Валерия притаилась за автобусной остановкой, наблюдая издалека за входом в родильный дом напротив. Она чувствовала себя полной идиоткой, совсем как девчонка-подросток, несмотря на свой солидный возраст. Казалось, она сошла с ума: от кого она здесь прячется? Зачем вообще сюда заявилась? Ведь она твёрдо решила не обращать внимания на эту несерьёзную Полину. Та сама натворила дел, пусть теперь и разгребает всё самостоятельно. Муж Дмитрий, конечно, не одобрил бы такого шага Валерии, а сын Кирилл и вовсе пришёл бы в ярость от поведения матери. Но оба они сейчас оказались далеко по воле обстоятельств.
Кирилл уехал от университета на олимпиаду в Москву и пробудет там по меньшей мере целую неделю, как в воду канув. Такой умный парень, настоящая гордость не только для родителей, но и для всего вуза. Он мог бы многого добиться, если бы не эта обуза. Стала обузой для мальчика, тяжёлым камнем на шее. Ещё и ребёнка родила недавно. Теперь они вдвоём потянут Кирилла на дно. Сломают жизнь такому перспективному юноше. Дмитрий же находился в долгосрочной командировке в далёкий регион, и это сейчас даже к лучшему.
Во всём остальном у них с мужем мнения всегда совпадали на протяжении всей совместной жизни. Но с появлением этой Полины возникли разногласия, а потом и настоящие ссоры.
— Кирилл уже взрослый человек, настоящий мужчина, — рассуждал Дмитрий, стараясь утихомирить жену. — Он сделал свой выбор сознательно. Выбрал Полину. Они по-настоящему любят друг друга. Нужно радоваться за них, а не вставлять палки в колёса.
— Какой он мужчина? — возражала Валерия, не в силах сдержать раздражения. — Ему всего недавно двадцать исполнилось. В некоторых странах его даже совершеннолетним не считают. Ему учиться надо, карьеру строить, а не ввязываться в такие истории. А девушек вроде этой Полины у него ещё будет уйма. Не о такой невестке для сына я мечтала всю жизнь.
Кирилл был для Валерии настоящим сокровищем, а не просто парнем с улицы. Сколько сил она вложила в него за все эти годы, сколько надежд с ним связывала. Ради сына она и построила свою карьеру, хотя это далось ей с огромным трудом. Казалось, это никогда не кончится: приходилось иногда целыми сутками торчать в офисе, осваивать новые навыки, учиться всему на ходу. Но в итоге Валерия стала главным бухгалтером на крупной мебельной фабрике, добившись всего зубами и когтями. Должность ответственная, работа нелёгкая, зато и оплата приличная. Всё это делалось для того, чтобы у сына было лучшее: стильная одежда, качественные игрушки, поездки за границу, занятия с репетиторами. Захотел Кирилл заняться гитарой — родители сразу купили ему дорогой электромузыкальный инструмент.
Решил попробовать себя в программировании — оплатили самые престижные курсы. И так во всём без исключения. Родители чутко отслеживали интересы сына и поддерживали его в каждом начинании. Результат не заставил себя ждать: они вырастили замечательного молодого человека. Высокий, привлекательный, атлетичный — ведь с детства занимался плаванием. Умный, всегда был первым в классе. Поступил в престижный университет по олимпиаде на факультет с самым высоким конкурсом. Как же Валерия гордилась Кириллом, и собой тоже гордилась.
В том, каким он стал, она видела и свою огромную заслугу. Прежде всего, Валерия считала себя молодцом за то, что не послушала советы родственников и подруг, не поддалась уговорам мужа и остановилась на одном ребёнке. Вряд ли она смогла бы так же качественно воспитать двоих или троих, да и о карьере тогда пришлось бы забыть навсегда. Нет, всю энергию, всю заботу, всё свободное время Валерия отдавала единственному обожаемому сыну. Когда-то давно, ещё во время беременности первенцем, она с Дмитрием действительно фантазировали о большой семье. Но вскоре Валерия осознала, что это были наивные иллюзии. К тому же её первые роды прошли не слишком гладко, и само пребывание в роддоме оставило тяжёлые впечатления. Нет, она больше не собиралась возвращаться в это место.
С ним у неё ассоциировались воспоминания, от которых она избавлялась с помощью психотерапевта. К специалисту Валерия обратилась относительно недавно, долго не осознавая, что живёт с психологической травмой. Впрочем, в наше время у кого нет подобных проблем. Кирилл посвящал всё время учёбе и спорту. Так сложилось ещё со школьных лет, и в университете мало что изменилось. Иногда Валерия даже жалела сына. Ведь лучшие годы проходят мимо него: время гулять с друзьями, влюбляться без оглядки. Но с другой стороны, так было даже спокойнее.
Сын всегда либо дома, либо на занятиях. Он занят важным делом, строит своё успешное будущее. И всё же Валерия обрадовалась, когда узнала, что Кирилл начал встречаться с девушкой. Для парня его возраста это вполне естественно и важно. Но она тогда не представляла, к чему это приведёт, иначе сразу вмешалась бы и приняла меры. Однажды Кирилл вернулся домой после свидания, как обычно весёлый и немного таинственный, а за ужином вдруг выложил родителям совершенно неожиданную новость.
— Мама, папа, мы с Полиной решили пожениться, — объявил он, глядя на них с улыбкой, полной уверенности.
Валерия почувствовала себя так, будто её огрели пыльным мешком из-за угла. Что? В смысле пожениться? А как же учёба?
— Ну, мало ли студентов женятся, — отозвался Кирилл, не теряя уверенности. — Не я первый, не я последний. Конечно, я продолжу учиться, даже не беспокойтесь.
Но Валерия категорически не соглашалась с таким поворотом. Она разгорячилась и начала приводить аргументы один за другим против этого решения. Рисовала перед сыном мрачные перспективы его будущего, говорила о многом.
— Ты же не закончишь университет, потому что придётся работать, — перечисляла она, повышая голос. — И на приличную работу не устроишься, ведь хорошие места в больших городах, а здесь ничего не светит. Ты же не потащишь семью в неизвестность. Сначала нужно состояться как специалист, построить карьеру, добиться успеха, а уж потом думать о браке. Семья — это не шутки. Она сильно мешает профессиональному росту. Мне ли не знать, как трудно всё совмещать?
Кирилл слушал внимательно, не перебивая, но по его лицу было видно, что он совсем не согласен с матерью. Время от времени на губах появлялась задумчивая улыбка — видимо, вспоминал о Полине.
— Ты уже сделал ей предложение? — уточнил Дмитрий, когда Валерия наконец выдохлась от волнения. Сразу после новости он выглядел немного растерянным, но быстро взял себя в руки.
— Сделал, папа, и кольцо подарил, всё как положено, — подтвердил Кирилл, сияя от счастья, как медный самовар.
— Ну, значит, назад пути нет, — улыбнулся Дмитрий и хлопнул сына по плечу. — Поздравляю! И когда ты успел так повзрослеть?
Валерия посмотрела на мужа как на предателя. Дмитрий всегда стоял на её стороне, а тут вдруг пошёл наперекор, одобрил опрометчивое решение одурманенного сына. Конечно, одурманенного. О Полине Валерия знала немного. Кирилл рассказывал, что она работает официанткой. И вроде как сирота с раннего детства. Воспитывала её бабушка или даже прабабушка. Жили они в сельской местности.
Полина переехала в город после школы, хотела поступить в колледж, но не получилось. Возвращаться домой не стала — понятно, там никаких перспектив. Устроилась в кафе официанткой. Простая девчонка из очень скромной семьи. Деревенская простушка, явно не пара Кириллу. О свадьбе Валерия даже не задумывалась, считая, что для первого опыта такая подойдёт. Но вот как всё обернулось. Конечно, Валерия пыталась отговорить Кирилла, давила на него открыто, уговаривала одуматься, хваталась за сердце, изображая недомогание, изо всех сил старалась открыть ему глаза на хитрую Полину.
— Неужели ты не понимаешь, что она просто использует тебя? — настаивала она, глядя сыну в глаза. — Девчонка без корней, без жилья, без образования, без будущего. А ты сын обеспеченных родителей, умный парень с огромными перспективами. Она хочет въехать в готовую сытую жизнь за твой счёт. Только вот выдержит ли твоя шея такой груз? Одумайся, пока не поздно.
Если Валерия в своих речах не слишком задевала Полину, Кирилл начинал с улыбкой рассказывать о том, какая его невеста замечательная.
— Мама, ты просто её не знаешь толком, — объяснял он терпеливо. — Вот когда ты немного успокоишься, я приведу её к вам домой, познакомлю. И ты сама всё поймёшь. Она честная, добрая, искренняя. Для меня это самая удивительная девушка на свете. Мне невероятно повезло с ней встретиться.
Если же Валерия в тирадах обзывала невесту сына корыстной охотницей, лимитчицей или ещё как-то в этом роде, Кирилл сразу бросался на защиту Полины. Он неизменно становился на сторону этой девушки, что совершенно сбивало Валерию с толку. Все эти годы Кирилл слыл маминым сыночком. Они мыслили одинаково, понимали друг друга с полуслова. И вдруг эта Полина. Она не только грозит испортить судьбу её ребёнка, но и настраивает Кирилла против самого близкого человека. Не хватило у Валерии сил привлечь на свою сторону и мужа.
Дмитрий пытался вразумить жену, то спокойно объяснял, что она не должна мешать счастью сына, то ругался, требовал не лезть в чужие дела.
— А как это не в моё дело, если это касается моего родного и любимого ребёнка, единственного? — парировала Валерия, не сдаваясь. — Кирилл для меня свет в окошке, весь смысл моей жизни, радость, счастье, целый мир.
— Ну зачем так спешить? — однажды решила Валерия сделать вид, что смирилась с глупостью сына. — Я понимаю, любовь и всё такое. Встречайтесь пока. Закончишь университет, тогда и женитесь.
— Мы не можем ждать, — покачал головой Кирилл, и в его глазах появился необычно теплый блеск счастья.
— Почему это? — не поняла Валерия, чувствуя подвох.
— Потому что, мама, у нас скоро будет ребёнок, — ответил Кирилл, сияя от гордости, как начищенный пятак.
Дмитрий поперхнулся кофе и закашлялся. Кирилл подскочил к отцу, похлопал того по спине.
— Вот так новости, — наконец выдавил глава семьи, откашлявшись. — Ну, быть мне молодым дедушкой — всегда об этом мечтал.
— Спасибо, папа, — сказал Кирилл, явно благодарный за поддержку, которая для него значила многое.
Валерия долго приходила в себя после этой новости. Если раньше, когда она ещё не знала главного, казалось, что всё можно изменить, достаточно приложить усилия, объяснить сыну ситуацию, и он поймёт свою ошибку, сделает правильный выбор. Но ребёнок — это сильный аргумент в пользу Полины. Здесь Валерия чувствовала себя беспомощной. Погоревала женщина какое-то время, а потом решила, что ничего не поделаешь. Придётся принять этот удар судьбы с достоинством. Если продолжать препятствовать браку, можно потерять сына. Вон как он очарован Полиной — когда говорит о ней, глаза светятся теплом. Кстати, познакомить невесту с родителями он привёл не сразу.
— Мама, тебе нужно сначала остыть, — объяснил Кирилл, когда она спросила. — Пока ещё не время вам встречаться. Я хочу, чтобы мои близкие люди поладили. А ты в сердцах наговоришь ей лишнего? Нет, лучше подожди, пока успокоишься.
Чуть позже знакомство всё же произошло. Валерия смирилась с тем, что ничего не изменить. Сыну придётся наступить на эти грабли самому. Ничего, поймёт со временем на собственном опыте. Поздно, конечно, будет, без последствий не обойтись. Но и не совсем безнадёжно. Разведутся в итоге. Придётся Кириллу платить алименты, но что поделать. Пусть считает это платой за ошибки юности.
И не он один такой. Валерия как главный бухгалтер на большом предприятии видела, что две трети мужчин там выплачивают алименты. И по всей стране ситуация похожая. Раньше она относилась к таким людям с презрением. Теперь поняла, что бывают разные обстоятельства. Полина оказалась довольно симпатичной молодой девушкой. Светлые волосы, ярко-голубые глаза, стройная, высокая — модный типаж. Неудивительно, что Кирилл угодил в её сети. Она ещё и смотрела на него так, будто он для неё самый дорогой человек на свете.
Хорошая актриса, создала идеальный образ. Милая, трогательная, привлекательная. Даже Дмитрий поддался. Валерия сразу заметила, что муж принял невестку, она ему понравилась. Но Валерию не провести. Ради сына она держалась в рамках вежливости, разговаривала с гостьей учтиво, подливала чай, ободряла, поскольку та изображала робость. Но внутри у Валерии всё кипело. Ей хотелось накричать на эту нахальную Полину. Хотелось не торт предлагать, а выставить её из дома.
Но нельзя. Валерия обещала сыну, что всё пройдёт гладко, просила его не волноваться, и обещания нужно выполнять.
— А где же вы, молодёжь, собираетесь жить? — задала Валерия вопрос, который её особенно волновал, глядя на сына и невесту с лёгкой усмешкой иронией.
Этим она надеялась поставить их в тупик, потому что откуда им взять средства на аренду жилья? Полина вот-вот уйдёт в декретный отпуск, работать не сможет, а Кирилл всё ещё студент. Оставался единственный вариант: поселиться в квартире родителей жениха, что сразу ставило молодых в зависимое положение. Их семейное счастье теперь напрямую зависело от Валерии и её расположения. Хоть какая-то приятная сторона в этом — власть, пусть и небольшая, но своя. Тогда Валерия ещё не подозревала, что вскоре сама станет упрашивать сына остаться с женой в родительском доме.
— Мы всё продумали заранее, — улыбнулся Кирилл, бросив быстрый взгляд на мать и сжав руку Полины под столом для поддержки.
Всё время этого совместного ужина он не выпускал ладонь невесты из своей, словно хотел подбодрить её в непривычной обстановке. Как только Полина перейдёт в декрет, я перейду на заочную форму и устроюсь на строительную площадку. У неё есть знакомый прораб, он обещал меня взять. Зарплата там солидная, на жизнь хватит.
— И на что, скажи на милость? — воскликнула Валерия, не в силах сдержаться.
Это уже переполнило чашу её терпения. Её сын — отличник, призёр олимпиад — и вдруг на стройку, да ещё и заочное отделение. А как же его блестящие перспективы, все те старания, которые она вложила в него годами? Неужели всё напрасно? Чтобы работать на стройке, не нужно быть лучшим в школе и выигрывать конкурсы.
— Сын, заочка — это не вариант для тебя, — добавила она, стараясь говорить твёрдо, но голос слегка дрогнул от волнения.
Продолжение :