"... Лариса грустно улыбнулась и ответила:
- Мне кажется, что это лет сто назад было. Как быстро время прошло, пролетело незаметно.
- Вот именно. Так и жизнь незаметно пролетает. Поэтому брать от неё надо всё и надо наслаждаться каждым мгновением, - подытожила Ирина..."
Читайте: Тёщины секреты
Последние дни не шли, а мучительно тянулись как для самого Андрея, так и для Ларисы. Если он благодаря препаратам находился в забытьи, то Лариса всё отчётливо понимала и осознавала. Было невыносимо тяжело, ведь она видела, что муж уходит, но никак не могла на это повлиять.
Наверное, в людях заложено понятие вечной жизни. И хоть все знают, какой конец ожидает каждого, видеть и наблюдать это своими глазами очень тяжело. Лариса держалась из последних сил, а они были уже на исходе...
... После того как всё закончилось, Лариса думала, что почувствует облегчение, но нет. В квартире воцарилась непривычная до этого тишина, стало пусто. Годами Ларисе приходилось выполнять самые разные роли. Сначала она была чем-то вроде декорации при успешном муже, идущем вверх по карьерной лестнице. Затем она стала кем-то вроде няньки. С обеими ролями она справилась достойно, но при этом сама выдохлась. Накопилась такая усталость, что Лариса сутки просто проспала. Хотя сама она не могла сказать, что это был сон. Она словно провалилась в какую-то глубокую бездну, где ничего не чувствовала и не осознавала. Проснулась, когда услышала звонок. Быстро поднялась и посмотрела по сторонам, соображая, телефон это звонит, будильник или всё-таки кто-то настойчиво звонит в дверь.
- Ира, ты? - удивилась Лариса. - Извини, что я так долго. Спала.
- Понимаю, ведь тебе в последнее время не слишком легко было. Столько переживаний. Я с Надей связывалась, потому что никак не могла до тебя дозвониться. Она сказала, что сама уже много раз набирала тебя, но ты не берёшь трубку.
- Телефон под подушкой. Наверное, я так крепко спала, что и не слышала звонка.
- Собирайся! - не сказала, а приказала Ирина. - Пойдём на улицу! Там свежо, и хорошо! Почти весна! Ещё немного - и снег полностью растает!
- Если честно, то мне и выходить неохота, - ответила Лариса, но начала собираться. - Сейчас, я быстро. Спасибо тебе, Ира, что вытянула меня, я бы сама и не подумала из дома выйти.
- Я так и подумала, что будешь сидеть и переживать. В такие минуты человеку нельзя оставаться одному. Нужно через силу выходить из дома. Иначе, - запнулась она, а потом, махнув рукой, продолжила: - Лучше не буду продолжать.
- Я ведь не одна. Со мной Наденька моя всегда рядом была, но в стационаре она, на сохранении. Срок ещё маленький, но врач сказал, что надо быть под наблюдением. А мама в деревню поехала. Ты ведь знаешь её. Она свою Берёзу ни за что не променяет даже на Минск.
- Вот для этого и нужны подруги, чтобы приходить по зову сердца, а не по приглашению, - сказала Ирина и обняла Ларису. - А ты моя самая близкая подруга. Так что пошли на улицу. Помнишь, как мы выходили в промежутках между экзаменами?
Лариса грустно улыбнулась и ответила:
- Мне кажется, что это лет сто назад было. Как быстро время прошло, пролетело незаметно.
- Вот именно. Так и жизнь незаметно пролетает. Поэтому брать от неё надо всё и надо наслаждаться каждым мгновением, - подытожила Ирина.
Подруга старалась отвлечь Ларису от невесёлых мыслей. Ирина со свойственной ей словоохотливостью поделилась своими планами на лето, а их у неё было много. Лариса слушала, не понимая, откуда у Ирины столько энергии. Она успевала везде: и на работе, и дома, и в деревне у родителей. Ещё собиралась отправиться на экскурсию в Москву, а в конце лета собиралась на море.
- Когда ты всё успеваешь, Ира? - удивилась Лариса.
- Ты не спрашивай, а лучше присоединяйся к нам. Ты ведь знаешь, что мой муж к тебе хорошо относится и дети тоже. Поверь, что новые впечатления твоей измученной и израненной душе сейчас просто необходимы.
- Спасибо, конечно, Ира, но вы поезжайте своей семьёй. Я там буду лишней, но ты права. Хоть куда-то мне выехать просто необходимо.
- Раз не хочешь со мной, то тогда продумай о санатории. В наших здравницах отличные лечебные базы. К тому же все они в лесу. Ты и сил наберёшься, и нервы подлечишь. Восстановишься за те три недели, что там будешь находиться.
- Знаешь, я и сама об этом думала, - согласилась Лариса. - В понедельник мне на работу, поговорю с председателем профкома. Вдруг найдётся путёвка.
- Нужно не спрашивать, а требовать, так сказать, "пошевелить" кого следует. Иначе ничего не дождёшься. Если надо, я тебе помогу, - предложила Ирина, но Лариса не согласилась.
- Спасибо, конечно, но я как-нибудь сама. Наш председатель профкома - человек хороший и понимающий. Думаю, что он пойдёт мне навстречу, тем более, что никогда никуда не ездила и никогда за помощью не обращалась.
