"Что ни говори, а когда девица поспела, держать ее в тереме - грех, надо замуж выдавать. И так затянули, двадцать лет дочери!", - думала царица Мария шагая рядом с дочерью...
Царевна отвернулась от решетки, через которую смотрела с маменькой на жениха. Глаза ее блестели: по нраву пришелся молодец.
Под грозным взглядом маменьки Марии Григорьевны, самого Малюты Скуратова дочери, славившейся своим крутым нравом, потупилась. Но и суровые матери любят своих дочерей и хотят, чтобы те были счастливы.
-Ничего, доченька, принц согласился уже стать удельным князем Тверским, не придется тебе уезжать в чужие края. Батюшка сказал, что он и обычаи наши учит, так что не страшись, батюшка за плохого человека не отдаст. На богомолье поедем, там, глядишь, и за свадебку. Но ты пока должна честь свою блюсти строже, ты не просто девица-боярышня, ты - царевна! Не давай недругам языками болтать, будто забыла себя дочь царя Бориса!
-Матушка, я вся в вашей воле, - вспыхнула девица. - Из покорности не выйду, честь свою не уроню.
-Вот и славно, доченька, иди с Богом, - маменька поцеловала Ксению в лоб и перекрестила вслед: сватовство складывалось.
Семья царя из новой династии Годуновых была невелика: царь Борис, царевна Мария, дочь, да сын. Царь Борис на трон сел в 1598 году, он считался худородным, но сумел выдвинуться благодаря браку с дочерью лютого опричника Малюты, службы царю Ивану, интриг возле трона, да браку сестры Ирины с Федором, сыном Грозного царя. После отречения сестры от трона и ухода бездетной царицы в монастырь, народ выкрикнул его имя.
В делах управления Борис поднаторел: Федор Иоаннович царствовал лишь номинально, будучи хворым, брат жены дела вершил. Только время Годунову досталось сложное: страна бурлила. То и дело из-за многолетних неурожаев вспыхивали бунты, да возились где-то недруги недобитые. Уж как он старался оттолкнуть от трона тех же Романовых, проводил умные реформы, кормил народ, миловал преступников, а все одно - роптали.
Большой надеждой на укрепление трона и признание династии среди иностранных "коллег" был брак детей. Но сынок - тот мал еще, сущий отрок, над книжками пока сидел. А дочка, Ксения, красавица и умница, вошла в пору, заневестилась.
-Жаль кровинушку отдавать в боярскую семью, - "подсказывала" ночами царица Мария Григорьевна. - Будут кичиться своими родами древними, происхождением в нос нам тыкать. И распри среди них начнутся, если кого-то выделишь. Вот бы ей королевича в женихи, или принца...
Борис правоту жены признавал. Хотелось для Ксении такого, о чем и мечтать ни одна боярская дочь не могла. Но и боязно: отдавать за иноверца? Иван Васильевич, дед Грозного царя, дочь Елену за такого отдал, уморили деву, а войн все равно не избежали. Где добыть жениха? И тянуть нельзя, увянет румянец на щеках дочери, стыдно будет и глаза на нее поднять.
Отец Ксении Годуновой с четвертой попытки нашел подходящего кандидата. Первые три принца Густав Шведский, Максимилиан Габсбург и Максимилиан Эрнст Австрийский не поладили с Годуновым в вопросах вероисповедания и места жительства будущей молодой четы.
Дочку отпускать от себя не хотелось, а за католика или лютеранина царь Ксению отдать не решался: загрызут его бояре. Народу только искру дай, мигом вспыхнет и все сметет. Четвертые переговоры о брачном союзе с иностранцем, похоже, начинали складываться благоприятно.
Кандидат - Иоганн Шлезвиг-Гольштейнский, принц Датский, младший сын короля Фредерика Второго. В родной Дании впереди него в очереди к трону еще два сына: Кристиан и Ульрик, с Данией Русское царство не вело войны.
-На год моложе женишок-то, но, может быть, так оно и лучше? У нашей Ксении ум есть, глядишь, будет той самой шеей, которая мужем вертит, - счел царь Борис. - Пусть будет принц Датский.
-Если Ксюше жених не по нраву придется, неволить не надо бы, - пожалела дочку Мария Григорьевна, которая бестрепетно на мучительства людские смотрела и сама могла, если что, злое дело совершить.
Сначала, разумеется, все обговаривали на уровне послов. Даже крестьянскую девку просто так замуж не отдают, улаживают вопросы с приданым, с тем, где жить молодым, а тут - царевна. Принц Иоганн соглашался стать русским удельным князем, а это означало, что веру поменяет не жена, а муж. Нельзя на православной Руси быть князем, исповедуя латинскую и иную ересь.
Царевне и ее матери сначала показали "парсуну" - портрет будущего жениха. Он пришелся по сердцу, но, к сожалению, до нашего времени не дошел. В России было столько смутных лет, что этому удивляться и не приходится. Остался только карандашный рисунок, так что поверим в то, что принц Иоганн был способен девице понравиться.
Жениху пришлось еще труднее: ему невесту вообще не показали, только обрисовали на словах:
"Царевна же Ксения, дщерь царя Бориса, девица сущи, отроковица чюднаго домышления, зелною красотою лепа, бела велми, ягодами румяна, червлёна губами, очи имея черны великы, светлостию блистаяся; когда же в жалобе слезы изо очию испущаше, тогда наипаче светлостию блистаху зелною; бровми союзна, телом изобилна, млечною белостию облиянна; возрастом ни высока ни ниска; власы имея черны, велики, аки трубы, по плещам лежаху".
Мол, представил, милый, всю прелесть по описанию? Хороша, да? Вот и облизывайся, женишок до свадьбы, а русские своих дочерей знатных никому не показывают, не овца, чай, на базаре. Ксения Борисовна на Иоганна ходила смотреть с матушкой, глядели через смотровую решетку. Много ли девице, запертой в тереме в 20 лет надо? Посмотрела и сердце ухнуло: люб!
Впрочем, Иоганн не только сердце девичье завоевал, он сумел понравиться и боярам, и царю с царицей. Ну, бояре, допустим, соврут - недорого возьмут. Через пару лет многие из них вообще Годуновых предали, но царская чета действительно приняла жениха благосклонно.
Царевна начала готовиться к свадьбе, подшучивали над ней подруги и мамушки, как это бывает, если нравится девушке жених и ждет она свадьбы с нетерпением. Но на Руси принято все делать неспешно, по порядку. Иоганна принимали в царских палатах каждый день.
Принц учил русскую грамоту, с любопытством слушал рассказы об обычаях страны, в которой ему предстояло жить. Ксения Борисовна перед венчанием отправилась на традиционное богомолье в Троице-Сергиеву лавру, жених оставался в Москве.
В конце октября 1602 года, внезапно и после недолгой хвори принц скончался. Так и не пришлось ему посмотреть на невесту. Что это было? Моровое поветрие? Простуда? Или чья-то злая рука подсыпала жениху в кубок губительного зелья? Мы этого уже не узнаем.
Царевна была безутешна: счастье было так близко, а лишь поманило ее, ускользнув навсегда. Несостоявшегося князя Тверского похоронили в Лютеранской церкви Святого Михаила в Немецкой слободе Москвы. Храм до наших дней не дошел, его снесли в 1928 году, но там же нашли последний приют отец Павла Ягужинского, органист, и Яков Брюс - сподвижник Петра Великого.
Ксении Годуновой предстояло жить и планы царя Бориса по выдаче ее замуж были, велись переговоры с другими принцами из Датского королевства, с грузинскими царями. Не сложилось, в 1605 году царя Бориса внезапно хватил удар. Ксения к планам о своем замужестве была безучастна и подолгу сидела, разглядывая портрет того, который не стал судьбой.
Дальнейшая судьба Ксении Годуновой была лютой. 10 июня 1605 года на глазах у неё погибли брат и мать, а над ней надругался самозванец, назвавшийся царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного. Еще долго насильник держал ее при себе, только приезд Марины Мнишек избавил девушку от позорных ласк Лжедмитрия.
Прах принца Иоганна был в годы Смуты потревожен польско-литовскими интервентами. В 1637 году Кристиан Четвертый, брат несчастного Датского принца обратился к царю Михаилу Романову с просьбой переправить останки на родину для перезахоронения. Михаил Федорович вел переговоры о браке между сыном Кристиана и своей старшей дочерью царевной Ириной, он разрешил.
Ксения Годунова до конца жизни молившаяся об упокоении души своего несостоявшегося жениха, об этом уже не узнала, в 1622 году бывшая царевна, ставшая инокиней Ольгой, скончалась, она упокоилась в семейной усыпальнице Годуновых Троице-Сергиевой лавры.
Обложка - исключительно в целях иллюстрации представление автора о красивом иностранном принце данной эпохи)
Ставьте лайки и подписывайтесь, чтобы поддержать канал.
Телеграм - мой канал об истории. Для тех, кому удобнее - МАХ.