Система, знаете ли …
Я проснулся с ощущением удивительной лёгкости. В голове даже намёка не было на похмелье. «Странно. – Подумалось мне. - Половина пятого. Спал не больше трёх часов, а такое чувство, будто заново родился». Повернув голову, я увидел лежавшего на животе Рахмета Юнусовича и тут же вспомнил его эмоциональный монолог. Неясная мысль, занозой сидевшая в подсознании, неожиданно начала обретать более-менее конкретные очертания. «Ну да. – Думал я, глядя в сереющее окно. – Болтать мы все горазды. Особенно когда последствий не опасаемся. Как в том анекдоте. Посидели, поболтали и разошлись. Вот и Юнусыч. Сидел, пыхтел от злости на партактиве, а как время пришло, поднялся и зааплодировал. Вместе со всеми жуликами. Руку не поднял, не выступил. Смелости не хватило или инстинкт самосохранения сработал? Ну, хорошо. Допустим, поднял бы руку, допустим, выступил бы. И что бы изменилось? В принципе ничего, а полковника точно бы в психушку упрятали. Против системы не попрёшь. Стоп! «Система» — это не моя идея. По-моему, от Андреича слышал. Смысл простой, как пять копеек: сиди тихо и не рыпайся. И главное, везде своя система, куда посторонним соваться не рекомендуется. В Тузеле, например, система по обиранию пассажиров. Кстати, очень отлаженная. Таможня, погранцы, ребята из комендатуры в такой связке работают, что любо-дорого смотреть. Ничего не боятся уроды. Хотя как сказать. Большая шумиха им явно не в жилу. Привыкли, что народу пофигу на других, не ожидали, что Лёшка вмешается, вот и струхнули. Класс! Капитан не испугался системы, а полковник решил в кустах отсидеться. Интересно, а у меня хватит смелости хотя бы вякнуть против системы? Не знаю. Время покажет …»
Дверь тихонько скрипнула: в комнату тенью проскользнула Роза.
- Вставай, Рахметка! – Зашептала она, склонившись над спящим. - Тебе обязательно надо привести себя в порядок. Вставай, пожалуйста. Нельзя в таком виде на людях показываться. Пока ты будешь в душевой, я успею рубашку простирнуть и брюки погладить. Ты ведь уснул, не раздеваясь. Что о тебе в управлении подумают?
Я приготовился услышать возмущённое мычание, однако Рахмет Юнусович послушно опустил ноги на пол и, мельком взглянув на часы, хриплым шёпотом поинтересовался:
- Крепкий чай заваришь? Только такой, чтоб пробрало.
- Конечно. – Дрогнул голос женщины. – С чабрецом заварю, как ты любишь. Вставай, пошли потихоньку. Пусть ребята в дорогу выспятся.
Дверь скрипнула. Я повернулся на бок и незаметно для себя снова погрузился в сон.
***
- Рота, подъём! – Бодрым голосом протрубил Рахмет Юнусович. – Вставайте, ребятки. Роза уже завтрак в беседке накрыла. Машина пять минут назад приехала, ждёт у подъезда. Я позвонил в аэропорт. Комендант скоро будет на месте. Сергей поможет нам с билетами.
Я с интересом посмотрел на полковника: он стоял у двери в отутюженной форме, и в его внешнем виде ничто не выдавало последствий ночных посиделок.
Мы тепло попрощались с Розой, которая вручила каждому по литровой банке свежего плова. Отказываться было невежливо, поскольку Юнусыч заранее предупредил нас об обычае. Усевшись в автомобиль, я оглянулся и увидел, как женщина осеняет крестным знамением отъезжающую «Волгу». Отвернувшись, встретился в зеркале со взглядом полковника.
- Всё в порядке, капитан. Покойный муж её, Валера, верующим был. – Смущённо пояснил он. — Вот Роза и приняла крещение. Не знаю, правильно ли я назвал обряд. Не сведущ в вопросах религии. Благодаря перестройке сейчас это уже не считается чем-то из ряда вон. А лет пять назад вполне можно было серьёзно пострадать. Да что вам объяснять? Сами не хуже меня знаете.
Минут через десять впереди показалось здание аэропорта.
- Вы только будьте поосторожнее с милицией, мужики. – Развернулся к нам полковник. – Они и раньше поборами занимались, а сейчас вообще страх потеряли. Знают, шайтаны, чем армейских прижать. Чуть что не по-ихнему, сразу грозятся в политуправление сообщить. Я на всякий случай каждому свой прямой номер записал. Держите листочки. Конечно, против правил, но не дай Бог, пригодятся. Так что звоните, не стесняйтесь.
- А какие у них к нам претензии могут быть? – Удивился Борисыч.
- Никаких. У вас на лицах написано, что домой едете, а значит при чеках. Придерутся по малейшему поводу, а от вас перегаром попахивает. Замучаетесь откупаться. Я не пугаю. Просто будьте осторожнее.
