Глава вторая
Почти всю ночь Жилин не спал. С наступлением рассвета он раскопал щель в сарае и стал наблюдать. Через щель были видны дорога, уходящая под гору, татарская сакля справа, два дерева рядом с ней, чёрная собака на пороге, коза с козлятами.
Вскоре из‑под горы появилась молодая татарка: в цветной рубахе, штанах и сапогах, с жестяным кувшином воды на голове и с маленьким татарчонком за руку. Она зашла в саклю. Оттуда вышел татарин с красной бородой: в шёлковом бешмете, серебряном кинжале на ремне, башмаках на босу ногу и высокой чёрной бараньей шапке, заломленной назад. Он потянулся, постоял, отдал распоряжение работнику и ушёл.
Потом мимо проехали двое ребят на лошадях — к водопою. Выбежали бритые мальчишки в рубашках, собрались кучкой, подошли к сараю и стали просовывать хворостинку в щель. Жилин рыкнул на них — ребята завизжали и разбежались. Жилину очень хотелось пить.
Вдруг сарай отперли. Вошли два татарина: один — тот самый с красной бородой, другой — пониже ростом, с чёрными глазами, румяный, с маленькой подстриженной бородкой и весёлым лицом. Второй был одет богаче: синий шёлковый бешмет, большой серебряный кинжал на поясе, красные башмаки, обшитые серебром, толстые башмаки поверх тонких и высокая белая баранья шапка.
Красный татарин встал, облокотившись на притолку, и исподлобья посмотрел на Жилина. Второй подошёл, присел на корточки, потрепал Жилина по плечу и начал что‑то быстро говорить, подмигивая и прищёлкивая языком. Жилин не понял ни слова и знаками попросил пить. Чёрный татарин смеялся и продолжал лопотать по‑своему. Тогда Жилин жестами показал, что хочет пить. Чёрный понял, засмеялся и позвал кого‑то.
Прибежала Дина — худенькая тринадцатилетняя девочка, похожая на чёрного татарина: чёрные блестящие глаза, красивое лицо. На ней была длинная синяя рубаха с широкими рукавами, без пояса, штаны и башмаки; поверх — другие башмаки с высокими каблуками. На шее — монисто из русских полтинников, в чёрной косе с лентой — бляхи и серебряный рубль.
Отец что‑то сказал ей; она убежала и вскоре вернулась с жестяным кувшином, подала воду и присела на корточки, широко раскрыв глаза и наблюдая, как Жилин пьёт. Жилин вернул кувшин, а Дина резко отпрыгнула. Отец засмеялся и снова куда‑то её послал. Девочка принесла пресного хлеба, опять присела и не сводила глаз с Жилина. Потом татары ушли и заперли дверь.
Позже пришёл ногаец, тоже не знавший русского. Из его слов Жилин понял, что тот велит идти куда‑то. Жилин, хромая из‑за колодки, вышел следом. Он увидел татарскую деревню из десяти домов и татарскую церковь с башенкой. У одного дома стояли три лошади, которых держали мальчишки.
Из дома выскочил черноватый татарин, замахал рукой, зовя Жилина, смеялся и что‑то говорил по‑своему, затем ушёл внутрь. Жилин вошёл в дом. Горница была хорошей: стены гладко вымазаны глиной, в передней стене уложены пёстрые пуховики, по бокам — дорогие ковры с ружьями, пистолетами и шашками в серебре.
В стене — маленькая печка вровень с полом. Земляной пол был чист, передний угол устлан войлоками, на них — ковры и пуховые подушки. На коврах сидели татары (чёрный, красный) и трое гостей — в башмаках, с пуховыми подушками за спинами. Перед ними стояли просяные блины, коровье масло и татарское пиво (буза) в кувшинчике.
Чёрный татарин велел посадить Жилина не на ковёр, а на голый пол, сам залез на ковёр и стал угощать гостей. После еды татарка унесла масло и блины, принесла лоханку и кувшин — татары вымыли руки, сложили ладони, сели на колени, подули во все стороны и прочли молитвы. Затем один из гостей заговорил по‑русски: красный татарин отдал Жилина Абдулу‑Мурату (указав на чёрного).
Жилин молчал. Абдул‑Мурат заговорил, показывая на Жилина и смеясь. Переводчик передал: чёрный требует, чтобы Жилин написал домой письмо с просьбой прислать выкуп. Если деньги пришлют — его отпустят. Жилин спросил, сколько требуют. Переводчик ответил: три тысячи рублей. Жилин сказал, что не может заплатить столько.
Абдул вскочил, замахал руками и что‑то выкрикнул. Переводчик спросил, какую сумму готов предложить Жилин. Тот ответил: пятьсот рублей. Татары заговорили, Абдул закричал на красного татарина, который лишь жмурился и прищёлкивал языком. Потом замолчали, и переводчик сообщил: хозяин согласен на тысячу рублей. Но Жилин настаивал на пятистах, добавив, что если его убьют, то он вообще ничего не даст.
Татары поговорили и послали работника. Вскоре пришёл работник, а за ним — Костылин в колодках. Жилин удивился. Их посадили рядом; татары молчали, а пленники стали рассказывать друг другу о случившемся. Жилин описал свой путь, затем Костылин рассказал, что его лошадь споткнулась, а ружьё дало осечку — поэтому Абдул нагнал его и взял в плен.
Абдул вскочил и заговорил, указывая на Костылина. Переводчик объяснил: теперь оба пленника принадлежат одному хозяину; кто первым пришлёт выкуп, того и отпустят первым. Он также сообщил, что Костылин оказался смирным, уже написал письмо домой и запросил пять тысяч рублей. Поэтому его будут хорошо кормить и не обижать.
Жилин ответил, что его товарищ, возможно, богат, но он сам — нет; если татары хотят, могут убить его, но больше пятисот рублей он писать не будет. Наступило молчание. Затем Абдул достал из сундука перо и бумагу и велел написать письмо. Он согласился на пятьсот рублей.
Жилин потребовал хорошего питания, одежды, обуви, совместного содержания и снятия колодки на ночь. Хозяин выслушал, пообещал дать одежду и сапоги, кормить, держать в сарае, но колодку снимать только на ночь.
Жилин написал письмо так, чтобы оно не дошло: он решил бежать самостоятельно. Пленников отвели в сарай, принесли солому, кувшин с водой, хлеб, две старые черкески и истрепанные солдатские сапоги. На ночь колодки сняли и заперли их в сарае.
Предыдущую первую главу можно посмотреть тут: https://dzen.ru/a/aWCx4sNiO0WeHs_f
Следующую третью главу можно прочитать здесь: https://dzen.ru/a/aWFRcNLHgkQM7gFZ
Не забываем подписаться на наш канал! Ставим лайк! Спасибо!