Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

О новокрещеной еврейке Моланьице — жене и защитнице русского дворянина Ивана Клеменова

В 1634 году во время войны с Речью Посполитой город Борзна был взят русскими войсками и многие его жители попали в плен, в том числе девушка Малка, она же Меланья, оказавшаяся в холопстве у сына боярского Ивана Клеменова. Потом заключили мир. Отец Малки и с его подачи знатный пан Адам Казановский стали требовать пленницу обратно. Но выяснилось, что она уже вышла замуж за своего хозяина и родила ребенка. Закрутилось дело, и бывшая Малка, ныне Меланья Клеменова даже оказалась под следствием, но таки добилась разрешения «свободно жить там, где она сама захочет». Она осталась с мужем, приняв, естественно, христианство. Ну, пока это военно — полевой роман с элементами «Венецианского купца». А чудеса начинаются дальше. Ксенофобия в допетровской Руси, как правило, не носила расистского характера. Все претензии к человеку снимались с принятием им государственной религии, более того — были предусмотрены разнообразные льготы и пособия для тех, кто из «бусурманской» веры переходил в «православную

В 1634 году во время войны с Речью Посполитой город Борзна был взят русскими войсками и многие его жители попали в плен, в том числе девушка Малка, она же Меланья, оказавшаяся в холопстве у сына боярского Ивана Клеменова. Потом заключили мир. Отец Малки и с его подачи знатный пан Адам Казановский стали требовать пленницу обратно. Но выяснилось, что она уже вышла замуж за своего хозяина и родила ребенка.

Король Владислав под Смоленском. Февраль 1634 года
Король Владислав под Смоленском. Февраль 1634 года

Закрутилось дело, и бывшая Малка, ныне Меланья Клеменова даже оказалась под следствием, но таки добилась разрешения «свободно жить там, где она сама захочет». Она осталась с мужем, приняв, естественно, христианство. Ну, пока это военно — полевой роман с элементами «Венецианского купца». А чудеса начинаются дальше.

Ксенофобия в допетровской Руси, как правило, не носила расистского характера. Все претензии к человеку снимались с принятием им государственной религии, более того — были предусмотрены разнообразные льготы и пособия для тех, кто из «бусурманской» веры переходил в «православную крестьянскую». Но мы же с вами знаем, как легко добиться положенных льгот. «Скажите, я имею право… — Имеете! Да, но могу ли я… — Не можете!»

И Меланья начинает бомбардировать инстанции челобитными о предоставлении ей всего, что предписано государевым указом. Потом, войдя во вкус и освоив юриспруденцию, становится адвокатом на общественных началах и для своего мужа.

А ее Иван — не какой-то богатый помещик, а самая что ни на есть служилая мелкота, все время в походах, то против Литвы, то против набегов из Крыма, чины и награды достаются другим, а ему в основном ранения, и поместьице — дальше читаем меланьину челобитную царю Алексею Михайловичу — поместьице без крестьян, заросшее лесом, «и то, государь, у мужа моего отнято и отдано… казакам в раздачу. А опричь, государь, того поместейца, за мужем моим нет нигде ни одной четверти… чем мужу моему Ивану и мне бедной… с детишками прокормиться».

-2

И обратила-таки высочайшее внимание! За Иваном признали его боевые заслуги, воевода выдал свидетельство, что:

«В прошлом… (1644) году был бой государевым людем с татары в Белогородцком уезде… И в том бою рыленин Ивашко Карпов сын Клеменов государю служил, бился явственно», убил троих противников и сам был ранен, «тят саблею по шее да застрелен из лука в левую руку», и признав это, выдали ему через Разрядный приказ за службу, что положено: жалованье за ранения, прибавку к окладу, освобождение от налогов и прочее.
Вот такие не женские качества проявила в борьбе за права простого служилого человека «из Рылска иноземка новокрещеная жидовка Моланьица».

Злой Московит
По материалам: Фельдман Д.З., Минкина О.Ю., Кононова А.Ю. "Прекрасная еврейка" в России XVII-XIX веков: образы и реальность : статьи и документы.