На самом деле в экстремальных стилях музыки не так уж много музыкантов, которые навечно себя вписали в пантеон выходящих за грани, прыгнувших выше головы. Одним из таких великих, без преувеличения, людей был Чак Шульдинер (1967-2001) , основатель и бессменный лидер группы "Death".
Прожив довольно короткую жизнь, он сумел развить жанр до таких границ, о которых, наверное, мало кто мог и помыслить. Давайте же пройдемся по студийным альбомам его детища, окунувшись в творчество сего знакового коллектива, сумевшего балансировать на грани мелодизма, агрессивной мощи и смысловых подтекстов. К счастью, составить "список лучших" довольно легко, ведь каждый альбом показывал прогресс, ни разу не оступившись и не став хуже.
Scream Bloody Gore, 1987
Бешеной энергии дебютник, положивший начало целому жанру дэт-металл. С самого начала и до конца — свирепая экспрессия, помноженная на рвение и недюжинную скорость. Представьте себе Possesed, Venom или Slayer, отягощенные свирепым, фирменным гроулингом, и вы получите примерное представление о материале. К счастью, первый блин не вышел комом. Как минимум три композиции Death исполняли и на поздних концертах, даже когда окончательно отошли от «кошмарного», классического дэта. Это песни Zombie Ritual, Evil Dead, Infernal Death. Несмотря на очевидную глупость текстов (юный Шульдинер, как и все металлисты 80-х, находился под влиянием фильмов ужасов), русскоязычному слушателю в некотором смысле повезло не понимать подавляющую часть аццких посланий Чака и просто дико рубиться, тряся башкой под моднейшие риффы. Надо ли говорить, что альбом не просто сформировал и слепил окончательно направление экстремального «смертельного» металла? К слову, все партии на Scream Bloody Gore Чак Шульдинер прописал сам, оказавшись в непростой ситуации — без музыкантов во время сессий записи. Некоторые вещи перекочевали из его первой группы, предтечи Death, под названием Mantas, которую я имел удовольствие слышать на посмертном альбоме, изданном нашей конторой "Irond". Там были собраны демки и дубли, некоторые неизданные вещи из Control Denied (позднего сайд-проекта), позволяющие лучше окунуться в ранний этап группы и ощутить то время, безвозвратно ушедшее уже навсегда. Это еще сырой металл, довольно схожий с теми же Morbid Angel и Obituary, но громко "выстреливший" и заявивший о себе.
Leprosy, 1988
Уже с первой песни ясно, какой шаг вперед осуществила группа за всего лишь год. Вообще, сразу надо отметить, что помимо очевидного прогресса в музыкальной составляющей, каждый альбом Death меняет и звук. Ну просто нет у них одинакового звучания! Если первый ощущался как стена монолитного, оглушительного рева, то вот второй максимально «зальный», словно концертный. Ущерба качества не присутствовало, и в данной связи хотелось бы привести цитату продюсера «Проказы» Джима Морриса, который курировал делами записи второго полноформатника:
Как продюсер, я больше заботился о технической стороне записей Death. Иногда мы вносили небольшие изменения в композиции, но в основном, мы воплощали то, что было у Чака в голове. Он всегда точно знал, как должна звучать его запись, и он не отступал и не отдыхал, пока не добивался желаемого.
Любимых песен на альбоме лично у меня несколько. Это Born Dead, Pull the Plug, Open Casket. Импонировало также плавное изменение лирики, с детских ужастиков к по-настоящему волнующим вещам. Да, это еще не острые и лаконичные послания, как на следующих работах. Но мизантропия Чака — безусловно, как орудие донесения смыслов — служит острием, пронзающим пластмассовый мир. Эта идея окончательно воплотится в следующем альбоме.
