Борис и Глеб - русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были, согласно русским летописям, убиты своим старшим братом Святополком, который за этот поступок позднее получил от историографов прозвище "Окаянный". Примечательно, что Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их довольно быстро канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их покровителями Русской земли и "небесными помощниками" русских князей. Вроде бы все просто и понятно. Но не тут то было. Вокруг этих князей на самом деле множество загадок и нестыковок. Начиная с их происхождения и заканчивая их смертью. Об этом и будет моя нынешняя статья.
Как уже упоминалось выше, убийство якобы было совершено по воле Святополка и, вроде бы, мотив его понятен - устранить конкурентов. Но на самом деле - тут все не так, как кажется. Для того чтобы понять происходящее, стоит зайти издалека. Читать советую до конца, дабы не делать выводов раньше времени.
Многие ошибочно полагают, что так называемое Лествичное право, по которому наследовалось княжение на Руси, установилось только при Ярославе Мудром. На самом деле есть все основания полагать, что оно вообще в династии присутствовало изначально. И, как и сама династия, имеет скандинавские корни. В саге о Харальде Прекрасноволосом детально описывается как он распределял земли между своими сыновьями. Земли были распределены неравномерно, что вызвало потом кровавую междуусобицу среди них. Напрашивается прямая параллель с распределением земель Святославом среди своих сыновей. И результатом опять стала междуусобица. Сага об Эймунде кстати тоже упоминает о том, что и после смерти князя Владимира его сыновья получили земли не поровну. Очевидно, что тут везде имело место наследование в порядке старшинства. Старший получал лучшее княжество во всех подконтрольных роду землях. Младшие либо смирялись, либо пытались военным путем свергнуть старшего. До Ярослава Мудрого включительно великокняжеский стол в Киеве в итоге доставался не старшему в роду, а тому, кто смог его завоевать. Поэтому наследование по лествичному праву и не так заметно. Самому Святославу же то ли повезло, то ли Ольга вовремя "зачистила поляну". Причем этому вроде даже есть археологическое подтверждение
иначе не очень понятно куда девалась вся та многочисленная родня Игоря, упомянутая в его договоре с Византией. Про Игоря же мы вообще мало знаем, возможно тому также крупно повезло, что в Новгороде из всех возможных потомков Рюрика оказался только он один. А возможно наоборот с Олегом не все так просто
Косвенно проявление лествичного права мы видим и в вокняжении в Киеве Святополка. Владимиру вроде бы он и вовсе не сын, он сын Ярополка, но в роду то он после смерти Владимира как раз старший! Отсюда возникает логичный вопрос: а зачем вообще Святополку убивать Бориса с Глебом, если по лествичному праву у него и так приоритет по старшинству и тем более ни Борис ни Глеб его это право не оспаривают. Причем Борис идет даже наперекор своей дружине, которая наоборот предлагает ему побороться за киевское княжение. Но Борис отказывается несмотря на явное преимущество - большая часть киевской дружины как раз с ним, он же еще при жизни Владимира пошел отражать набег печенегов. Т.е. со стороны Святополка такой поступок не логичен.
Принято также рядом историков приписывать убийство Бориса и Глеба Ярославу Мудрому. И такая поспешная канонизация братьев, о которой безусловно хлопотал сам Ярослав, считается в этом случае "заметанием следов". Дескать сам убил и сам же канонизировал потом. Ибо для него они как раз вроде бы конкуренты, так как признают право на княжение не его, а Святополка, да и в случае смерти Святополка уже старшинство становится не так важно, на деле как мы знаем вообще воцарилась анархия и даже более младший Мстислав имел наглость на что-то там претендовать, причем реализовал он свои желания довольно успешно в итоге. В Саге об Эймунде также вроде бы содержится отрывок об убийстве Ярославом Бориса и Глеба, ибо некоторые специалисты считают упомянутого в саге Бурицлава как раз Борисом, либо вообще собирательным образом и Бориса и Глеба, также как и упомянутый там же Вартилав - собирательный образ Мстислава и Брячислава Полоцкого, которые оба успешно смогли противостоять Ярославу. В итоге вроде бы кажется, что как раз Ярославу гораздо выгоднее устранить братьев. И в саге об этом казалось бы говорится. Но тут опять таки все не так просто.
Давайте теперь вспомним происхождение самих Бориса и Глеба. В ранних летописях говорится, что они дети уже не Рогнеды, как Ярослав, а другой жены Владимира - некой "болгарыни". Кто она такая не указывается. Что кстати подозрительно, учитывая, что о Рогнеде и обстоятельствах, при которых она оказалась подле Владимира рассказывается очень подробно. А вот в более поздних летописных сборниках, примерно с XVI века, существовала традиция возводить Бориса и Глеба по родству к византийской царевне Анне. Про обстоятельства свадьбы которой с Владимиром опять таки летописи рассказывают очень подробно.
Кажущийся парадокс раскрывается просто. "Болгарыня" - это и есть Анна. Она сестра византийского императора. Ее брат - Василий II Болгароборца. Именно его прозвище и сделало Анну "болгарыней".
И вот тут вот появляется ньюанс, на который почему-то мало обращают внимания. Борис и Глеб - единственные потомки Владимира от христианского брака! Да еще и с особой императорских кровей! Все остальные - дети от браков языческих. Для христианских государств и в первую очередь Византии - Борис и Глеб более законные потомки Владимира, нежели его дети от Рогнеды, которую он тем более потом отдалил от себя. Святополк же вообще приживала, потомок другой ветви династии, чей отец был давно свергнут и убит. Да и сами фразы из летописи, где и Борис и Глеб уповают на Господа и не желают напрасно участвовать в братоубийственной междуусобице можно истолковать так, что с точки зрения христианского Бога они и так законные наследники, которые и уповают на Божий промысел.
Теперь, если поразмыслить, все уже не кажется таким очевидным. Если принять во внимание вышеизложенное, выходит, что Бориса и Глеба было одинаково выгодно устранить и Святополку и Ярославу. Кто же в действительности их убил? Не стану однозначно утверждать. Но готов выслушать подписчиков. Что думаете вы? С радостью почитаю ваше мнение!