Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Усадьба «короля ямщиков», где родились братья живописцы Коровины

Пару лет назад я рассказывал о Художественном институте имени Сурикова, построенном на месте, где в девятнадцатом столетии располагалась усадьба ейского купца первой гильдии и ямщика, владельца ямского извоза, которого в Москве называли «королем возниц», старообрядца Михаила Емельяновича Коровина. Самой усадьбы уже нет, но сохранился жилой флигель в Товарищеском переулке, тогдашнем Дурном. Он долго стоял, медленно ветшая. Краска облупилась, штукатурка осыпалась. В 2023 году постройку затянули строительной сеткой, и многие активисты, а чаще просто социально активные граждане принимались говорить о том, что исторический дом снесут. Но этого не случилось, вопреки заверениям и уверенности многих. Флигель отреставрировали, вернув ему благопристойный облик, и сегодня он служит людям. И стены эти… С 1810-х по 1840-е годы участок, на котором стоит дом №24 по Товарищескому переулку, принадлежал московскому мещанину Емельяну Петровичу Железникову и его наследникам. А в конце 1840-х его приобрел
Оглавление

Пару лет назад я рассказывал о Художественном институте имени Сурикова, построенном на месте, где в девятнадцатом столетии располагалась усадьба ейского купца первой гильдии и ямщика, владельца ямского извоза, которого в Москве называли «королем возниц», старообрядца Михаила Емельяновича Коровина.

Самой усадьбы уже нет, но сохранился жилой флигель в Товарищеском переулке, тогдашнем Дурном.

Он долго стоял, медленно ветшая. Краска облупилась, штукатурка осыпалась. В 2023 году постройку затянули строительной сеткой, и многие активисты, а чаще просто социально активные граждане принимались говорить о том, что исторический дом снесут.

Но этого не случилось, вопреки заверениям и уверенности многих. Флигель отреставрировали, вернув ему благопристойный облик, и сегодня он служит людям. И стены эти…

…Помнят великих русских живописцев

С 1810-х по 1840-е годы участок, на котором стоит дом №24 по Товарищескому переулку, принадлежал московскому мещанину Емельяну Петровичу Железникову и его наследникам. А в конце 1840-х его приобрел организатор и владелец огромной ямщицкой артели Михаил Коровин, будущий дед прославленных художников Сергея Алексеевича и Константина Алексеевича Коровиных.

-2

В Первопрестольной, не говоря уже о столице Российской империи, вступить в купеческую первую гильдию старообрядцу бы никто не позволил, а вот в окрестностях Екатеринодара, как тогда назывался Краснодар, в портовом городе Ейске с этим было намного проще.

Еще Екатерина Вторая переселила множество раскольников в кубанские и кавказские станицы.

Рассказывают, что Коровин управлял сотнями ямщиков, держал почтовый тракт и несколько постоялых дворов. Помимо всего этого, был человеком тонким, любил музыку и прочие искусства. Видимо, поэтому однажды он помог никому не известному юноше, сыну простого торговца, но талантливому художнику-самородку поступить в Петербургскую Академию художеств и успешно окончить ее. Тем юношей был Лев Львович Каменев, который позднее учил рисованию внуков купца, Константина и Сергея.

Братья Коровины. Детство. Изображение из открытых источников
Братья Коровины. Детство. Изображение из открытых источников

Художник работал в конторе Коровина и регулярно бывал у него дома. А вместе с ним усадьбу посещал «жанрист», художник-передвижник и преподаватель Илларион Михайлович Прянишников.

  • (Жанровой называли живопись и рисунок на бытовые темы.)

В доме у Михаила Емельяновича всегда звучала музыка – от классики до народной песни. Он часто приглашал к себе музыкальные квартеты, устраивая концерты в ампирном колонном зале своего огромного усадебного дома.

-4

Его сын Алексей Михайлович Коровин, также купец первой гильдии, сумел окончить Юридический факультет университета. Однако он не имел деловой хватки своего отца и после смерти Михаила Емельяновича довольно быстро разорился.

В России активно развивалась железная дорога, которую в ту пору называли «чугункой». Спорить с ней ямская почтовая гоньба была не в состоянии, а создать с нуля новое дело наследник не смог. Да и юридическая карьера, по-видимому, большого дохода не принесла. В результате…

…Имение пришлось продать

Семья перебралась жить в Мытищи. Алексей Коровин устроился учетчиком на завод, впал в депрессию и в конечном итоге покончил с собой.

Усадьба в Рогожской ямской слободе перешла в руки Алексея Ивановича Ершова – крестного отца Константина Алексеевича Коровина, партнера Михаила Емельяновича и родственника его жены Василисы Михайловны, урожденной Ершовой.

И до самой революции принадлежала ему и его брату Дмитрию Ивановичу Ершову.

К сожалению, усадебный дом не сохранился. Да и единственное, что уцелело до наших дней от всего имения, двухэтажный жилой флигель, который сегодня признан выявленным объектом культурного наследия, был не раз перестроен за две сотни лет. В том числе в середине двадцатого века второй этаж, бывший первоначально деревянным, заменили на кирпичный.

В 2024 году флигель отреставрировали, и сегодня в нем располагается гостиница, в память о своих былых владельцах носящая название «Дом художников Коровиных».

-6
Дом художников Коровиных

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.

-7

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!