Пугала рождаются из низкой информированности. Где мало известности – много страхов. Вот и с терапией сейчас, хвала тренду на психологов – знаний и информации все больше. А значит, уменьшается шанс встретить людей, чей страх «психолог со мной сделает что-то необратимое».
Опять же, спасибо тренду на психологию, родилась на свет куча зыбких и бездоказательных идей в духе «проработаю вас с вашей внутренней матерью всего за 9999. Достаточно пары встреч».
Этакая ниша далека от скучной, долгой и, признаемся, бьющей по кошельку психотерапии, так что находит своих почитателей. Но, повторюсь, там, где с вами грозятся что-то быстро, эффективно и со стопроцентной гарантией сделать – это уже не вотчина психотерапии, по крайней мере признанной и доказательной.
Если бы психологи реально могли что-то делать с людьми, мир бы выглядел иначе, а люди бы бились за право попасть в терапию.
Сама идея, что с человеком что-то в терапии сделают, взялась из страха. Страх этот стоит на трех китах:
- Стремление видеть власть в другом. Это детский сценарий. В детстве нас воспитывали, исправляли, говорили «как лучше» и стыдили «для твоего же блага». Благодаря идее, что психолог – специалист, помогающий решить душевные проблемы, люди переносят на него детские ожидания как к родителю – властной фигуре, которая может все и все исправит (а значит и возьмет весь контроль).
- Медикализация психологии. Это отдельная беда, можно даже увидеть здесь по комментариям, как некоторые до сих пор путают врачебную психиатрическую помощь и медицинскую психотерапию с психотерапией немедицинской.
Психологи и психотерапевты – немедицинские специалисты (если ими не указано другое). Разговорные методы психотерапии не предполагают постановки диагноза. Психолог (даже клинический, но без медицинского образования) не имеет права ставить диагнозы. Он может порекомендовать обращение к психиатру, опираясь на свои знания и опыт, но не больше. Работа в терапии – не медицинская история, а психолог – не врач.
3. Страх утраты идентичности. Его я подробно разбирала в предыдущей статье. И, спойлер, он беспочвенный. Вы – не равно ваша тревога или депрессия. Вы – не равно ваша проблема. А именно проблемное часто закрывает предпочитаемое и без помощи проводника добраться к сокровищам своей души куда сложнее.
Нельзя также обойти вниманием идею «психологи тянут деньги». Сюда опять же примешивается некоторый мифический образ психолога, как человека, который может заворожить-запутать и подсадить вас на иглу своего внимания. Но психология – это профессия. Она находится в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. И обычный психолог не тянет деньги, он их берет за свои услуги, ровно также как это делает сантехник или репетитор по математике (что не исключает риска нарваться на шарлатана в любой из областей).
Терапевтическая работа постепенно делает психолога ненужным клиенту и в том числе ради этого момента терапия происходит. Ведь в ходе хорошей терапии вы чувствуете больше контакта с собой и понимания, как вы функционируете в проблемных и предпочитаемых нарративах, какие у вас сильные стороны, на что вы уже можете опереться, как вы можете смотреть на мир, чтобы раз за разом не наступать на свои ментальные грабли. В конечном итоге вы научаетесь всему этому, присваиваете терапевтичный, полный заботы взгляд на себя.
Если же после месяцев работы вы чувствуете только рост беспомощности, страх принять решение без специалиста, начинаете считать, что «без него не справлюсь» – это тревожный звоночек и не норма. Скорее всего, терапия не работает и помощи здесь нет. В таком случае важно найти в себе силы выйти из этого процесса.
Психотерапия дает другое: способ смотреть на себя и замечать контексты, которые влияют. Способность различать возможное и невозможное, укрепление во внутренних опорах и историях, которые делают вас сильнее, повышение уровня осознанности. Так что терапия – не конкурент дружбе. А вот использование друга как «бесплатного терапевта» – опасно тем, что непрофессиональный контейнер (способность выдерживать чужие эмоции) вашего близкого человека может переполниться.
Что на самом деле происходит в терапии
Ответ скучный: никто ничего вам не внушает, никто вас не чинит и не исправляет. Происходит вот что:
- Проблему отделяют от человека
(исследование: как выглядит и что говорит проблема, что вы думаете по ее поводу, осознание: вы не равны вашим неудачам) - Исследуют, откуда проблема взялась
(какие обстоятельства, нормы, ожидания и идеи её вырастили, чему служит проблема). - Ищут моменты, где вы были свободны от проблемы, чувствовали свое на нее влияние
(даже если это были крошечные эпизоды). - Помогают вам самим выбрать, какую историю о себе вы хотите дальше жить
(ту, что будет основана на вашем чувстве предпочитаемости, а не ту, которую психолог видит «правильной»)
И если вы ждете, что психолог что-то сделает, пока вы лежите на кушетке, то вас ждет разочарование. Это командная работа, в которой фактор работы клиента – обязательный и необходимый.
Хорошая терапия заключается ровно в том, чтобы вы чувствовали больше степеней свободы, чтобы умели понимать себя в жизненных процессах. Эта задачка для многих со звездочкой, но, в целом, подьемная и реалистичная. Особенно если сместить фокус с чудес и страшилок о психологии, на взрослую ответственность за себя и готовность себя услышать.