У входа в аэровокзал нас ожидал молодой высокий майор в повседневной форме с лётными эмблемами на погонах.
- Из лётчиков? – Негромко поинтересовался я у Рахмета Юнусовича. – По здоровью списали?
- Вообще-то Сергей даже на гражданских самолётах летать не любит. – Усмехнулся полковник. – Истребителей как огня боится. Просто мы с его батькой вместе служили. Я помог сменить место службы. Не волнуйся, капитан. Серёжка парень нормальный, добро помнит. Считай, что билеты уже в кармане.
- Здравия желаю, Рахмет Юнусович! - Подчёркнуто вежливо козырнул офицер. - Всегда рад вам помочь. Куда летите, ребята? – Дружелюбно взглянул он на нас.
- Мне в Омск надо, жена ждёт … - заторопился Куницын.
- Всех жёны ждут. – Невпопад перебил майор. Заметив, как начал мрачнеть лицом полковник, тут же надел приветливую улыбочку. - Неудачно пошутил. Извините.
- А мне в Орджоникидзе. – Своевременно вмешался Борисыч. - Неважно как. Хоть через Владивосток, лишь бы сегодня улететь.
- Принято. – Деловито кивнул комендант. – Через Владивосток слишком сложно. Что-нибудь попроще придумаем. Тебе куда, капитан?
- В Калининград. Если можно, на сегодняшний рейс.
— Это уж как получится. Сам понимать должен: в сезон с Прибалтикой всегда проблемы. Вы езжайте на службу, Рахмет Юнусович. Мы тут сами разберёмся. Обещаю сделать всё, что от меня зависит. Не сомневайтесь.
Полковник крепко пожал руку майору, а потом неожиданно обнял и расцеловал нас.
- Даст Бог, свидимся. – Махнул рукой Рахмет Юнусович и, развернувшись, быстро зашагал к машине.
- Сентиментальным стал Юнусыч. – Хмыкнул комендант. – Ничего не поделаешь, возраст берёт своё. Вот что, мужики. – Решительным тоном продолжил он. - Слово полковника для меня много значит. Но, как говорится, дружба дружбой, а деньги ещё никто не отменял. Система, знаете ли. Мне людей нужно отблагодарить. Короче, помимо проездных ещё деньги нужны. Можно рублями, можно чеками. По курсу, разумеется.
Упоминание системы задело за живое. Я поднял взгляд и замер, поскольку вместо деловито-дружелюбного майора перед нами стоял мужик с лицом торгаша. Только вместо фартука на нём была военная форма. Ярость, злоба, бешенство - все тёмные чувства, дремавшие в моей душе, скрутились в тугой комок и уже были готовы выплеснуться наружу, как вдруг раздался спокойный голос Борисыча:
- Мы поняли тебя, майор. Вопросов нет. Систему надо уважать. На то она и система. Держи полтос. Надеюсь, достаточно?
- Вполне. – Небрежно кивнул комендант. – Здесь меня подождите. Я быстро.
— Вот скажи, - тяжело взглянул на меня Борисыч, как только майор скрылся из вида, - чего ты добиваешься? Принципиальность решил показать? Так иди, догоняй коменданта. Пока недалеко ушёл.
- Не собирался я ничего показывать. С чего взял?
- Да ну? – Продолжал наседать Борисыч. - Ты бы видел своё лицо. Будто в кучу дерьма наступил. Хорошо ещё, майор на деньги смотрел, а не на тебя. Ты серьёзно хочешь, чтобы мы здесь на пару суток застряли? Ты видишь, какие очереди в кассах? Принципиальность к месту должна быть, чтоб другие от неё не страдали. Система, видите ли, не понравилась! Все так живут. Причём давно. Один ты как будто только что родился.
- Ничего, не «родился»! Просто психанул немного. Ну не понравился мне этот Серёжа. Лощёный весь из себя и система его поганая …
- А ты о нас с Лёхой подумал?! – Окончательно вскипел Борисыч. – Праведник, блин, нашёлся!
- Мужики, пойдёмте в ресторан? – Поспешил разрядить обстановку Куницын. - Он недалеко. В левом крыле, на втором этаже. Чесслово, в животе революция началась.
- Билеты на руках будут, тогда пойдём. – Отмахнулся бывший начальник штаба. – Если «принципиальных» возражений у кой-кого не возникнет.
- Не возникнет. – Примирительно улыбнулся я. – На. Держи двадцатку. Принципиальность, принципиальностью, а деньги ещё никто не отменял.
- Не беси меня. Не надо. Ресторан за тобой. Заплатишь, тогда мы с Лёхой подумаем, стоит ли прощать …
Продолжение следует.
Начало. https://dzen.ru/a/aTZxsYhg_lCirgUU
Предыдущая часть. https://dzen.ru/a/aWTadweESgKTwPrt
Повести и рассказы «афганского» цикла Николая Шамрина, а также обе книги романа «Баловень» опубликованы на портале «Литрес.ру» https://www.litres.ru/