Чтобы «настроить» работу АУ, пользуясь краниками подачи воздуха на различных потребителей, следует не только освоить устройство своей установки, но и представлять, как происходит процесс очистки.
Подробно описывал это здесь.
Упрощенно, он выглядит так. Под воздействием перемешивания или аэрации в приемном отсеке АУ, органические загрязнения в трудноразлагаемой форме БПК 20 переходят в легкоразлагаемую форму БПК 5, которая уже «по зубам» бактериям активного ила. На входе, к этим загрязнениям добавляются растворенные в сточных водах азот мочевины и фосфорные загрязнения от чистящих и моющих средств. Их общая доля суммарно составляет порядка 10 – 12 процентов от всего объема загрязнений.
Так вот, «съесть» весь этот бульон, то есть очистить воду, могут только бактерии активного ила. Без него очистка невозможно, как бы активно ни булькало внутри.
Активный ил – это микроорганизмы, которые в процессе жизнедеятельности потребляют вещества, из которых состоят загрязнения в сточных водах. Как таковая, очистка их не интересует – это нам она нужна. И чтобы она шла эффективно и бесперебойно, в АУ должны «плавать» не отдельные бактерии, а их сообщество, которое при высокой концентрации интенсивно размножается, потребляя при этом практически все загрязнения, что попадают внутрь.
Наличие и концентрацию активного ила проверяют тестом «банка» - набирают воду из аэротенка - отсека с работающим аэратором, и дают ей отстояться полчаса при комнатной температуре. Толщину слоя осадка на дне сравнивают с общей высотой воды в банке и получают процентное содержание активного ила. Рабочим считается диапазон 10-40%. Если ила больше 50%, следует производить его откачку – как правило, это делают обычным дренажным насосом.
Но наиболее часто встречается обратная ситуация – ила в аэротенке нет. Причин тому несколько, внешних и внутренних
Первая внешняя – это вытяжная вентиляция. Если у вас нет фанового стояка на крыше, можно сделать наружный, либо – просто вывести трубу 110 мм из септика и через отвод 90 градусов и поднять над уровнем участка на метр-два. Смысл операции заключается в том, чтобы вывести «отработавший» воздух, который сам уже без кислорода, зато насыщен СО2 и другими газами, которые тяжелее кислорода, хорошо растворяются в воде АУшки и подавляют активность бактерий.
Вторая - температура. Если у вас неутепленная станция – бесполезно делать запуск и ждать нормальной очистки в холодное время. «Мода» не утеплять корпуса пошла с «квадратных» Топасов. Но как раз у них, чтобы грунт не раздавил пластик, толщина 15-20 мм, и ее хватает, чтобы внутри работающей станции даже зимой было бы +12 градусов. А это температура, с которой начинается нормативная очистка.
У наиболее распространенных сейчас «круглых» (цилиндрических) станций толщина корпуса 5,8 и 10 мм, то есть, раза в 2-3 меньше, а теплопотери примерно во столько же раз выше. Ну, а каждый дополнительный градус «внутри» - это плюс 10 - 12 процентов в скорости биохимических реакций бактерий. Так что, раскопайте и утеплите хотя бы верхние полметра. На фото внизу – идеальный вариант - утепление Евробиона ЭППС 50 мм.
При том, что обе причины настолько очевидны, они игнорируются не только большинством «монтажных организаций», но и отсутствует в рекомендациях многих производителей.
Главная внутренняя причина отсутствия ила в аэротенке работающей станции – это вынос всего, что есть в АУшке: взвешенных частиц, растворенных и нерастворенных загрязнений, и самих бактерий, которые автоматом появляются из стоков, когда появляется пища для них. Это особенно касается периода первоначального запуска в эксплуатацию. Минимизировать процесс выноса и ускорить запуск в топасообразных (Топас, Астра, Тополь и подобных) помогает перемещение шланга эрлифта рециркуляции из стабилизатора ила в приемный отсек, писал об этом здесь.
Еще одна причина, тоже весьма распространенная, но не такая явная – это осаждение загрязнений на дне. Как правило, КПА (крупнопузырчатые аэраторы – бурлящие воздухом трубки), не могут «поднять» весь полуразложившийся осадок со дна АУшки и пустить его в зону активной аэрации. Поэтому, он анаэробно разлагается в «мертвых зонах» внизу, не только лишая бактерий законного рациона, но и источая при этом аммиак-аммоний, который подавляет рост бактерий во всем объеме станции.
Зная об этом минусе, его можно использовать во благо - для наращивания концентрации активного ила, сейчас расскажу - как. Это особенно касается тех, у кого станция уже работает какое-то продолжительное время. Итак,
ИЛОВЫЙ ЗАПУСК
Лучше всего, дождаться теплого времени года – апрель, май, когда температура воды внутри станции перевалит за + 12 градусов.
Этот рецепт биологического запуска касается всех станций, которые работают на взвешенном иле, в том числе, для компрессорных станций II-го поколения «новой волны» - типа Евролос Про, Итал, Малахит, Эпишура и подобных.
В связи с «проточностью» схемы последних (сколько втекло, столько и вытекло), вынос активного ила у них априори высокий, а потому биологический запуск затруднен.
Для активации этого процесса, нужно опустить дренажный насос в выходной отстойник, на дне которого обычно скапливается осадок, в том числе, полу - переработанной органики. Перекачивать нужно не наружу – под кусты или в компостер, как это делается при обслуживании, а в аэротенк. Если в станции, между аэротенком и входным отстойником, есть еще отсек, то и его следует откачать таким же образом.
Для удобства, на шланг от насоса можно насадить длинную ПП трубу, и пройтись струей по углам и днищу установки всех отсеков, кроме приемного.
Будьте готовы, что первоначально могут появиться характерные запахи – кислорода не будет хватать, чтобы окислить всю скопившуюся за зиму на дне органику. Это явление временное и, через какое-то время, пройдет само.
В результате указанной процедуры, скопившийся за зиму осадок поднимется со дна и попадет в оборот. Рост ила при этом может происходить огромными темпами – за пару дней концентрация может взлететь до 60-80%.
В таком случае, следует откачать излишек до 15-20 процентов, а потом повторить процедуру с фрезой. Еще через пару дней опять «сделать банку», и так до достижения стабильной концентрации в 15-20 процентов.
В установках III-го (Топрасообразные) и IV-го (Евробионоподобные) поколений, «поднимать» осадок со дна и из углов лучше водяной фрезой - как рекомендует специалист с Форумхауса по лечению АУшек, Джон Керри. Это сдавленная на конце труба металлопласта, насаженная на шланг с водой. Насос для этого не очень подходит, будет забиваться мелким мусором и волосами.
Работать фрезой нужно аккуратно, чтобы не повредить металлопластом мембрану аэратора. Контроль за ростом ила и стабилизация концентрации до искомых 10-15 % производятся так же, как описано выше. Только после этого можно рассчитывать, что ваш аппарат выдаст очистку, которую вам обещали при продаже – и с минимальным выносом ила.
Нужно понимать, что ил илу рознь. «Поймать» можно только зрелый, тяжелый ил, склеившийся в хлопья: «метель», мелкий молодой ил, не осаждается по нескольку суток, поэтому внутренние отстойники против него не работают ввиду огромной нехватки объема – для этого и колодца не хватит.
Вынос «метели» может блокировать только слой зрелого ила высокой концентрации, как на фото выше, проходя через который мелкий ил буквально «приклеивается» к «липкому» старому. После этого очищенная вода становится близкой к идеалу.
Этот слой должен постоянно двигаться и обновляться, а старый, уже отмерший ил, постоянно откачиваться – во избежание процессов разложения и появления вредного для бактерий аммиака.
В Топас, Август, Термос-Био этот слой находится у входа потока воды в усеченную перевернутую пирамиду в 10 – 15 сантиметрах от дна.
При достаточной простоте устройства, понимают работу пирамиды и ее значение в борьбе с выносом ила далеко не все. Вот показательный «обмен мнениями» на эту тему.
Ну, и дальше – как раз про пирамиду.
Перевернутая пирамида с нижним входом – пожалуй, единственный способ создания и удержания фильтрующего слоя активного ила.
Удивляет не то, что ее назначение прошло мимо господина Ратникова - он с бытовыми АУшками принципиально и яростно не дружит, и вникать в «детали» ему вроде как не к лицу.
Практически ни в одной модели «новых» АУ, выпущенных за последние 5-7 лет, этот элемент не используется разработчиками, по крайней мере мне, кроме как в Термос-Био, не попадалось. Неужели нашли какой-то новый способ, или - и так сойдет?
Ну, а чтобы пирамида работала, илу нужно стать зрелым и тяжелым, а для этого пройти все стадии очистки – максимальную нитрификацию в аэротенке, а затем глубокую денитрификацию во вторичном отстойнике.
Только тогда очистка может достигать нормы, а вынос молодого ила может быть купирован зрелым и тяжелым. «Проскоки» тяжелого ила на выходе должен предотвращать выходной отстойник – конечно, при наличии такового. Если внутри станции его нет, очень полезно будет устройство колодца под выносимый после установки ил. Это особенно актуально для тех, у кого отведение воды идет через фильтрующий колодец – чтобы сберечь пористую загрузку от кольматации илом.
Если вы находитесь на этапе выбора, то ознакомиться с устройством установки стОит до начала переговоров по покупке – хотя бы для того, чтобы понять, что ближайшие 50 лет будет твориться в вашей придорожной канаве и как это может отразиться на отношениях с соседями.
Ну, а что можно сделать, если ваше «чудо с краниками» уже активно булькает возле дома, попробуем разобраться в следующий раз, на примере Аушки моего знакомого.
Было полезно – тогда ставьте лайк, зачтется:). До новых встреч.