Найти в Дзене
Книга Грибов

Лучшие в жизни грибы росли в детстве. Тех грибных мест уже нет, но они в нашей памяти

У каждого из хронических микофилов и, как следствие, микофагов, - всегда в памяти живут свои любимые места, в которых они неоднократно находили любимые грибы, а само место становилось почти заветным на долгое время. "Вот под этими берёзами всегда в разные периоды летнего сезона росли подберы и белые. Осенью порой делали набег рядовки, скромно прикрываясь желтыми берёзовыми листочками. Могли и чернушки ещё позже по-партизански прибыть, замаскировавшись в густой пожухлой траве." Такие, примерно, места есть в памяти, конечно, у всех нас, грибников по жизни, - "грибанутых", как автор канала порой шутливо нас называет. Вот и я хочу немножко грибных эмоций на эту тему высказать в данном посте. Не судите строго за ностальгические нотки. Текст и заглавное фото - от Виталича. Грибные фото подобрала из своего архива. Все тексты упомянуты в конце этой публикации В нежном возрасте круг воспоминаний ограничен действиями твоих родителей. Поэтому и эмоциональные вспышки памяти про грибы ве
Оглавление

Пролог

У каждого из хронических микофилов и, как следствие, микофагов, - всегда в памяти живут свои любимые места, в которых они неоднократно находили любимые грибы, а само место становилось почти заветным на долгое время.

"Вот под этими берёзами всегда в разные периоды летнего сезона росли подберы и белые. Осенью порой делали набег рядовки, скромно прикрываясь желтыми берёзовыми листочками. Могли и чернушки ещё позже по-партизански прибыть, замаскировавшись в густой пожухлой траве."

Такие, примерно, места есть в памяти, конечно, у всех нас, грибников по жизни, - "грибанутых", как автор канала порой шутливо нас называет.

Вот и я хочу немножко грибных эмоций на эту тему высказать в данном посте.

Не судите строго за ностальгические нотки.

Текст и заглавное фото - от Виталича.
Грибные фото подобрала из своего архива.
Все тексты упомянуты в конце этой публикации

Детство

В нежном возрасте круг воспоминаний ограничен действиями твоих родителей. Поэтому и эмоциональные вспышки памяти про грибы весьма ограничены первыми грибными удачами, которые организовали тебе родители. Помню то чудное мгновенье, когда передо мной явился он! Первый белый гриб под ёлкой найденный мною лично.

Фото Старого Солдата.
Фото Старого Солдата.

Правда, мой восторг от такого события длился недолго и вскоре был омрачён пониманием того, что меня мой папка специально на гриб навёл, пихнув под попу в нужном направлении. Димка закатил такой скандалон со слезами от обиды, что меня еле успокоили, уверив меня, что мне показалось.

Фото Виталича
Фото Виталича

Однако та ёлочка запомнилась. Я посещал её потом ещё пару раз: в 15 лет школьником и в 31 год офицером. Она выросла в громадное дерево!

Вюнсдорф. "Генеральский" городок.
Назвать его так мог только мог только желчный человек с плохим чувством юмора, ибо там было только четыре двухэтажных и двухподъездных дома на 16 коммунальных квартир, в которых проживало около 60 семей. Полная жесть!.

Отрочество

Вот тут уже скопление заветных мест заметно увеличивается, ибо Димка взрослеет и ареал его обитания значительно расширяется.

Я из своего любимого Вюнсдорфа родителями был переселён в город Железнодорожный, Московской области. Наша хрущёвка находилась на городской окраине. Сразу за ней начинались деревни, поля, пруды, озёра, болота, небольшие рощи и т.п.

Черноголовики

Первым по значимости было, конечно, моё болото. Ооо! Какое это было болото! Не болото, а сказка, мечта любого экстремального грибника. Молодые берёзки стояли в изумрудных мхах среди водных "окон". В болоте всегда было очень тихо. Очень. Бродить по нему было волнительно в плане эмоций от поведения болота. То по болотцу можно было пройтись до заветных островков суши почти строевым шагом. В другой раз по этому же пути приходилось прыгать от одной утопающей в воде лохматой зелёной кочки, до другой, такой же зыбкой. Выходишь из болота после таких прыжков на земляной островок, а ноги то подрагивают от такого экстрима. Эх!

Но это всё малая цена за то, чтобы выйти на один из своих заветных островков, где можно было отдохнуть от "мирской суеты", поваляться на густых мхах и, закинув руки за голову, в совершеннейшей тишине посмотреть на голубое небо и плывущие облака. И, повторюсь, всё это в тишине свободной от шума городской застройки, которая находилась буквально в полукилометре от меня.

Потом, отдохнув от своих упражнений по преодолению полосы болотных препятствий, я сажусь и озираюсь вокруг.

Вот! Вот мои черноголовики любимые дружно окружают меня во мхах. Они такие все толстоногие, крепкие, чистые.

Черноголовик
Черноголовик

Просто загляденье! Собирать во мху их - сплошное удовольствие. Ни мусоринки, ни малейший грязинки. Когда я набирал до полна свою дежурную дедероновую сумку (помните такие?), я брал в руки самый харизматичный гриб и любовался его чёрной замшевой шляпкой.

Черноголовик
Черноголовик

Красавэц! Красавэло! Гладил по бархатистой шляпке, клал его в сумку поверх березовых веточек и устремлялся домой: "Сейчас мамке отнесу. На два ужина точно хватит."

Мне до сих пор периодически снится это моё болото и черноголовики стоящие в изумрудных мхах моего детства.

Луговые опята

С луговыми опятами меня папка познакомил.

Эта пологая лужайка спускалась от деревни к нашей речке Саввинке, куда мы, пацаны младшеклассники, ходили купаться и рыбу ловить.

Вот там около коров и коз, посреди их орешков и лепёшек, я собирал опят-луговичков, радуя мам-папу вкусными ужинами, которые моя мамуля умела готовить из банальной картошки с луком и моих луговичков.

Луговички и подберезовик. Обычный грибной набор в детсве, который можно было собрать невлалеке от дома, на лугу
Луговички и подберезовик. Обычный грибной набор в детсве, который можно было собрать невлалеке от дома, на лугу

Я был недавно в тех местах. Нет никаких лужаек, увы. Коров и коз - тем паче.

А как же я в детстве любил порой наблюдать бурную жизнь насекомого мира, которая творится в 4-5 - дневной лепёшке коровьей! Городским - не понять. Я однажды насчитал один вид чёрной осы, четыре вида мух и пять видов разных жучков и...
Ой, праститти. Не зря я получил в тот период детства от дядьки моего свою кличку "Паганель".

Подберёзовики

О! Это место очень памятное!

Мы его с моим папкой первым нашли после после переезда в нашу Железку из Германии и освоения близлежащих лесных угодий. Как я говорил выше, мы жили в деревенской местности. Буквально в трёх остановках автобуса от нашего дома находилась деревня со странным названием "Старый Милет". Вот с этой деревни мы и начали поиск промысловых грибных мест.

Деревня эта в то время была замечательная. Русская, кондовая; с козами и всяческой птицей, которая блеяла, кудахтала и гомонила на всяческий лад; с мычащими коровами из подклетов.

Мы шли с папой как зачарованные, слушая звуки деревни и ощущая соответствующие запахи, вертя головами из стороны в сторону.

Я, увидев голову коровы, торчащую из-под избы, из подклета, подошёл и протянул свой хлеб от бутерброда. Ощутил мягкие шершавые и тёплые губы коровы, что вызвало у меня восторг. Но, вдруг из-за угла дома с диким гоготаньем вылетел на меня гусь с растопыренными крыльями. Я испугался и собрался бежать, но услышал сзади папкин смех:

- Митька, доставай второй бутерброт!

Я сообразил быстро и скормил жадному и щипучему клюву гуся свой хлеб, сбежав от крылатого рэкетира под папину защиту.

Вскоре мы достигли края одноулочной деревни и вышли на опушку леса.

Однако на полянке перед лесом протекала зловонная небольшая речка почти чёрного цвета. Пахла та речка мазутом и бензином так, что к ней страшно было подходить. Я поднял голову и посмотрел на папу:

- Па, а разве можно так...

Папа меня понял. И сказал, что в нашей стране пока ещё много таких безобразий. До всех доберутся.

Добрались уже после ухода Советской власти, увы. Примерно через 25 лет. Автобазу закрыли нахрен. И речка Вьюнка сама очистилась за три-пять лет примерно. Даже раки завелись.

Найдя мостки, наша группа товарищей из двух персон переправилась на другой берег Вьюнки. Первое, что наша группа товарищей обнаружила - данную рощу не очень давно посетил большой пожар, ибо в лесу был полный кавардак из разбросанных горелых брёвен и кое-как сложенных распиленных кругляков. Сразу видно было, что сюда уже никто не вернётся завершать начатое.

Мы кое-как пробрались через обгоревшие стволы и вышли на поле - пепелище, вырастившем на себе молодую рощу берёзок. Ростом они все были от метра до трёх. Все тонкие и почти без листьев из-за того, что плотно росли друг к дружке.

-7

Но! В траве под ними всё было усыпано мелкими грибами подберёзовиками. Грибов было не много, а очень много! Просто какое-то нашествие грибов. Лето было сухое. И грибочки тоже были небольшие, но все как на подбор. Крепкие и сухие.

Мы с папкой проползали под берёзами-малявками полчаса и собрали два ведра плюс войсковой рюкзак папин.

Фото Лидии Бам
Фото Лидии Бам

Потом снова путь через деревню, автобус и дом. Вскоре наша мама Кирюша дома обалдело смотрела на нашу добычу::

- Скольких грибников вы убили, чтобы обобрать их за полтора часа!

Папуля свалил всё на меня:

- Это не я! Димка-бандит в сговоре с местными коровами и гусями. Все вопросы к нему.

Новый Милет как деревня нынче не существует. Просто большая промзона, съевшая всё живое под собой.

Белые грибы

Было в моём детстве такое место со странным названием - Торбеево.

Это была конечная остановка нашего автобуса номер 25, который ссаживал в этой глухомани последних пассажиров и быстро оттуда улепётывал, ибо нечего там было делать нормальному человеку. Грибники к оным не относились. Поэтому мы, высадившиеся, быстро разбегались в разных направлениях к своим дубам. Да-да, именно к дубам.

Странное место это Торбеево, полное дубов. Это в Московской то области.

Фото Старого Солдата
Фото Старого Солдата

Короче. Там, в Торбеево, мы с папой нашли несколько дубов, которые всегда нас радовали своими грибами. Дубы мы все эти как-то называли. Но, уже не помню как. Забыл папкины фантазии.

Запомнил только два из самых плодовитых: "Монстр" и "Муромец". Последнего я запомнил за нереально большую крону. Тот дуб был образцом настоящего дерева. Муромец окучивал грибное семейство в радиусе примерно 50 метров. Там мы с папой всегда собирали минимум по пол ведра белых крепышей.

Сейчас на том месте всё застроено всякими складами. Торбеева со своими дубами как такового уже не существует.

Опята

Опята странные грибы. По вкусу на - троечку. Впрочем не все. Луговые и зимние - потянут на люкс. Остальные тоже сильно разнятся по вкусовым достоинствам. Опятки осенние на трухлявых берёзках - так милы в своём изобилии, когда их можно собрать в промысловом масштабе за пару - тройку часов..

Фото Лидии Бам
Фото Лидии Бам

Было и у нас с папкой такое место: небольшой овражек с упавшими в него в разное время назад стволами разных деревьев. Но больше было берёз, вязов и осин.

Вот там мы всегда собирали летом неплохую коллекцию свинушек, которые росли около или на пнях елей. Буквально в этом году я выяснил, что это были правильные свинухи, толстоногие. Таки да - ножки у них были почти чёрные. И росли эти свинушки густо и семейно. Как заросли опят на стволе.

А вот в сентябре мы начинали ездить в Торбеево конкретно за опятами, ибо наша мамуля любила их заготавливать на зиму жаренными в сливочном масле. Часть - сушить.

На этом периоде детство моё подходит к завершению. Димка в 1975 году снова уезжает в Германию, к месту службы папы.
Одновременно с этим я плавно перетекаю в отрочество. Наверное. Во всяком случае я впервые влюбляюсь вскоре.
Девушки, вы мудрее. Можно этот факт уже назвать началом отрочества?
С вами был Виталич.

Почти все рассказы Виталича здесь -

Рассказы Виталича | Книга Грибов | Дзен

Небольшая часть из них осталась на маленьком, втором моем канале "Грибной Дневник Лидии Бам" -

Несколько публикаций удалены, Дзен часто блокировал рассказы Виталича, за "сниженную лексику". И сейчас у меня на канале "висят" такие, я перестала их удалять - ну заблокированы, и ладно!

Желающие - почитают.