Найти в Дзене

В НовГУ выявили, как предсказать болезни сердца и сосудов у пациентов с больными почками

Учёные Новгородского университета обнаружили простой и эффективный маркер для оценки риска сердечно-сосудистых осложнений у пациентов с хронической болезнью почек (ХБП). Им оказался индоксил сульфат — токсин, который здоровые почки обычно полностью выводят из организма. Исследование показало: чем тяжелее поражение почек, тем выше концентрация этого вещества в крови. Таким образом, обычный анализ крови теперь может дать врачам ключ к раннему прогнозу опасных патологий сердца и сосудов у этой группы пациентов. В работе участвовали заместитель директора Медицинского института НовГУ Митхат Гасанов, директор института Василий Чулков, заведующая кафедрой морфологии человека Лидия Прошина, пятикурсница направления «Лечебное дело» Ламия Аблуллаева и учёные Ростовского государственного медицинского университета. В норме индоксил сульфат — всего лишь один из многих метаболитов, который организм производит и тут же утилизирует. Он синтезируется в печени из триптофана, поступает в кровь и, будучи

Учёные Новгородского университета обнаружили простой и эффективный маркер для оценки риска сердечно-сосудистых осложнений у пациентов с хронической болезнью почек (ХБП). Им оказался индоксил сульфат — токсин, который здоровые почки обычно полностью выводят из организма. Исследование показало: чем тяжелее поражение почек, тем выше концентрация этого вещества в крови. Таким образом, обычный анализ крови теперь может дать врачам ключ к раннему прогнозу опасных патологий сердца и сосудов у этой группы пациентов.

В работе участвовали заместитель директора Медицинского института НовГУ Митхат Гасанов, директор института Василий Чулков, заведующая кафедрой морфологии человека Лидия Прошина, пятикурсница направления «Лечебное дело» Ламия Аблуллаева и учёные Ростовского государственного медицинского университета.

В норме индоксил сульфат — всего лишь один из многих метаболитов, который организм производит и тут же утилизирует. Он синтезируется в печени из триптофана, поступает в кровь и, будучи связанным с белками, беспрепятственно выводится через почечный фильтр. Здоровые почки не дают этому токсину накопиться.

— Но при нарушении функции почек этот процесс затруднён и в организме начинаются накапливаться токсичные вещества, — пояснил Митхат Гасанов. — В настоящее время изучается влияние «почечных» токсинов на другие системы органов, что позволит разработать систему прогнозирования поражения других органов у пациентов с ХБП.

Для подтверждения гипотезы было проведено одноэтапное исследование среди 70 пациентов с хронической болезнью почек. Их разделили на две группы: в первую вошли больные с терминальной почечной недостаточностью (ТПН), получающие лечение гемодиализом, а во вторую — больные на додиализных стадиях ХБП. В исследовании применяли комплекс методов: стандартный биохимический анализ крови, УЗИ сердца, прямое определение концентрации индоксил сульфата в сыворотке, а также пробу с эндотелий-зависимым расширением плечевой артерии. Этот специальный тест оценивает ключевую функцию внутренней оболочки сосудов (эндотелия) — её способность регулировать сосудистый тонус.

У пациентов первой группы уровень этого токсина в крови был значительно выше, чем во второй группе. Была выявлена связь концентрации токсина и изменений сердечно-сосудистой системы: чем выше был уровень индоксил-сульфата, тем чаще встречались опасные изменения в сердце и сосудах. Это недостаточность клапанов, патологическое увеличение толщины стенок и перегородки сердца, а также нарушения регуляции тонуса сосудов.

— Повышение уровня индоксил сульфата у пациентов с терминальной почечной недостаточностью по сравнению с додиализной группой составил 6,17 против 5,3 нанограмм на миллилитр соответственно, — рассказал Митхат Гасанов. — Исследование выявило прямую связь между уровнем токсина и рядом критических параметров: ростом мочевины и фосфора, истончением почечной ткани, расширением аорты и изменением кровотока. Эта цепочка взаимосвязанных изменений свидетельствала о глубоких нарушениях: сбое в обмене веществ, прогрессирующем рубцевании (фиброзе – прим. ред.) почек и патологическом изменении стенок сосудов. Вместе эти процессы создают предпосылки для развития серьёзных сердечно-сосудистых осложнений.

С помощью УЗИ сердца у пациентов с ТПН был выявлен целый спектр патологических изменений: гипертрофия отделов сердца, несостоятельность клапанов и диастолическая дисфункция – нарушение расслабления сердца. В то же время проба на оценку функции сосудов продемонстрировала высокую частоту эндотелиальной дисфункции, степень которой прямо коррелировала с концентрацией индоксил сульфата.

— Мы установили порог риска по содержанию маркера в крови: 5,76 нанограмма на миллилитр, — отметил Митхат Гасанов. — Превышение этого уровня индоксил сульфата в крови чётко указывает на высокий риск эндотелиальной дисфункции — состояния, когда сосуды теряют способность правильно поддерживать тонус, что повышает риск развития неблагоприятных сердечно-сосудистых событий. Эта закономерность ярко проявляется у пациентов с ТПН, что подтверждает: данный токсин — не просто маркер значимого снижения функции почек, а важный предиктор сосудистых осложнений при ХБП.

Исследование наглядно показывает, насколько снижение функции почек отрицательно сказывается на здоровье человека. Оценка уровня индоксил сульфата в крови позволит врачам не только оценить тяжесть болезни почек, но и заранее предсказать риск развития сердечно-сосудистых осложнений – главной причины смерти у таких пациентов. Анализ на этот токсин может стать дополнительным, но очень информативным инструментом в руках врачей для составления более точного прогноза и индивидуального плана лечения в у пациентов с ХБП на разных стадиях болезни.