- Как знаешь, - пожала плечами Ирина, - скажи, а как у тебя дела с Иваном? Вы общаетесь?
- Очень редко, - ответила Лариса. - В основном поздравляем друг друга с праздниками. У каждого своя жизнь.
- Он так и живёт с женой? - поинтересовалась подруга. - Или уже стал свободным.
- Развёлся год назад, когда сын после суворовского училища поступил в военную академию.
- Вот и хорошо, - тихо произнесла Ирина и взглянула на Ларису, - теперь вы оба свободны.
Лариса намёк подруги поняла и ответила:
- Спасибо тебе, Ира, за беспокойство и за то, что желаешь мне добра. Но скажу честно: мне сейчас не до новых отношений. Я так эмоционально выгорела, что вряд ли рядом со мной кому-то будет хорошо. По крайней мере, сейчас.
- Время лечит, - поспешила успокоить подругу Ира, - поверь, пройдёт время - и тебе снова захочется жить.
- Не знаю, но пока мне хочется только покоя, - ответила Лариса. О своей жизни в последнее время она размышляла очень много, когда сидела рядом с больным Андреем. Думала и не понимала, почему так всё сложилось. Сначала Генка... О том, что он с ней сделал, она, конечно, не забыла, хоть и старалась не вспоминать тот злополучный день, когда одна отправилась к ветерану. Затем Андрей, который клялся, что будет носить её на руках, а в итоге... Носился сам с собой как с писаной торбой... Так говорили у них в деревне о таких гордых и самовлюбленных людях, как Андрей. Лариса, когда Ира вспомнила Ивана, просто боялась об этом говорить. Она чувствовала, даже знала наверняка, что Иван предложит ей быть вместе, когда не станет Андрея. Но очень боялась этого разговора. Боялось, что после красивых ухаживаний начнётся что-то похожее, что было у неё в жизни с мужем.
Разговор с Иваном состоялся в один из весенних дней, когда Лариса узнала, что ей выделили путёвку в санаторий, причём, путёвка была отказной, ехать нужно было через несколько дней. Иван сначала позвонил ей, а, когда узнал, что Лариса теперь одна, предложил встретиться. Она согласилась, потому что сама хотела его увидеть.
- Лариса, как ты? - первым делом спросил он, когда она заняла место в машине рядом с ним.
- Более-менее, в санаторий скоро поеду. Хочу мысли привести в порядок, да и восстанавливающие процедуры пройти не помешает.
- Конечно, поезжай в санаторий, а летом, когда будет отпуск, я хочу предложить тебе поехать со мной на море.
- Спасибо, конечно, но тебе не кажется, что всё это как-то очень быстро... К тому же мне совсем не хочется шума и суеты, а на море именно так и бывает. Мне сейчас просто необходимо уединение.
- Понял, обещаю, что именно такой отдых я тебе и организую, - сказал Иван. - Ты не переживай, Лариса, я не стану торопить события, ведь понимаю, как тебе было нелегко последние пять лет... Но надеюсь, что пройдёт время - и мы сможем быть вместе.
Он положил свою большую ладонь на руку Ларисе, и она, смутившись, ответила:
- Я пока об этом не думаю. И вообще, знаешь, мне кажется, что личная жизнь - это не для меня. Не складывается она меня почему-то... Наверное, так судьбе угодно. И сейчас, когда я одна, не знаю, стоит ли снова связывать себя обязательствами, ведь общение, разговоры, которые ни к чему не обязывают, одно, а совместная жизнь - это совсем другое. Да и бабушкой я скоро стану. Не знаю, как отнесётся моя дочь к тому, что её мать вдруг решила вспомнить о себе... Сам понимаешь, что возраст у нас с тобой для того, чтобы устраивать личную жизнь, уже не слишком подходящий.
- У любви нет возраста, если она, конечно, настоящая. Лариса, я человек прямой, ходить кругами не привык, да и не умею этого делать. Ты не спеши вот так рубить с плеча. Лучше отдохни в санатории, приведи мысли в порядок, наберись сил, а потом мы с тобой поговорим. Если ты ответишь мне отказом, я навязываться не стану, но надеюсь, что мы останемся друзьями. И ещё, в санаторий я отвезу тебя сам. И здесь отказа я не приму! - выдал Иван.
... В санаторий, что находился в живописном месте Лариса приехала вместе с подполковником. Когда заселилась в свой номер, Иван пожелал ей хорошего отдыха и уехал, а Лариса первым делом решила прогуляться к озеру. На территории санатория был небольшой мостик через пруд, который появился в результате того, что озеро в этом месте образовало в этом месте что-то вроде небольшой заводи.
Лариса стояла на мостике и глядела по сторонам. С этого места хорошо просматривался весь санаторий от начала и до конца. Она видела, как в санаторий приезжают новые люди, видела и здание котельной, что находилась на противоположной стороне. Её внимание привлекла фигура одного человека, который вышел из котельной. Его силуэт и походка напомнили ей... Генку. Но Лариса поспешила отогнать ей от себя эти мысли, подумав, что это ей показалось. Она повернула голову в другую сторону и любовалась красотой голубой воды, сливавшейся с небом. Весна уже вступила в свои права: птицы выводили свои трели, а деревья выпустили зелёные листочки. Все в природе как будто говорило, что зима не вечна и что даже после самых лютых холодов наступает весна, время пробуждения к новой жизни...