Ленька шагал по заснеженному полю, высоко поднимая ноги, утопающие в рыхлом снегу. И дернуло же его тащиться напрямик по полю. Решил, что так скорее получится. Он шел и ругал сам себя на чем свет стоит за такую оплошность. Не шлось по дороге. Срезать захотел. Вот и срезал.
Зима в этом году выдалась малоснежная. Вот уж и февраль скоро закончится, а снегу все толком нет. А для полей это плохо. Воды весной мало будет, не напьется земля матушка, как следует. Ленька после сельхозтехникума два года проработал в колхозе. Выучился на агронома и вернулся работать в родную деревню.
Друзья по техникуму крутили пальцем у виска, когда он говорил , что поедет обратно в свое Круглое озеро, деревушку на берегу озера. Дома там просторно раскинулись прямо по берегу, образовав собой полукруг. Видно поэтому так и назвали ту деревню. Деревня не большая, но и не маленькая. Все там есть, и школа семилетка, и клуб после войны уже выстроили. Сельсовет и колхозное начальство опять же в этой деревне имеется, и медпункт с магазином. Чего еще надо.
Но друзья мечтали о других местах, где еще не бывали. Вот и старались увильнуть из дома, пока такая возможность появилась. Но Ленька не хотел других мест. Милее своей деревни для него не было. Там все родное, он знает каждую тропинку, каждую дорожку, что в лесу, что в поле. Так и вернулся домой к радости председателя колхоза Светлый луч Ивана Сергеевича.
Он похлопал Леньку по плечу, пожал руку.
- Молодец, Леонид Степанович. Не променял наш колхоз на другие места. А нам ох как специалисты нужны. Будешь агрономом. Все колхозные поля под твое начало.
Ленька смущенно улыбнулся тогда. Сказать по совести, он до сих пор толком не понимал, чем ему придется заниматься. Но с юношеской самоуверенностью решил, что потихоньку разберется. Жили ведь в колхозе без агронома все эти годы и ничего, растили и рожь и пшеницу и другие культуры.
А уж мать то как радехонька была, что Ленька домой вернулся. Плохо ей без него было. Степан, муж ее любимый, в войну погиб. Осталась она с двумя ребятишками да со свекровью со свекром.
Старики уж не работники, а ребятишки еще не выросли до работников. Одной приходилось всю семью тащить.
Ленька подрос немного, стал по дому помогать, а потом и в колхозе прирабатывать. Только что толку то от его работы в колхозе. Придет пора расчет получать, а получать то и не чего. Стала тогда Наталья его летом в лес посылать, грибы да ягоды собирать. А как Галинка подросла, она тоже с братом стала ходить.
Хорошо, станция рядышком, в трех верстах. Не станция хоть, а полустанок. Но поезда останавливаются, не все правда. Одни мимо пролетают, а другие на пять минут останавливаются. Вот ребятишки и бегали к поезду, продавали все, что насобирают. Посчитала Наталья, подспорье то больше получается, чем в колхозе работать.
Но вернемся к Леньке, который по снежному полю идет да себя ругает. Ходил он посмотреть, сколько снегу на полях лежит, где больше, где меньше. Порадовало Леньку, что не зря в том году снегозадержание сделали. Когда он щиты для этого велел сколачивать из досок со старой крыши в коровнике, которую перекрывали, мужики над ним откровенно посмеивались. Не в глаза правда, а за спиной шушукались. А вот сейчас прошел и порадовался. Снег то не сдуло с бугров, лежит родимый, весной целительной влагой в землю уйдет.
Наконец то Ленька выбрался на дорогу, вытряхнул снег, набившийся в валенки и теперь уже быстро зашагал домой. Бабка, увидев внучка заохала.
- Ноги то, родимый, мокрые. И где тебя только носило. Разувайся скорее, да носки на печи сухие возьми. Есть то больно хочешь, али мать с Галинкой дождешься. Они уж скоро придут.
- Подожду, бабушка, не гоношись.
Дед отложил свою дратву, повернулся к внуку, принялся расспрашивать, что тот сегодня делал. Ленька с увлечением начал рассказывать про снегозадержание, как помогло оно нынче. Дед только головой качал. Молодец внучок. Вон как за колхозное то радеет. Ленька любил разговаривать с дедом. Тот многое помнил из прошлого, другой раз подсказывал ему, как лучше сделать.
После ужина Ленька собрался в клуб. Сразу же, как он приехал в колхоз, осенью на отчетно-выборном собрании его выбрали секретарем комсомольской организации. Грамотный, шустрый, полон энергии и энтузиазма. Чего еще надо. Ленька не сопротивлялся. Ему нравилось заниматься общественной работой. Только вот огорчало, что многие комсомольцы в деревне отлынивали от различных мероприятий.
Вот и сейчас он шел в клуб не развлекаться. Надо было еще раз всем напомнить, что завтра, в воскресенье, состоится воскресник, о котором он уж каждому по несколько раз напомнил, но еще раз сказать не помешает.
Ленька взглянул на себя в зеркало. Пальто, в котором он еще в техникуме ходил, рукава коротковаты да и притерлись все. Давно бы уж надо новое купить. Да всеми деньгами мать командовала. Она решала, что надо покупать вперед, а что подождет.
- Галька ведь уж почитай на выданье. Приданое ей собирать надо. - говорила она, убирая в сундук очередную покупку. - Ты жениться видно и не собираешься. Хоть девку замуж выдать по людски.
Ленька только вздыхал и ждал очередного раза, когда подойдет и его очередь. Наталья, конечно же, знала, что уж срамно парню в такой обдергайке ходить и каждый раз думала, что уж следующая покупка будет точно для сына.
Шел Ленька в клуб, а в голове мысли разные. Зря мать считает, что он женится не хочет. Есть у него на примете Верочка, местная красавица. Только вот нос она от него воротит. Девка то не из простых. Мало того, что за ней все деревенские парни ухлестывают, так она и одевается лучше всех в деревне. Чего уж тут говорить. Одна дочка в семье. Отец в МТСе работает, деньги там хорошие получает. Им шутя ее наряжать, когда деньги в кармане звенят.
Как то он даже осмелился. В одной игре в клубе, выпало ему с ней на мороз идти. Вышли они на улицу, на крылечке стоят. Вера то молчит да время выжидает, не по правилам сразу с мороза то возвращаться, а Ленька и заговорил с ней, что нравится она ему, предложил до дому проводить. Верочка глянула на него, словно ледяной водой из ушата облила.
- А ты мне нет. Не такого мне парня надо, - сказала, как отрезала и пошла в клуб. Ленька сзади поплелся, как пришибленный.
Пока думал про Верочку, до клуба дошел. Народу в клубе как всегда много. Тут и школьники толкутся и молодежь. Иногда даже молодые пары приходят под патефон потанцевать или сплясать барыню под гармошку. В клубе всегда весело. А игры какие только не придумывают. Да их и придумывать то не надо, испокон в них играли. не только родители , но и бабушки с дедушками.
Ленька подождал немного, а потом попросил минуточку внимания.
- Вы все, я думаю, помните, что завтра воскресник на ферме. Начало в девять часов. Явка комсомольцев обязательна. Остальным, как совесть подскажет. С собой иметь лопаты. Будем снег с коровника скидывать и со стогов.
Энтузиазма после такого объявления не последовало. Кто то начал ворчать, что воскресники эти надоели. Кто то припомнил, что электричества в деревне до сих пор нет, А вот в трех верстах на станции оно есть. И хоть электричество ни с какого боку к воскреснику приставить нельзя было, все начали активно обсуждать эту тему.
Вдруг раздался голосок, который Ленька узнал бы из сотен. Верочка, это был ее голос.
- Да что вы тут разгалделись про электричество. Речь то про воскресник. Вишь, какие все занятые, три-четыре часа для колхоза поработать вам в тягость. Для чего в комсомол то вступали. По домам сидеть да штаны протирать. Или уж все в старики записались.
- Да мы чё, мы ничё, мы разве против. - раздались голоса со всех сторон, - конечно придем, ты даже не думай, Леня.
- А про свет это мы уж так, наболело. Охота, как люди пожить.- раздался чей то голос сзади.
Ленька не ожидал такой поддержки и слегка растерялся. Но быстро пришел в себя.
- Вот и ладно. Вот и договорились. А я вам обещаю, буду в райкоме , подниму этот вопрос. И правда ведь, еще до войны обещали электричество провести. Я еще в школу ходил, помнится. Потом война, не до этого. А сейчас то чего мешает. Вести то совсем немного.
Ленька с детства был хорошим оратором. Дай ему волю, он мог говорить часами. Вот и сейчас он хотел развить тему про электричество дальше. Только друзья, которые хорошо знали парня, вовремя остановили его.
- Ну вот, все вопросы порешали. Собрание можно считать закрытым, - объявил один из парней и начал крутить ручку патефона.
Закружились пары в вальсе. Ленька стоял у стены и не танцевал. Он только глядел, как Верочка кружилась то с одним, то с другим. Нет, он не будет унижаться после того, что она сказала. Он не подойдет к ней, не пригласит на танец. Он просто стоял и смотрел в одну точку, ничего не замечая вокруг. Недалеко от Леньки стояла стайка девчонок. И одна из них, Катенька, все время останавливала свой взор на этом бестолковом Леньке. Она видела, что он не отрываясь смотрит на Верочку и не могла понять, что он такого нашел в этой самовлюбленной красавице.
Я давно не писала. Поэтому с опозданием благодарю всех, кто прислал мне донаты. Пусть ваше добро вернется сторицей.