Найти в Дзене

Тридцатилетняя война, 3.0

Первая фаза тридцатилетней войны была изложена Норманом Дэвисом, автором книги "Европа", опубликованной в 1996 году. Норман определил 1618-1623 годы как богемскую фазу, которая закончилась победой объединённых сил Австрии, Баварии и Испании на первом этапе войны. Датский этап, 1625-1629 годов, как известно, завершился Любекским миром… Пришло время рассмотреть, 1628-1635 годов, который завершился Пражским миром… Четвертого июля 1630 года шведский король Густав Адольф высадился в Узедоме после того, как пересёк Балтийское море, ныне "Шведское озеро". Сходя с трапа, он поскользнулся и слегка повредил колено. Сразу же, его "тогдашние политтехнологи" дали понять, что король пал на колени и распростёрся ниц перед Богом, прося благословения на своё праведное дело. Всвои 36 лет, высокий блондин с остроконечной бородкой, "Северный лев", был во всех отношениях и королём и солдатом. Победа шведов над Тилли при Брайтенфельде произошла 17 сентября 1631 года в четырёх милях к северу от Лейпциг

Первая фаза тридцатилетней войны была изложена Норманом Дэвисом, автором книги "Европа", опубликованной в 1996 году. Норман определил 1618-1623 годы как богемскую фазу, которая закончилась победой объединённых сил Австрии, Баварии и Испании на первом этапе войны.

Датский этап, 1625-1629 годов, как известно, завершился Любекским миром…

Пришло время рассмотреть, 1628-1635 годов, который завершился Пражским миром…

Четвертого июля 1630 года шведский король Густав Адольф высадился в Узедоме после того, как пересёк Балтийское море, ныне "Шведское озеро". Сходя с трапа, он поскользнулся и слегка повредил колено. Сразу же, его "тогдашние политтехнологи" дали понять, что король пал на колени и распростёрся ниц перед Богом, прося благословения на своё праведное дело.

Всвои 36 лет, высокий блондин с остроконечной бородкой, "Северный лев", был во всех отношениях и королём и солдатом. Победа шведов над Тилли при Брайтенфельде произошла 17 сентября 1631 года в четырёх милях к северу от Лейпцига. Одно время Валленштейн подумывал о том, чтобы присоединиться к шведам, но требования Валленштейна не могли быть выполнены ни шведами, ни Фердинандом. Валленштейн вернулся домой и распустил свои войска.

Немецкий стиль ведения боя представлял собой построение, похожее на шахматную фигуру, когда лошади и солдаты чередовались на смежных полях. Перед ними были шведские войска, выстроенные шеренгами по пять человек, тщательно обученные стрельбе, которой их научил король. Люди в первом ряду опустились на колени, стреляя одновременно с человеком, стоявшим позади них, во втором ряду.

После выстрела эти два ряда отходили в тыл, подходили следующие два ряда. Когда стрелявшие отходили в тыл, они перезаряжали оружие, готовясь войти в новый строй, когда придёт их очередь. Этот натиск продолжался в течение семи часов, поскольку на войска Тилли было направлено в три раза больше огня.

Войска Тилли были повсюду, включая Мерзебург, Лейпциг, Брайтенфельд, Айленбург и Дюбен.
Войска Тилли были повсюду, включая Мерзебург, Лейпциг, Брайтенфельд, Айленбург и Дюбен.

В "Тридцатилетней войне" Вероника Веджвуд описывает кровавую бойню, устроенную против саксонских войск. "Хорватская кавалерия возглавила атаку, их красные плащи развевались на ветру, сабли сверкали, а из их уст вырывались такие диковинные крики, что саксонцы вообразили, что это приспешники дьявола, вырвавшиеся из преисподней".

Сам курфюрст Саксонии, Иоганн Георг I, достаточно храбрый на охоте, представить себе не мог, что на него обрушится такая ярость. Артиллеристы бежали первыми, а их орудия были захвачены. Обливаясь потом и изнемогая от удушливой пыли, шведы развернули их же орудия против саксонской кавалерии и открыли огонь. До этого момента немецкий фельдмаршал Ганс Георг фон Арним, возможно, ещё мог сплотить свои колеблющиеся войска, но новая катастрофа сломила их. Сам Иоганн Георг без лишних слов пришпорил свою лошадь и ни разу не натянул поводьев, пока не добрался до Айленбурга, расположенного в 15 милях отсюда.

Подсчитав потери Тилли, можно сказать, что они составили 12 000 убитыми, 7 000 пленными и 20 пушек (общая численность его артиллерии).

Веджвуд добавила, что немецкое Отечество никогда больше не опасалось завоевания Австрии. Более 100 лет 17 сентября в Дрездене отмечали как день благодарения. Но битва, которая спасла их от Австрии, отдала их шведам. И Веджвуд предположила, что битва при Брайтенфельде стала исторической не из-за того, чего она произошла, а из-за того, чего, по мнению немцев, она достигла.

На третьем этапе войны генерал Тилли столкнулся с Ротенбургом на Таубере. Массивные стены города и оказанное ожесточенное сопротивление привели Тилли в ярость. В 1631 году город пал, и Тилли приказал немедленно разрушить его, а также казнить четырёх членов городского совета.

В ожидании казни, дочь владельца местной винной лавки принесла Тилли кувшин с вином. После нескольких глотков Тилли смягчился, отменил казни и предложил спасти город, если любой горожанин сможет одним глотком опустошить семилитровый кубок.

Бывший мэр, господин Нуш, вышел вперёд и, согласно легенде, осушил кубок и упал замертво. Город был спасен, и даже сегодня здесь проводится ежегодный праздник "Der Meistertrunk", или День мастера выпить. В день Святого Понедельника в ратуше разыгрывается пьеса, воспроизводящая это событие.

Сегодня в частных коллекциях можно увидеть действующих лиц этой удивительной истории: сначала на банкноте номиналом 50 пфеннигов, выпущенной в Ротенбурге 31 октября 1918 года, изображён солдат в шлеме и с мушкетоном в руках, сидящий на парапете; а также на шести банкнотах серии номиналом 50 пфеннигов от 24 июня 1921 года. На одной боне изображён сам генерал Тилли, на другой, тот самый, бывший мэр Нуш, с кубком вина. Также в серии можно увидеть удачливого бургомистра Бецольда (или Генрих Топплер); молодого защитника города Шара, и хозяина винной лавки, вместе с его дочерью, которая, принесла вино Тилли.

И город был спасён!

Но на этом история города не заканчивается... В апреле 1945 года войска армии США под командованием генерал-майора Джейкоба Л. Деверса заперли немецкие войска и их генерала в городе. Они отказывались сдаваться. Деверс приказал открыть артиллерийский огонь, чтобы разрушить городские стены…

Но подождите!

Джон Макклой младший, помощник военного министра, находился на фронте и попросил Деверса не стрелять из артилерии. Оказывается, мать Макклоя часто бывала в Ротенбурге, и фотографии этого города украшали комнату молодого Макклоя. Были заключены переговоры о сдачи в плен и город был спасён. А Макклой, позже, был назван почётным гражданином и "защитником Ротенбурга".

К 16 апреля 1632 года король Венгрии Фердинанд II уступил непомерным требованиям Валленштейна, и боевые действия против шведов возобновились. С июля по сентябрь/август 1632 года шведы постепенно оттеснялись из Баварии на север.

Шведский король Густав II Адольф погиб 16 ноября 1632 года в битве при Лютцене. 25 февраля 1633 года Валленштейн был убит капитаном Деверо в Эгере. А 6 сентября 1634 года, австрийские и испанские войска, представлявшие католиков, численностью около 32 000 человек, атаковали протестантские силы в Нордлингене, насчитывавшие около 20 000 военнослужащих. Битва закончилась к полудню.

Осень 1634 года может звучать как путеводитель для католических войск: Гёпинген – 15 сентября, Хайльбронн - 16-го, Вайблинген - 18-го и уже 20-го числа король Венгрии вступил в Штутгарт.

Пражский мир, заключенный 30 мая 1635 года, положил конец третьей фазе войны.

Веджвуд продолжает: "Но появление Франции в качестве союзника Швеции на левом берегу Рейна, за которым последовало объявление Францией войны Испании, изменило ситуацию. Те, кто подписал мир, обнаружили, что им нужно было изгнать из Германии не только шведские войска, но и французские. И если они вступят в конфликт с Францией, им придется вступить в конфликт с королём Испании".

Пражский мирный договор превратился в военный союз, и те, кто его подписал, обязались сражаться за Австрийский дом.

Продолжение следует.... Начало публикации Тридцатилетняя война, 1.0, Тридцатилетняя война, 2.0, продолжение публикации Тридцатилетняя война, 4.0

Использован материал американского издания The Fraktur #13/3, Март 2000. Авторство публикации принадлежит редакции издания