Это было время надежд, время патриотизма, время большого выбора пути развития. Начало новой династии.
И были люди нового формата. Люди, которые удивляли. Они символизировали будущее страны. Но Россия была еще не готова.
Для своего долгожданного сына Алексея царь Михаил Романов выбрал в друзья-товарищи сына Сергея Матвеева, дьяка дипломатической службы. Мальчишку переселили к наследнику и они вместе росли, постигали науку, воспитывались. Звали его редким и необычным именем - Артамон. Таким же необычным был и он сам.
Начнём с того, что юный Матвеев умел ладить со всеми. Ему не доставало родовитости для того, чтобы чувствовать себя при дворе на равных с представителями древнейших родов, но он знал как выстроить с ними отношения так, чтобы быть вровень, не заискивать, и не кичиться дружбой с Алексеем Михайловичем.
А еще Артамон любил знания. Умел поглощать их и преобразовывать в интересные мысли, а главное полезные. Уже в 18 лет его отправляют на урегулирование вопросов принадлежности Малороссии и других территорий. Он должен был убедить местных жителей принять подданство России. Тогда случился военный конфликт с поляками, но в результате были освобождены и возвращены России Смоленск, Чернигов, и другие регионы. Позднее он сумел закрепить за Россией и Киев.
Он вел дипломатическую работу в Литве и Польше. Был активно задействован в созыве и организации Большого Московского собора, в частности обеспечил участие Антиохийского и Александрийского патриархов. В итоге Матвеев стал фактически "министром иностранных дел" и "министром по делам Украины". Более того, поднялся его статус при дворе - он получил ряд высоких чинов.
Между делом, Матвеев сумел "правильно" познакомить царя Алексея с родственницей своей жены Натальей, будущей матерью Петра Алексеевича. Так и породнились.
Служба на Западе нанесла свой отпечаток на Артамона Сергеевича. Он стал "западником". Но не в том плане, когда человек идеализирует западные порядки и мыслит в духе "пора валить" или "тут все плохо, а там хорошо". Матвеев понимал и делал все возможное, чтобы привнести в Россию всё то интересное и полезное, что он видел на Западе.
Царя же в то время окружало московское классическое дворянство, которое вполне устраивало время застоя. Ведь тогда бы обеспечивалось сохранения "статуса-кво". Но выскочки, подобные Матвееву, а также Афнасию Ордину-Нащокину (тоже из простых помещиков) требовали каких-то реформ и перемен. Матвеев и типографию в Москве открыл, и аптеку первую.
Что интересно, при всей консервативности и патриархальности Алексея Михайловича - царь очень был заинтересован в предложениях "западников". Они переводили ему европейские СМИ, пытались увлечь идеей флота, внедрению передовых изобретений. Но большинство предложений реализовано не было, скорее всего интерес был больше на уровне "послушать за заморские диковинки", да интересно было поглядеть, чего еще учудил Артамон этакое. А менять чего-то радикально...одного Раскола стране хватит. Более того, за год до смерти Алексей и вовсе издал указ:
"Стольником и стряпчим и дворяном московским и жильцом… Свой государев указ сказать, чтоб они иноземских немецких и иных извычаев не перенимали, волосов у себя на голове не постригали, також и платья, кафтанов и шапок с иноземских образцов не носили, и людям своим потому ж носить не велели. А буде кто впредь учнет волосы постригать и платье носить с иноземского образца, или же такое ж платье объявится на людях их: и тем от Великого Государя быть в опале, и из высших чинов написаны будут в нижние чины"
Вероятно, тут в первую очередь санкции в отношении "западников" по убедительной просьбе традиционного дворянства. Уж слишком ярким был тот же Матвеев, даже по внешним признакам. Он одевался на европейский манер, домашнее убранство у себя подстроил под образцы запада: обои, часы, зеркала - у кого ж видано такое? Да и шокировал общество он - жене его дозволялось за одним столом с мужчинами сидеть, а еще в разговоре участвовать.
Но при Алексее Михайловиче никто б его не решился открыто задеть. Но не стало царя. Напомним, что он был родственником малолетнему Петру Первому, а воцарился тогда Федор Алексеевич, чья мать принадлежала к клану Милославский, которые давно уже не терпели выскочку-западника. Начались 6 лет опалы и ссылки некогда могущественного Матвеева. Ссылали его в современный Заполярный район Ненецкого автономного округа. Фактически на край земли.
Но в 1682 году не стало царя Фёдора. К власти пришли Нарышкины и вернули опального родственника с почестью. Вновь в столице он. Майская Москва встречает 57-летнего Артамона Сергеевича с семьей. Впереди столько всего можно успеть сделать, да и пожить полной жизнью. Через 4 дня он был убит. Когда начался Стрелецкий бунт - Матвеев попытался уговорить восставших, но был зарублен.
Сын его - Андрей, впитавший отцовские идеи, станет верным сподвижником Петра Первого. В 1727 году, уже после смерти царя-реформатора, он тоже попадет в опалу. Во время проводимой им ревизии в московской губернии, были выявлены вопиющие случаи воровства и хищения. Андрей Сергеевич Матвеев наказал виновных, одного даже отправил на виселицу. Слишком крутой подход к коррупционерам сочли самоуправством и отправили его в отставку.
Кстати, Артамон Матвеев очень интересно показан в книге Б.Акунина "Алтын Толобас".
Подпишитесь на "11 экю" и почитайте наши статьи:
1) Пётр Второй
2) Елизавета Единственная
3) Интервью с Игорем Курукиным о жизни Анны Иоанновны