Spiritual Healing, 1990
Попался данный альбУм на пиратском двойнике, на котором в начале нулевых издавали все подряд: от Раннинг Вайлда и Мановара до Каркассов и Обитуэри. Шел он, если не ошибаюсь, вместе с «Проказой» и с первых же секунд Living Monstrosity показал следующий этап, куда взошла группа. Естественно, прежде всего надо говорить про геометрический прогресс Чака, ибо его талант находить нужных людей для совместной работы — поразителен. Фаворитами на студийке 1990 года стали, помимо первой вещи, Defensive Personalities и Withn the Mind. Только послушайте переход «Внутри сознания», когда после интро, шагающего словно бульдозер громыханием отточенных риффов, врубается быстрая, словно лента металлопрокатного цеха, перестрелка мелодий и тяжелых гармоний. К слову о них. Именно с этого альбома Death уже (как и Метла, кстати) не чистый «дэт-металл», а нечто большее. Сам Чак в своих интервью тех лет говорил так:
Дух моей музыки, даже если вам сложно в это поверить, чрезвычайно позитивный. Пусть темы негативны, но ведь в основе каждой из них заложена надежда на лучшее. Я твёрдо убеждён, что всё должно нести позитивный дух в себе.
Другие собратья по цеху либо не пришли к данной идее, ударившись в мясное рубилово, либо поняли это значительно позже, когда на горизонте замаячила эра прогрессивных металлистов, вроде Opeth, In Flames, поздних Obituary, Carcass и другие.
Human, 1991
Один из трех любимых альбомов, причем все они следуют друг за другом, заканчиваясь на «Symbolic». Почему так — чуть позже. Стремительность альбома в сплавлении с заметно уплотнившимся звучанием несут слушателя сквозь бурное море (одна из песен так и называется «Cosmic Sea) чрезвычайно навороченных песен. Песня и одноименный клип Lack of Comprehension, пожалуй, назову лучшей, как одной из вершин группы, подтверждением ее инаковости, изюминки, что оправдывается и спустя годы, когда включаешь любую команду 80-90-х. Данный хит был вдохновлен судебным разбирательством против Judas Priest, но в целом понять песню можно по-разному. Из "дэтовиков" так уж точно никто не переплюнет Чака и Ко по трем показателям: мелодика, запоминающиеся песни, композиторский талант. Что еще бросится в уши, особенно если вы музыкант, так это значительное усиление басовых партий. За них ответственен мега-виртуоз Стив Диджорджио, который и на безладовом, и на любом другом инструменте выдаст целую симфонию звуков. Любо-дорого, можно заслушаться его замысловатыми переходами. В общем и целом — бесспорный шедевр на все века и времена.
Individual Thought Patterns, 1993
На первый взгляд, выглядит как логическое продолжение идей, заложенных в Human, но куда более изощренным (хотя куда уж!) образом. Клип на «The Philosopher», который даже (!) крутили в ночное время на МTV, тоже был весьма необычен, и снова раскрывал новые горизонты смыслов. Тут вам и философия жизни и смерти воедино, а также времени, имеющего власть над каждым живущим на планете. Безжалостность бытия и острые грани режущей реальности с ее войнами, потрясениями, и, соответственно, необходимость мыслить индивидуально и автономно от общей программы действий — такова приблизительно палитра тем, затронутых вездесущим Чаком. Его, видимо, совершенно уже не трогала первоначальная концепция дэт-металла. В чем-то на него похож другой деятель данного направления по имени Петер Тагтгрен, который тоже ушел от темы «кровь и кишки» и нашел нечто свое, да еще и наплодил кучу проектов, помимо HYPOCRISY.
Ладно, размышления о смыслах песен могут увести далеко и можно забыть сказать о главном. Многостороннее полотно мелодий украшает теперь гитара Энди ЛаРока, который мало того, что выдал мега-изумительные «поливаловы» соло, так еще и делал это почти всегда экспромтом. Соло-гитара, как и бас Диджорджио, забирает на Individual Thought Patterns свою долю внимания, а особо удавшимися композициями на альбоме назову Trapped in a Corner, Destiny и Overactive Imagination.
Symbolic, 1995
Чак стал петь гораздо выше, избрав скриминговые тональности голоса. Звучание, словно в пику новомодным «грязным» стилям, типа блэк-металла или гранджа, — КРИСТАЛЬНОЕ, и ты слышишь каждую ноту и запил. Инструментальная часть — мое почтение, редко когда я потом слышал подобное по воздействию. Перевернутый крест на облогах, как заметили некоторые особо внимательные фэны, перестал таковым быть, словно знаменуя окончательное смещение от глупого сатанизма в сторону большей глубины. Это самый мой любимый альбом, каждая песня — хит. Но есть на пластинке песни, что до сих пор вызывают мурашки, как, например, Empty Words. Размеренный темп, присущий классическому дэту, попеременно меняется на ускоренные отрезки, количество переходов (которые еще и очень запоминающиеся!) не поддается числу. Вообще, по сравнению с предыдущими работами, здесь скорости поменьше, а опусы вроде Crystal Mountain с узорами солачей так вообще слишком красивы для того, чтобы называться просто дэт-металлом. Скажем прямо — к этому моменту (а может и раньше) группа Death перестала существовать в одном лишь жанре, а Чак Шульдинер создал свой уникальный и узнаваемый металлический стиль.
The Sound of Perseverance,1998
Лебединой песней группы стал альбом 1998 года, на русском языке переводящийся как «Смысл настойчивости». Шульдинер давно задумывал переход к своему хэви-металлическому проекту Control Denied, и поэтому последний релиз закономерно может считаться эдаким мостом к новому этапу жизни музыканта. Чувствуется это во всем: от еще более высокого, пронзительного скрима Чака и чрезмерно прогрессивных (я б даже сказал, перенасыщенных) песен до неочевидных, гениальных решений в музыке. Затесавшийся кавер на Judas Priest под названием «Painkiller» стал первой услышанной мной песней с этого альбома, изрядно удивив настолько высоким качеством исполнения, что даже оригинал раза в два меркнет. Spirit Crusher и Flesh And The Power It Holds — явные претенденты на первое место на альбоме, а инструментал Voice Of The Soul по праву может считаться самым красивым произведением группы. Вообще, этот альбом стоит особняком, не только из-за своего статуса «последний в истории». Именно его чрезмерная прогрессивность и обилие разноплановых ходов не позволяют назвать его самой-самой вершиной, но спустя годы я понимаю, насколько это взрослый, чудесный материал, настоящий алмаз и не только в мире тяжелой музыки. Это цепляющая, техничная, и… филигранная что ли? .. музыка. Сам Шульдинер говорил в 1998 году так:
Мне нравится использовать слово «приключение» для музыки. Я думаю, что музыка должна быть приключением. Думаю, для меня эти песни стали настоящими приключениями больше, чем любая другая пластинка. Для меня это очень естественно; когда я начинаю писать, я пишу, и все, что получается, — выходит. Я думаю, что The Sound of Perseverance — хороший альбом для выхода в настоящее время. Состояние металла сейчас в Америке настолько извращенное. Люди выбирают легкий путь в музыкальном плане, и все копируют друг друга, и я думаю, что это хороший альбом, чтобы бросить его посреди всех и сказать: «Вот, берите!»
Альбом завершил историю группы Death. Жизнь прекрасного музыканта и хорошего (по отзывам очень многих людей) человека, Чака Шульдинера, оборвалась 13 декабря 2001 года, что перекликается с названием его последнего прижизненного альбома проекта Control Denied "The Fragile Art of Existence" (Хрупкое искусство бытия). Чак оставил наследие из семи альбомов Death, каждый из которых неповторим, уникален и по-своему шикарен.
А на сегодня все!
Спасибо, что дочитали!
Подписывайтесь на канал и ставьте лайк, если вам понравилась публикация!