Этот кадр из кинофильма Юрия Чулюкина "Девчата" (1961) наверное самый известный! Равно как и цитата, которая правда ен из этого фрагмента:
«Одной спокойнее, правда? Хочу — халву ем, хочу — пряники»
Фильм снят по одноименной книге Бориса Бедного, которая была написана в 1961 году и эта повесть переведена на 15 языков! Автор написал не только книгу но и прекрасный сценарий, по которому сняли фильм. Как водится в книге и в фильме есть некоторые разногласия. И да в книге немного печальнее. Но там и там есть девчата, и там и там Тося повар.
Давайте посмотрим и почитаем, естественно будем читать про еду. Тем более, что в случае с "Мачехой" М. Халфиной, вам такой вариант понравился. Кстати, ссылка на эту статью в конце статьи 💓
Ох и долго же добиралась Тося к месту новой своей работы!
Все помним как она заселялась, обходила комнату присматриваясь к каждому обжитому уголку.
Все койки по воле коменданта были застланы одинаковыми бурыми одеялами, а тумбочки выкрашены в тот же невеселый практичный цвет. Но несмотря на все это унылое однообразие, каждая койка имела все же свое лицо. Привычки и склонности девчат, живущих в этой комнате, боролись с казарменной обезличкой, которую пытался установить комендант, и одни девчата добились в этой борьбе явной победы, а другие подчинились армейскому вкусу коменданта.
По-солдатски суров и непритязателен был весь угол комнаты возле первой койки. Не было здесь ничего от себя, своей добавки к казенному уюту. Лишь на тумбочке стояла бутылка с постным маслом и банка с солью, возвещая, что хозяйка готовит обеды дома.
И вот в фильме доходит Кислицына до этажерки с продуктами. Что мы тут видим? Яйца, сложенные горочкой. Бутылку с подсолнечным маслом и банку консервированного зеленого горошка. Булка опять же!
Приблизила. Тут и чайник и модный набор для специй и нечто леденцовое,а сверху коробка с сахаром. И вон какая кружечка с тарелочками.
Пока Тося топила печку пришел КсанКсаныч. Помните его явление? С макаронами. Ну а в фильме еще и с банками. Раскрасил их ИИ конечно странно, в зеленый номы ему простим.
В простенке за печкой Тося нашла сухие дрова и, недолго думая, затопила печь и поставила на плиту чайник. Она наливала в чайник воду из ведра, когда дверь самую малость приоткрылась и в комнату бочком проскользнул пожилой дяденька с добрым морщинистым лицом. В руке он держал авоську, из которой воинственно торчали длинные макаронины.
— Здрасьте... — неуверенно сказала Тося, не понимая, что надо этому человеку в женском общежитии.
Дяденька молча, как старой знакомой, кивнул Тосе, прошел в «солдатский» угол комнаты и стал перекладывать содержимое авоськи в тумбочку.
Набор для специй кстати кочует по всем поверхностям. Вот он уже у Нади на тумбочке.
Как подготовка к той самой, знаменитой сцене была описана в книге.
Готовясь к чаепитию, Тося вынула из баула помятую жестяную кружку, полумесяц зачерствевшего в дороге бублика и надкусанную конфету «Мишка на севере». Конфету Тося сразу же сунула в рот и с новой энергией стала рыться в утробе своего баула, но больше ничего съестного там не нашла. Она оставила баул в покое и с решительным видом принялась обследовать чужие тумбочки. Многое приглянулось Тосе — и вскоре весь угол стола был завален вкусной снедью.
Была, оказывается, конфета «Мишка на севере». Знаете, как выглядела этикетка образца 1960-х? Вот, например, мишка, выпущенный в Кишиневе, такая этикетка была в ходу с 1957 до середины 1960-х.
Итак Тося готовит бутерброд, из чужих продуктов. Цитата из книги и кадр в фильме...
Тося щедрой щепотью кинула в него чужую заварку, горделиво оглядела стол и села чаевничать. Она сунула в кружку с чаем большущий кусок сахару, отхватила от булки румяную горбушку, намазала ее толстым слоем масла, густо нашлепала сверху варенья.
Посмотрим на стол. Что послали Тосе тумбочки девчат. Не только варенье и хлебушка горбушку, кстати, в фильме без масла, оно, по всей видимости, в белой вазочке. Но и колбаску, и сухари, тот самый компот, Ксанычем принесенный. И вазочку с конфетами. Вот та самая коробка с сахаром. На углу стола, ее Тося взяла с этажерки. А в следующем кадре видно молоко сгущенное и кофе со сгущенным молоком и сахаром. Этикетка один в один!
Дальше про тосино хозяйствование на кухне. В фильме суровая полевая кухня. Посмотрите на печи нужно сварить обед на всю бригаду!
На делянке мастера Чуркина, на краю вырубки, под неказистым кухонным навесом хозяйничала Тося-повариха. Ей все казалось, что ближний лес, стеной стоящий шагах в десяти от навеса, неотрывно следит за ней и от нечего делать прикидывает: справится она с обедом или нет.
Она совала дрова под котел, большущим, прямо-таки пиратским ножом кромсала капусту и украдкой поглядывала в ту сторону, где работали незнакомые и страшноватые, как ей казалось, лесорубы.
Все на кухне было крупное, громоздкое — и котлы, и черпаки, и ножи, — словно до Тоси здесь стряпала какая-то великанша. Но маленькая Тося ничуть не робела среди этого великаньего инвентаря и храбро орудовала им. Чего никак нельзя было ожидать вчера — Тося сейчас, под кухонным навесом, была удивительно на своем месте, будто и родилась для того, чтобы готовить обеды лесорубам.
Но как видите по книге Тося на своем месте. А в фильме сам процесс приготовления пищи толком не показан. Зато в книге Тося идет поить лесорубов, и обещаем им "Рыба только на обед будет!". Кстати в книге не все время зима, сначала осень.
Зато обед есть. Суп, как помним из фильма щи. А пусть и такие!
Компот и хлеб. В помещении, а в книге ели на улице.
С дымящимися мисками в руках лесорубы отходили от котла, устраивались, кто где может. Они облепили короткий, грубо сколоченный стол, рассаживаясь на пеньках и поваленных деревьях.
Хвалили щи-то!
В книге этой сцены нет! Где лицо кривят! А половник такой я недавно в магазине видела, дети сказали, что он как раз на всю семью.
Не евшие щи, едят яичницу. И пиво пью, жигулевское. Такое, как в "Книге о вкусной и здоровой пище", на цветной вклейке нарисовано.
А она им на следующий день обед понесла! На делянку! И накрыла. И полотенчико и солоночка, а некоторые лицо кривят! Годииииится!... А в Книге Илья первый признал Тосину кулинарию.
Только хвалил с умыслом. Спор и там и там был.
Хотя и по книге она носила ему еду. И по книге, он зараза еще и выделывался!
На коммутатор Анфисе Илья пастилу носил. Не платоническая страсть их связывала... И такая сцена, в книге... знаете, как привычка. И весело вроде вместе, нескучно и даже жениться на ней думал. Только Анфиса сказала на таких не женятся.
А другой раз на обед борщ со сметаной, пюре с котлетой или на выбор с вермишелью и компот! Это ж сколько картофеля перечистить надо! Вот вам борщ русский!
Вот котлеты из рубленого мяса.
А к блюдам из котлетной массы полагается пюре! Вои повара пишут!
Но в целом еда простая сытная. А в книге все щи и щи! Автор вообще на еду не сильно фантазировал, но с другой стороны, представляете какое снабжение, далеко от мира. Поселок то под самым Полярным кругом!
А Тося же еще на обрубку сучьев записалась, и прощай кулинария! Судомойка Гавриловна не угодила привередливым ныне лесорубам! И как раз ее щи,а не Тосины, стыли на снегу.
И даже поваренная книга ен помогла Гавриловне. Незаменимая Тося стала.
Отдать должное! Многие фразы из книге перекочевали в фильм! ПРо табуретку помните? Кстати по книге, Ксан Ксаныч ужинал у нади, оттого и продукты ей носил, и каждый вечер почти она ему картофель жарила.
Вот вам эталонный! Жаренный по всем правилам, да на жире!
Столовая оприличилась! А посуду всё равно в тазу мыть! Но как красиво есть из фарфора, а не из жестяных тарелок! Пусть и гречку!
Это по книге, кстати вагончик. Пусть и с именем "Ресторан"!
Хэппиэнд!
И правда, почитайте книгу, Анфиску сильно жальче становится. Да и остальных девчат лучше понимаешь! Кстати, по книге любви счастливой у половины не вышло.... Но тссс...Почитайте, потом обсудим.
Ссылка на "Мачеху"