13-е число – число несчастливое. А сопряжённое с именем Тёмной Богини Мары – ещё и явственно указывает на активизацию и рост деятельности инфернальных сил.
13-е января славяно-арии издавна отмечают День Мары Зимней. В эту дату Богиня Марена выпускает в Явь 13 своих дочерей-лихоманок, сестриц-трясовиц, тем самым навлекая на людей и на все живые существа болезни и хвори, мороки и обмороки, падёж скота и человеческие смерти, моровые язвы и великий мор (эпидемии и пандемии). Как из бездонной бочки, из Навной Бездны, олицетворяющей Хаос, потоками льются на род человеческий всевозможные кары: разные недуги, несчастья, пагубы и неисчислимые бедствия. Марена застилает маревом белый свет и застит очи мутной сизой пеленой.
Январь и сам по себе – середина зимы, а тут ещё и 13-е число - вершина самого января, когда Мара-Зима находится во всём своём блеске, величии, расцвете и проживает свой звёздный час. Как же не разгуляться, не разбаловаться Маренушке по максимому? И она теряет самоконтроль и идёт вразнос: обрушивает на мир живых лютые холода, обильные снегопады, снежные заносы, ледяные дожди, обжигающие ветра, яростные метели, колючую пургу, слепящие бураны. На самом пике зимы особенно беснуется нечисть, пришедшая к нам из Нави, а Мара морочит, наводит морок, доводит до обморока, погружает в тревожные сны, (люди говорят: «сморило»), читает морали, насылает трескучие морозы, морит голодом, ведёт себя аморально, берёт измором, а кого-то отправляет в морг.
Мара, Марена, Морена, Марана, Морёна, Моржана, Мармара – воплощение стужи, торжества мрака и смерти, дочь Сварога – Небесного Кузнеца и Лады-Богородицы. Её братья – Семаргл-Огнебог, Стрибог Сварожич – отец ветров, Перун – Бог-воитель, повелитель грозы и молний, её сёстры – Лёля – любовь и Жива – жизнь.
Как случилось, что дочь и сестра Ясуней перешла на сторону Тёмных Сил и стала владычицей Навного Царства? Древние русские мифы гласят, что примерно 21 тысячу лет назад Скипер-зверь похитил трёх дочерей Сварога и Лады и унёс их в свои холодные сумрачные подземные владения, в призрачную обитель, в кромешную тьму, в жуткую проклятую Преисподнюю. Там он превратил их в уродливых кикимор с корой вместо кожи. «То не пыль в поле распыляется, не туманы с моря поднимаются, то с восточной земли, со высоких гор выбегало стадо звериное, что звериное стадо — змеиное. Наперед-то бежал лютый Скипер-зверь, лютый Скипер-зверь — пасть, что в пекло дверь.
Как на Скипере шерстка медная, а рога и копыта — булатные. Голова его — велика как гора, руки-ноги — столбы в три обхвата. Он рогами цеплялся за тучи и по своду небесному шаркал. Как бежал Скипер-зверь — Мать Земля колебалась, в море синем вода замутилась, и круты берега зашатались.
Как схватил трех сестер лютый Скипер-зверь — Лелю, Живу, Марену в охапочку, и вонзил в них зверь когти острые, и унес с собой в царство темное.
А затем покорил весь подсолнечный мир, по Земле стал без спросу разгуливать». (Песни птицы Гамаюн. Четвёртый клубок: https://nukadeti.ru/skazki/pesni-pticy-gamayun ).
Так сестры и жили в услужении ужасному Зверю Скиперу, пока их не выручил из беды сильномогучий младший брат, воинственный, справедливый и грозный витязь Перун. «Грозный бог Перун ехал полюшком, грудь свою копьем ограждая и небесный закон утверждая. С гор на горы он перескакивал, он с холма на холм перемахивал, мелки реченьки промеж ног пускал.
И наехал на стадо свирепое, на звериное стадо — змеиное. Змeи те Перуна палят огнем, изо ртов у них пламя жаркое, из ушей у них дым валит столбом.
И пасут то стадо три пастыря, три пастыря — да три девицы, три родные сестрицы Перуновы: Леля, Жива, Марена — украденные триста лет назад зверем-Скипером. Набрались они духу нечистого, испоганил их лютый Скипер-зверь. Бела кожа у них — как елова кора, на них волос растет — как ковыль-трава. Не пройти, не проехать Перуну!
И сказал Перун трем сестрицам:
— Вы пойдите, сестрицы, к Рипейским горам, вы пойдите к Ирию светлому. Окунитесь в реку молочную и в сметанное чистое озеро, искупайтеся во святых волнах и омойте-ка лица белые. Набрались вы духа нечистого от свирепого зверя-Скипера!
И сказал Перун стаду лютому, что звериному стаду — змеиному:
Поднимайтеся, змеи лютые, ударяйтеся о Сырую Землю, рассыпайтеся вы на мелких змей! А вы, змеи, ползите к болотам, пейте-ешьте вы от Сырой Земли! А вы, лютые звери рыскучие, расступитеся-разойдитеся по лесам дремучим и диким, все по два, по три, по единому. Все вы будете без меня сыты!
Все случилась так, как Перун сказал, — та застава ему миновалась.
Грозный бог Перун ехал полюшком, грудь свою копьем ограждая и небесный закон утверждая. С гор на горы он перескакивал, он с холма на холм перемахивал, мелки реченьки промеж ног пускал.
Вот приехал он в царство темное, горы там в облака упираются и чертог стоит между черных скал. Наезжал на палаты Скипера — стены тех палат из костей людских, вкруг палат стоит с черепами тын. У дворца ворота железные, алой кровью они повыкрашены и руками людскими подперты.
Выступал на него лютый Скипер-зверь, выходил к нему по-звериному, а шипел-свистел по-змеиному.
Он шипел:
— Я всей подвселенной царь! Как дойду до столба я небесного, ухвачу за колечко булатное, поверну всю землю на синее небо и смешаю земных я с небесными, стану я тогда всей Вселенной царь!
Но могучий Перун не страшился, наезжал он на зверя-Скипера, и рубил его, и колол копьем.
— Это что за чудо-чудесное? Али ты богатырь, аль небесный бог? Родом-Пращуром смерть мне написана, да написана и завязана лишь от сына Сварога небесного, от Перуна сильномогучего! Только тот Перун во Сырой Земле, значит быть герою убитому!
— Я не чудо-чудное, я не диво-дивное — а я Смерть твоя скропостижная! — отвечал Перун зверю-Скиперу.
— Только плюну я — утоплю тебя, только дуну — тебя за сто верст отнесет, на ладонь положу и прихлопну другой — от тебя ничего не останется!
— Не поймавши Орла — рано перья щипать! Не хвались, Скипер-зверь, поезжая на брань! А хвались, Скипер, с поля съезжаючи!
— У меня же есть сабля острая! — зашипел тогда лютый Скипер-зверь. — Отмахну твою буйну голову!
— Ай не хвастай ты, лютый Скипер-зверь, у меня же есть острое копье, отворю твою кровь поганую!
Замахнулся зверь саблей острою, — по велению Рода небесного во плече рука застоялась, никуда рука не сгибалась, и из рук его сабля падала и изранила зверя-Скипера.
Скипер-зверь тут стал уклоняться, приклонился он ко Сырой Земле, стал просить-молить бога грозного:
— Я узнал тебя, праведный Перун! Ты не делай мне смерть-ту скорую! Смерть-ту скорую, скропостижную! Дай три года мне сроку-времени! Я тебе подарю горы золота!
Отвечал ему сильный бог Перун:
— Я не дам тебе даже трех часов! Твое золото все неправое, оно кровью людскою полито!
— Ой ты, праведный, грозный бог Перун! Ты не делай мне смерть-ту скорую! Смерть-ту скорую, скропостижную! Дай ты срока мне хоть на три часа! Я тебе подарю горы золота, я отдам тебе силу всю свою!
— Я не дам тебе даже трех минут! Твое золото все неправое, твоя силушка — вся бессильная!
— Ой ты, праведный, грозный бог Перун! Ты не делай мне смерть-ту скорую! Смерть ту скорую, скропостижную! Дай ты срока мне три минуточки! Я тебе подарю горы золота, я отдам тебе силу всю свою, станешь ты царем поднебесной всей!
— Я не дам тебе сроку-времени! Твое золото все неправое, твоя силушка вся бессильная, в темном царстве же правит Кривда пусть!
Тут пронзил Перун зверя-Скипера, отворил ему кровь поганую, из разверстой груди вынул сердце он — далеко метнул в море синее. Высоко поднял зверя-Скипера и ударил его он о Матушку Землю. Мать Сыра Земля расступилась, поглотила всю кровь поганую, и упал в провал лютый Скипер-зверь. И Перун могучий тогда завалил то ущелье горами Кавказскими.
Если Скипер-зверь зашевелится под горами-хребтами Кавказскими — Мать Сыра Земля восколеблется.
*
И забрал Перун трех родных сестер, и повел он их ко Рипейским горам, и привел к саду Ирию светлому.
И сказал он им:
— Вы, сестрицы мои! Вы скидайте скорей кожу прежнюю, как кора еловая грубую. Искупайтеся во молочной реке и очистите тело белое.
И тогда три родные сестрицы кожу скинули заколдованную и купалися во молочной реке, омывали свое тело белое.
Приходил Перун к Ладе-матушке, светлой матери, богородице.
— Государыня, Лада-матушка, Мать небесная, богородица! Вот тебе три родимые дочери, ну а мне три сестрицы родные!
И вернулись так вместе с Лелею — Радость и Любовь легкокрылые,
Вместе с Живою оживляющей
Лето жаркое и Весна.
А с красавицею Мареною —
Осень хладная и Зима». (Песни птицы Гамаюн. Пятый клубок: https://nukadeti.ru/skazki/pesni-pticy-gamayun ).
Сёстры были расколдованы, обрели привычный давешний облик. Лёля и Жива стали прежними, с былым характером и темпераментом. А вот душа и сердце Марены не прошли испытания, пропитались Кривдой и жуткими эманациями Нави, замёрзли, погрузились во мрак и хаос, навеки остались тёмными и покорились иному миру навсегда.
С тех пор внутренний психический склад гордой неприступной красавицы Марены стал одержим Навью. Вследствие этого она была наделена дьявольской колдовской силой и с момента жизни в Царстве Тьмы проявляет низменные, порочные, подлые, безнравственные и циничные качества. Поэтому славяне Мару не славят, хоть и почитают, ведь она занимает в пантеоне Богов особое место и имеет исключительную и неординарную миссию.
Макошь доверила Марене роль завершительницы цикла: в Кологоднем Колесе ей выпала доля управлять зимой; ибо её сезон – зима, время сна и покоя года, когда снег белым одеялом, словно лебяжьим пухом, накрывает землю. Она распоряжается последней фазой каждого цикла, так как отвечает за спад, старение, затухание, окончание и умирание. В сутках её долг как Тёмной Богини регулировать их самую тёмную часть – ночь. В это время она обязана предоставить отдых, погрузить в сон, дать возможность расслабиться и восстановить силы, позволить провести некоторое время в бездействии, оцепенении, неподвижности, забытьи, даровать передышку и навевать сновидения.
Марена Свароговна царит в Мире Нави вместе со своим вторым супругом Кощеем Бессмертным. Она господствует в Тартаре, но её влияние также распространяется на Явь и Правь, хотя в этих пространствах её сила выражена слабее. А после побега с Кощеем в Подземные Чертоги, там её власть проявлена наиболее ярко.
Сначала Мара влюбилась в Светлого Тарха Даждьбога, сына Перуна и русалки Роси, когда тот стал вдовцом. Душа его первой жены Майи Златогорки после смены мерности соединилась воедино с Духом Тёмной Богини. Возможно, именно поэтому Марене стал так мил Тарх Перунович. И тогда она околдовала Солнечного Бога и влюбила его в себя. И хотя изначально не планировала становиться его женой, принудила Даждьбога вступить с нею в брак. Первичными же у неё были намерения союза именно с Кощеем, которые совпадали с целями последнего.
Однако после свадьбы Тарха с Мореной его неудачливый соперник Кощей Трипетович подговорил Марену в отсутствии её мужа бежать с ним и стать царицею в его демонических владениях. Козырем потомка Чёрного Змея были родовитость и знатность, чем Тарх не мог похвастаться, ведь его матерью стала царица водной стихии Дана (Дана - от слова "дно", "русло") – русалка Рось. Марена вняла доводам Кощея и сбежала от мужа. Даждьбог что было сил пытался вырвать жену из лап Кощея, но в этом не преуспел. Коварная парочка каждый раз хитростью и колдовством одерживала победу и торжествовала. В итоге Марена распяла мужа на Кавказских горах. Спасла же Тарха сестра Марены – Богиня жизни Жива. Впоследствии Солнечный Бог воздал Марене и Кощею по заслугам: Марене отрубил голову и кродировал, а Кощея уничтожил посредством Волшебного Яйца.
Эти события нашли отражение в кологоднем цикле: Марена влюбляется в Даждьбога и выходит за него замуж, чему посвящена дата 1 Бейлетъ (9-10 декабря по современному календарю). Потом она жаждет власти, и, как следствие, хочет устранить и погубить Даждьбога. Затем убегает с Кощеем, что соответствует наивысшему подъёму её могущества на протяжении всего зимнего периода, как апогею её власти. Однако, потеряв свою любовь, она осознаёт потерю и под напором нахлынувших чувств свирепствует, лютует, выходит из себя и идёт вразнос. С середины января постепенно наступает перелом и намечается спад в её влиянии.
Весной Марена сходится в схватке со Светлыми Силами (Даждьбогом и Живой), чтобы как можно дольше продлить своё владычество во всех трёх мирах и удлинить зимний сезон в плотном физическом мире. В финале побеждённую Мару народ ежегодно ритуально сжигает на кострах на праздник Масленицы.
От имени Тёмной Богини происходят такие женские имена: Мария, Марина, Марьяна, Маремьямна, Маргарита, Марфа, Марта, Матрёна...
Её сестра Жива ассоциируется с живой водой, в то время как сама Марена – с мёртвой. Ибо и сейчас «марь» означает заболоченное место в тайге, поросшее кустарником и редкими низкими деревцами. В Архангельской области «марь» значит туман, сырой, влажный воздух. Ещё в одном значении «марь» соответствует роду однолетних, двухлетних и иногда многолетних кустарников и деревьев семейства амарантовых. Как известно, амарант – растение, продлевающее жизнь. А Марена, безусловно, знает тайну жизни и смерти, и, как могла, продлевала жизнь своему сыну-долгожителю, Богумиру.
Мои благосклонные читатели! Чтобы не пропустить следующие публикации, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, свободно высказывайте своё мнение в комментариях и делитесь с друзьями! Удачи и всех благ!