Алексей Михайлович Романов — одна из самых недооценённых фигур русской истории. Его принято помнить либо как «Тишайшего», либо просто как отца Петра I, между делом перескакивая от Смуты сразу к петровским реформам. Между тем именно при нём были заложены почти все противоречия, которые взорвут страну в конце XVII — начале XVIII века. Это был царь перелома — глубоко традиционный по образу мыслей, но живущий уже в мире, который стремительно выходил за пределы старой Руси.
1. Алексей Михайлович хоть и назван "Тишайшим", таковым не был. Он известен, как человек достаточно вспыльчивый, мог и поколотить (несильно) если разозлит его кто, но быстро отходил, потом мог и милостями жаловать, чтобы загладить произошедшее. Так что, говорят, иные даже пытались под его горячую руку попасть, чтоб потом разжиться "халявной видеодвойкой".
2. Два брака Алексея Михайловича долго еще резонировали, не только в его семье, но и во всей стране. Борьба потомков Петра I (линия Нарышкины) и Ивана V (линия Милославских) и ее отголоски утихли только к началу 19 века.
3. Алексей Михайлович был смелым человеком. Во время Медного бунта царь вышел в самую гущу недовольных, вел с ними переговоры. Чтобы вы понимали, насколько он мог чувствовать себя канатоходцем в этот момент - его держали бунтующие в буквальном смысле за пуговицы. Сумел договориться.
4. Алексей Михайлович при всем своем сугубом патриархальном образе тайно интересовался современной западной культурой. Был у него такой товарищ, чиновник, Артамон Матвеев. Западник тот еще, дома все обставил по новомодному, как в Европе. Царь любил найти повод к нему пойти, посидеть в этой атмосфере. Но изменения в стране делать не спешил, бороду не брил, одежды западные не носил. Кстати, именно у Артамона Сергеевича и познакомился он со второй своей женой (будущей мамой Петра Первого).
5. Он сочинял церковные песнопения. Нам, рядовым обывателям, сложно оценить, насколько они хороши, но есть и то произведение, которое дошло и до наших дней.
6. Родители царя Алексея умерли с разницей всего в месяц. Сначала отец его - Михаил Федорович, а через несколько недель и мать - Евдокия Лукьяновна, не перенеся горя утраты супруга.
7. Сколько детей Алексея Михайловича были во главе государства? Загибаем дружно пальцы: Федор (III), Петр (I), Иван (V), а также дочь Софья была регентом и носила официальный титул: Государыня, Царевна и Великая княжна всея Руси.
8. Борис Морозов был не только главой правительства при молодом Алексее Михайловиче, но и его "дядькой". А еще и женился на сестре жены царя, чтобы еще ближе с ним породниться. Политика Морозова привела в 1648 году к "Соляному бунту", где погибли ряд чиновников. Да и самого Морозова ждал народный гнев и расправа. Но Алексей Михайлович сумел уберечь близкого ему человека. Не только в живых оставил, но и после недолгой ссылки вновь вернул на службу.
9. Он настолько любил соколиную охоту, что одних смотрителей за птицами у него было несколько сотен, а сколько самих соколов - только ему было ведомо, кстати, говорят, что он всех их (не только смотрителей, но и птиц) знал по именам. Это же какая память!
10. Именно во времена Алексея Михайловича случился церковный раскол. Царь активно поддержал реформу патриарха Никона. Были преданы гонениям противники изменений, в частности протопоп Аввакум и та самая, известная по картине, боярыня Морозова (кстати, она жена брата уже упомянутого Бориса Морозова). Но и патриарх Никон сам попал в немилость царя Алексея, лишен сана и отправлен доживать свой век в монастырь простым монахом.
11. В период правления Алексея Михайловича произошло Воссоединение Украины с Россией, а именно в результате давления поляков на православное население Украины обратилось к русскому царю. Гетман войска Запородского Богдан Хмельницкий инициировал процесс присоединения Киева и левобережной Украины к Русскому государству.
Алексей Михайлович оказался не реформатором и не консерватором в чистом виде, а человеком переходной эпохи, который пытался удержать старый порядок, уже не понимая, что он трещит по швам.
Он усилил самодержавие, но не смог снять напряжение в обществе; поддержал церковную реформу, но запустил раскол на столетия; дал стране сонм наследников, но оставил им в наследство конфликтную, взбудораженную державу. В этом смысле Пётр I был не столько разрывом с прошлым, сколько прямым продолжением отцовской эпохи — только доведённым до предела. И если искать точку, где старая Русь начала незаметно превращаться в империю, то искать её стоит именно при «Тишайшем» царе.
Спасибо за прочтение и лайк. Читайте также про Алексея Михайловича: