35 лет великий завоеватель Тамерлан создавал свою империю, присоединяя к ней все новые территории. После себя он оставлял опустошенные и разрушенные города, горы тел. Он был величайшим завоевателем и беспощадным, жестоким убийцей. Он разрушал до основания города, а потом возвращался в любимую столицу и отстраивал по новой разрушенные ранее города: Самарканд, Бухара и другие. Он убивал женщин и детей, и свозил к себе из разных стран ученых, поэтов, просветителей. И слыл покровителем наук, тонким ценителем искусства и знатоком Корана. Как это все могло уживаться в одном человеке?
После себя он оставлял пирамиды тел
Слава о «кровавом варваре» Тамерлане летела впереди него, повергая жителей городов в ужас задолго до того, как он со своей армией появлялся у ворот города. А страшиться действительно было чего - жестокость Тамерлана была ужасающей.
Захватив старинный персидский город Исфахан, Тимур велел убить всех мужчин старше 14 лет, а из их голов приказал построить башни. И такие пирамиды он оставлял после себя во многих захваченных городах. Эти истории, сохранившиеся в веках, вдохновили художника-баталиста В. Верещагина на написание известной картины «Апофеоз войны». Первоначальное название полотна было «Торжество Тамерлана».
Но это были не все его зверства в Исфахане. Женщин и детей он велел вывести за город в поле. Там у матерей забрали детей моложе 7 лет и по приказу Тимура растоптали их копытами лошадей. Причем, пример подал лично Тамерлан. После этого город сожгли, а женщин и детей постарше погнали в рабство.
На территории Сирии был взят город Халеб, в котором жили и христиане, и мусульмане. Мусульмане обратились к Тимуру с просьбой пощадить их, ведь они единоверцы. И тот пообещал, что не прольет ни капли мусульманской крови. И действительно, не пролил. Всех христиан перерезали, а мусульмане по его приказу были погребены заживо.
Пирамиды из отрубленных голов Тамерлан оставлял на месте Багдада, Дамаска, Дели, Астрахани и других городов. В индийском походе он захватил 100 тыс. пленных, а в последующих боях еще столько же. Чтобы не отягощать себя таким «балластом», который снизил бы скорость продвижения армии, он велел всех умертвить. Когда его войско подошло к реке, которую надо было форсировать, он велел согнать местных жителей, и из их тел сделал «дамбу», по которой его войско перешло на другой берег.
Осознавал ли Тамерлан сам свою жестокость? Несомненно. Он говорил:
«…ошибки, преступления и прегрешения — безжалостные и необходимые сестры моих побед».
Ему нужны были победы – все новые и новые. Поэтому его армия грабила и убивала, громила и сжигала, оставляя после себя пирамиды тел и кровавые реки. Одержав очередные победы и захватив огромную добычу, он возвращался в свою столицу Самарканд.
Захватнические компании Тамерлана сопровождались гибелью миллионов людей. Жизни жителей завоеванных территорий великого полководца интересовали мало. Но были некоторые категории пленных, которым он не только оставлял жизнь, но и переправлял к себе на родину и обеспечивал им там приличную жизнь.
Он отстраивал разрушенные ранее города
И хотя Тамерлана называли «кровавым варваром», а сам он, с детства воспитанный как воин, не был обучен грамоте, он все же был образованным человеком и правителем. Своей лучшей добычей он считал ученых и ремесленников, художников и поэтов. Безжалостно убивая военных и мирных горожан, он в каждом городе выискивал этих людей и свозил их в Самарканд.
Сам Тамерлан очень любил свою столицу и вкладывал много усилий и средств в ее строительство. Он фактически отстраивал город заново. При Тамерлане Самарканд, этот старинный город с богатой историей, разгромленный Чингисханом до основания, стал одним из культурных центров Азии, который даже называли «Сияющая звезда Востока».
В Самарканде Тимур построил для себя дворец Кук-Сарай (Голубой дворец), который не сохранился. Находился он за зданием Областного музыкально-драматического театра и вблизи здания администрации Самаркандской области. Из сохранившихся со времен Тимура строений стоит отметить мечеть Биби-ханум, мавзолей Шахи-зинда, усыпальницу Гур-Эмир.
Он строил в городе дворцы и крепости, каналы и мосты, каравансараи и медресе, базары и бани. При нем в Самарканде появилась большая библиотека. Вокруг города было заложено 14 прекрасных садов с фонтанами. Нередко Амир Темур сам занимался проектированием строений, а также давал указания по строительству и оформлению.
Отстроив Самарканд, он взялся за восстановление других, также разрушенных Чингизханом городов: Бухара, Яссы и другие. Но особое внимание он уделял строительству города Кеш (Шахрисабз), недалеко от которого он родился. Здесь он построил свой самый великолепный дворец – Ак-Сарай, от которого сохранились только два пилона.
В Шахрисабзе он построил мавзолей для отца и своего любимого учителя, а также усыпальницу для себя. Но внуки решили похоронить его в столице, в усыпальнице Гур-Эмир.
Такую страсть Тимура к зодчеству некоторые исследователи объясняют желанием забыть и компенсировать то, что он разорил и разрушил во время походов. Но, может, для него это был еще один способ показать свое величие. Недаром на двери его дворца Ак-Сарай в Шахрисабзе была сделана надпись:
«Если Вы сомневаетесь в нашем могуществе, посмотрите на наши постройки».
Амир Темур стремился к созданию чего-то возвышенного и совершенного. Он хотел, чтобы над всеми городами его империи были голубое небо и золотые звезды. Поэтому во всех городах в небо стали устремляться голубые купола, дизайн которых, как считается, придумал именно он, великий хромец Тамерлан. И первым статус города с голубыми куполами получил Самарканд,
Построенные Тамерланом здания и комплексы являются шедеврами мировой архитектуры. Что не удивительно – из завоеванных государств и городов он свозил архитекторов, художников, мастеров.
Покровитель наук, искусств, ремесел
Хотя Амир Темур, как считают исследователи, не владел грамотой, он обладал прекрасной памятью, что позволило ему выучить несколько языков, обладать знаниями в разных областях, в том числе, хорошо знать Коран. Он любил слушать, когда ему читали книги, набираясь таким образом знаний в разных областях, поэтому он мог вести беседы с учеными и поэтами, которых свозили в Самарканд из побежденных городов. Свой досуг он скрашивал тем, что созывал во дворец ученых мужей и велел им устроить в его присутствии спор
«…о самых красивых вопросах науки и веры».
Оказывая поддержку представителям науки и искусства как лично, так и на государственном уровне, Тамерлан добился того, что науки, искусство, литература, ремесла, зодчество достигли своего расцвета и не уступали общемусульманскому Ренессансу IX – XII веков. И через какое-то время в Самарканд уже добровольно потянулись ученые, мыслители, поэты.
Стремясь повысить экономическую и политическую мощь государства Мавераннахр, Тимур тратил огромные средства из награбленных в походах богатств на благоустройство городов. Из побежденных стран он свозил в Самарканд мастеров по укладке кирпича, отделочников, резчиков по дереву и кости, художников. В частности, тысячи ремесленников были вывезены из Армении, Азербайджана, Персии. Из Османской империи были привезены ткачи, златошвеи и другие. Из Дамаска он привез в Самарканд плотников, лекарей, ткачей, портных и швейников; изготовителей шатров и луков и прочих мастеров.
Вместе с мастерами он привозил и станки, например, ткацкие. Он наладил в стране производство веревок, обработку металла и редких камней. В регионе начали выращивать коноплю и лен, которые раньше в оазисах Средней Азии не выращивали. Выращивать начали и сахарный тростник, из которого получали сахар. В Самарканде стали изготавливать самую лучшую бумагу.
Стоит ли удивляться, что в Узбекистане великого хромца Тамерлана, или Амира Темура, почитают как национального героя и ему ставят грандиозные памятники.
Другие статьи, посвященные Тамерлану: