"Маленький шаг для человека и большой шаг для человечества" - завораживающая фраза, которая затрагивает в душе те самые струны, звук которых двигал человечество с континента на континент. А когда континенты кончились, и даже Южный полюс покорился ноге человека, следующие рубежи стали искать в космосе. Основным отличием от великих географических открытий тут является то, что вопросом "добраться" дело не ограничивается. Приходится брать на вооружение опыт выживания в Антарктиде и глубочайших слоях океана, задерживать дыхание и изобретать. Сегодня мы выживаем на Венере.
Или не выживаем. Среда там крайне негостеприимная, и прочие дни недели тоже. Выяснили это, конечно же, не сразу.
Еще в 1950х люди думали, что на Венере вполне можно жить как на Земле, и даже своя местная жизнь там вполне может водиться. (Совсем уж космическое фентези не берем, давайте про научную фантастику.) Про теплую и уютную Венеру писал Александр Беляев в 1933 году («Прыжок в ничто»), а в 1959 году вышла и «Планета бурь» Александра Казанцева, и дебютная «Страна багровых туч» братьев Стругацких. Наверное, последним, кто всерьез писал про обитаемую Венеру, был Артур Кларк («До Эдема»). Это небольшой рассказ, поэтому не буду спойлерить, чем там дело кончилось.
Ну ладно, небольшой спойлер — люди дураки и не лечатся.
Жизнь на Венере вымерла в литературе, когда пришли свежие данные с автоматических зондов. Маринер-1 погиб из-за аварии в июле 1962 года (там была занятная история про самый дорогой дефис в истории, который на самом деле ни разу не дефис), но запущенный через месяц Маринер-2 долетел до Венеры к декабрю того же года. Он намерил аж 932F (переводя с американского, 500С). Для справки: как многие любители фантастики уже в курсе, 451F - это температура горения бумаги. Последующие измерения были в том же порядке (с точки зрения выживания человека), 400-500С.
Следующие данные, уже гораздо более материальные, появились в 1967 году. Советский аппарат Венера-4 добрался до высоты 28 км от поверхности, где его хлопнуло неожиданно высоким давлением. Предварительно его оценивали в 10 атмосфер (то есть в 10 раз больше, чем на Земле), но по факту оказалось аж 90 атмосфер. Измерили это давление в 1970 году аппаратом Венера-7. Надо сказать, история покорения Венеры советскими зондами — это жесть как круто, и неожиданных технических решений там было куда больше, чем во всяких Интерстелларах.
Итак, мы уже поняли, что человека, который попытается просто так пройти по поверхности, будут убивать не птеродактили (это было бы слишком просто), а давление и температура. Всё? Не всё. Химия.
Облака из серной кислоты не хотите? А они есть. И дожди из серной кислоты тоже идут. К счастью, поверхности они не достигают (ну, по оценкам), потому что капли испаряются от жары прямо в полете. Это явление называется вирга, и на Земле тоже наблюдается, только с водой. Но чтобы спуститься с орбиты и достигнуть этой поверхности, через толстый слой облаков и дождей все равно придется прорываться, поэтому и думать о защите от кислоты точно надо.
Теперь-то все? Ну вроде все. На многих планетах была бы неприятность из-за отсутствия магнитосферы и довольно болезненной радиации на поверхности, но на Венере магнитосфера в некотором роде есть. Не по ГОСТу, но для нас сойдет. И гравитация на Венере норм, 90% от земной. Так что давайте думать, как выживать.
Вариант, наиболее привычный для любителей фантастики — высадиться на поверхность и закопаться под поверхность — в данном случае крайне непрост. Для защиты от давления в 90 атмосфер (это примерно километровая глубина в земном океане) нужны серьезные конструкции: не просто подлодка, а хорошо продуманный батискаф. Не углепластиковые стеночки, как у ребят, которые Титан делали, и вряд ли получится обойтись скафандром или экзоскелетом.
Плюс теплозащита: несладко придется не только людям, но и микросхемам, в том числе пайке. Один из спускаемых аппаратов покрывали толстым слоем парафина. Его температура кипения — 370С, и пока он испарялся, охлаждение шло весьма неплохо. Активная теплозащита, так сказать. Такое решение вряд ли масштабируется достаточно, чтобы построить колонию, так как процесс небыстрый, и запас парафина придется брать раза в два больше, чем вес всей остальной экспедиции.
В целом, вопросы с защитой должна решить робототехника. Люди спускаются в хорошо защищенном куполе, наружу выходят роботы-копатели и роботы-строители, которых и защитить проще, и потерять не так страшно, они копают и строят базу из готовых модулей, а люди только переходят по хорошо защищенному тоннелю. Скорее всего, совсем без людей не прокатит: у атмосферы Венеры плохо с радиопрозрачностью. Что-то просканировать на поверхности получается, но рассчитывать на надежный канал связи с орбиты до поверхности точно не приходится.
Даже по предварительным оценкам, которые не учитывают внезапной дичи, которая всегда может произойти, это все будет не просто космически, а адски дорого. Не знаю, что такого должны открыть в глубинах Венеры, чтобы это окупило или хотя бы оправдало вложения. За теми же редкими элементами куда проще и дешевле слетать в Пояс Астероидов. Разве что грохнется туда что-нибудь…
Куда более простой вариант, который не раз звучал в нашем информационном пространстве, это летающие станции.
Есть только одна неприятная деталь, которая портит всю малину: по современным данным, самые приятные для человека условия находятся на высоте 50-60 км. Ниже — температура слишком высокая, выше 100С. Выше — холодно и давление совсем уж низкое, держаться на плаву будет сложно.
А теперь посмотрим, где проходит граница сернокислотных облаков:
70-80 км верхняя граница. Поэтому с открытыми зелеными террасами точно пролетаем.
В «обитаемую зону» по температуре мы возвращаемся на высоте 150 км, но там такое низкое давление, что решения на аэростатах и винтах не прокатят. Это будет уже низкоорбитальная станция, которой еще и лететь придется с высокой скоростью относительно окружающих кусочков атмосферы. Слышали, что на МКС все время орбиту приходится корректировать? Это чтобы она не падала, как бы поддавать энергии. Ну и тут ровно то же самое будет — коррекции орбиты, невесомость и так далее. Жить можно, но «выживанием на Венере» это точно не назвать.
Возвращаемся к высоте 50-60 км. Если что-то придумать с кислотными облаками, то и там жить можно. Сочетание давления и температуры в любом случае не особо комфортное, и поэтому на свежем воздухе ходить не получится (да и состав атмосферы бы не позволил, одна углекислота). Но закрытые помещения, даже довольно большие, организовать будет не так сложно. Аэростаты и дирижабли с вакуумной (например) пеной могут обеспечить огромную грузоподъемность для целой колонии. Строительные материалы и обычные грузы для последующей жизни доставлять куда проще, чем на поверхность сквозь все эти облака и атмосферное давление. Связь с орбитой вполне стабильная.
А с облаками что-то придумать вполне можно. Серная кислота — это не абсолютный растворитель. Ее и хранят, и перевозят, есть и сплавы, и полимеры, которые она никак не разъедает. Поэтому внешнюю оболочку можно защитить довольно тонким дополнительным слоем, а прибывающие аппараты чистить с нейтрализующим веществом. Неприятно, но не нерешаемо. И, на первый взгляд, даже близко не так дорого, как высадка на поверхность.
Другое дело, что и пользы от таких воздушных городов не так много. Недра не поисследуешь, а рельеф поверхности и состав атмосферы можно и с орбиты неплохо изучать. Но вот как промежуточная станция для подготовки и поддержки шахты или исследовательского модуля на поверхности — очень бы пригодилась. Так, может быть, и полностью независимую колонию получилось бы сделать (хотя кто им даст на уровне политики).
Ну, как-то так. Долго, дорого, сложно. На нынешнем уровне технологий — вообще никак. Собирать миссию из готового не получится, надо разрабатывать много нового, а это дорого. Куда дороже, чем обычно предполагают техноэнтузиасты и коммерческие заказчики. И, что добивает всю идею — непонятно, зачем. Что угодно, что мы там добудем, слишком дорого для любой экономики и слишком рискованно для репутации по человеческим жизням.
Может быть, когда-нибудь у ученых будет возможность предлагать новые исследования без оценки экономической эффективности во второй руке. Или нам выпадет счастливая карта, и случится фундаментальное открытие, которое сделает перемещение на другие планеты совсем копеечным. Не знаю, какой из этих вариантов фантастичнее. Наверное, оба относятся к разряду космического фентези.
Но мечтать нам никто запретить не может.
Автор: Загасился