум), и была она его второй женой. Из следующей ограды с шатрами вышла другая жена сеньора, точно так же, как и первые, и села в павильоне немного ниже, чем вторая. Таким образом к сеньору вышло девять жен, одетых и украшенных все как одна».
Тамерлан нередко брал любимую жену в дальние походы. Правда, когда приближалось время битвы, он отправлял ее домой или в безопасное место.
При дворе она пользовалась большим авторитетом. Характерен такой случай. Один из внуков Тамерлана, сын Миран-шаха Халил Султан, взял в жены красавицу, но простолюдинку Шад-мульк. Узнав об этом, правитель пришел в ярость и велел казнить женщину. Но благодаря вмешательству Сарай-мульк ханым оба были Тамерланом прощены.
Сарай-мульк ханым была мудрой, незаурядной женщиной, но детей Тамерлану она так и не родила. Но правитель доверил ей воспитание своих сыновей и внуков от других жен и наложниц, в том числе, сыновей Шахруха и Халил Султана.
Помимо воспитания потомков Тамерлана, Сарай-мульк была покровительницей наук и искусств, много внимания уделяла благоустройству столицы империи Тамерлана – Самарканда. Она закладывала сады, строила медресе и мечети. Самым известным ее наследием является мечеть Биби-Ханым, строительство которой начал еще Тамерлан, но потом отправился в поход, и далее строительством фактически занималась Сарай-мульк. Название Биби-ханым в переводе это означает «Госпожа Бабушка», что стало одним из имен Сарай-мульк в последние годы ее жизни.
Сарай-мульк ханым умерла в 1405 году, после того, как умер Тамерлан. Ей было 64 года.
Другие жены Тамерлана
Другие жены Амира Темура хоть и не играли большой роли в жизни великого завоевателя и не были столь любимыми, но они сделали то, что не смогла Сарай-мульк – они родили Тамерлану детей.
В 1366 году у Тамерлана родился сын Миран-шах. Его матерью была Менглибек Джан Курбани.
В 1375 году старший сын правителя Джахангир преподнес отцу подарок – захваченную в плен дочь эмира Камар-ад-дина, правителя Монголистана. Девушку звали Дильшад-агу и она была взята в плен после того, как было разгромлено войско ее отца. Через два года Дильшад-агу родила великому эмиру младшего сына Шахруха, который станет преемником великого эмира.
Последней женой эмира стала монгольская принцесса и потомственная чингизидка Тукал-ханым. Она также была родной племянницей Сарай-мульк ханым. Девушка стала женой Тимура в десятилетнем возрасте. Это был династический брак. Тамерлан надеялся, что молоденькая жена родит ему сына, и это будет потомок Чингисхана, поэтому впоследствии тот сможет претендовать на ханский престол. Но не получилась.
Девочке-чингизидке был дан высокий статус – она стала младшей императрицей. Ей даже было дозволено наряду с Сарай-мульк встречать Тамерлана из походов. В гареме юную жену повелителя приняли в штыки, но вскоре другим женам пришлось смириться, и они стали относится к Тукал Ханым с почтением. Спасло девочку покровительство тетушки, которая держала в своих руках всю власть в гареме.
В феврале 1405 года 68-летний Амир Темур умер. Его гарем разобрали между собой родственники и придворные.
Печальной была участь двух его наиболее значимых, именитых жен, потомков Чингисхана. И Сарай-мульк ханым, и Тукал ханым были отравлены. Считается, что отравила их одна из жен внука Тимура, Халил Султана, которого воспитала Сарай-мульк. Ходили слухи, что сделала это Шад-мульк, та, которую она в свое время спасла от гибели.
Другие статьи про Амира Темура: