Найти в Дзене
Баку. Визит в Азербайджан

Гуляя по страницам памяти

Мои первые воспоминания о Баку, как о чем-то ярком, светлом и шумном, совсем не похожем на двор-колодец, где я родился и куда солнце попадало только в летний полдень. В раннем детстве я побаивался Баку. Бывало подойду к железным воротам со двора и смотрю через приоткрытую калитку на улицу Гоголя: снующие автомобили, взрослые в красивой выходной одежде, радостные дети с мороженым в руках. Мне очень хотелось окунуться в эту суету, но страх был сильнее. Когда я был малышом, меня выводили на прогулки по утрам, и тогда Баку был совсем другим — тихим и безлюдным. Редкие прохожие, жившие в центре, спешили на работу; они и одеты были совсем по-другому. А к полудню Центр наполнялся шумом и красками. Иногда прохожие меня замечали и что-то предлагали из съестного (в основном конфеты). Я тут же убегал и потом долго боялся подойти к воротам. Представляю, каким волчонком я выглядел с той стороны. А однажды молодой парень угостил меня мороженым. От него я отказаться не смог, поэтому, убегая, прихвати
Оглавление

Мои первые воспоминания о Баку, как о чем-то ярком, светлом и шумном, совсем не похожем на двор-колодец, где я родился и куда солнце попадало только в летний полдень.

В раннем детстве я побаивался Баку. Бывало подойду к железным воротам со двора и смотрю через приоткрытую калитку на улицу Гоголя: снующие автомобили, взрослые в красивой выходной одежде, радостные дети с мороженым в руках. Мне очень хотелось окунуться в эту суету, но страх был сильнее.

Когда я был малышом, меня выводили на прогулки по утрам, и тогда Баку был совсем другим — тихим и безлюдным. Редкие прохожие, жившие в центре, спешили на работу; они и одеты были совсем по-другому. А к полудню Центр наполнялся шумом и красками.

Иногда прохожие меня замечали и что-то предлагали из съестного (в основном конфеты). Я тут же убегал и потом долго боялся подойти к воротам. Представляю, каким волчонком я выглядел с той стороны. А однажды молодой парень угостил меня мороженым. От него я отказаться не смог, поэтому, убегая, прихватил с собой. Потом на лестнице между этажами сидел и ревел, наблюдая, как мороженое тает. Так и не попробовал.

А затем все как-то разом прошло. Мне даже хотели привязать колокольчик, как некоторым детям со двора: если звона долго не слышно, значит, они сбежали в город.

Памятные бакинские места

У каждого они свои, но многие общие для всех бакинцев.

Дом КАСПАР на проспекте Нефтяников

Он стал одним из первых многоэтажных домов времен сталинской застройки на проспекте. Возведен в конце 1940-х годов по проекту архитектора Никитина.

Проспект Сталина, дом работников КАСПАР-а. 1950-е
Проспект Сталина, дом работников КАСПАР-а. 1950-е

Есть чуть более ранний снимок этого места (судя по тому, что еще не видно музея Ленина и стоит светофор):

Дом КАСПАР, начало 1950-х
Дом КАСПАР, начало 1950-х

А вот разобраться с двумя следующими фотографиями сложнее.

-4

Возможно, они сделаны в одно время.

КАСПАРовский дом на проспекте Нефтяников
КАСПАРовский дом на проспекте Нефтяников

ЗИЛ-ЛиАЗ-158

Самая старая марка бакинского рейсового автобуса, на котором мне осознанно приходилось ездить.

ЗИЛ-158
ЗИЛ-158

Автобус выпускался на ЗИЛе с 1957 года, потом изготавливался на ЛиАЗе аж до 1970 года. Но я в Баку не помню новеньких моделей. В мое время — конец 60-х - начало 70-х — они все были уже потрепанные, как на снимке выше.

Насколько помню, такие автобусы попадались и в конце 1970-х, но редко и исключительно как халтурщики.

Кинотеатр "Севиндж"

Кинотеатр "Севиндж"
Кинотеатр "Севиндж"

Столько народу рядом с кинотеатром я не помню, хотя бывало ездил в него за билетами на популярные фильмы, когда на Разина их было не достать. Да, очереди в кассах были, как и везде, но тут явно что-то другое.

Может, восьмойские объяснят?

Республиканское ГАИ

Республиканское ГАИ
Республиканское ГАИ

Хотя это не Баку, а Хырдалан, но место должно быть хорошо известно бакинцам на колесах: в нем все получали права. К тому же и снимок очень редкий.

Интересное было учреждение, своеобразное, с большим шлейфом сплетен. Чуть ли не имя нарицательное в Баку.

"Новый" корпус АЗИНЕФТЕХИМ

"Новый" корпус АЗИНЕФТЕХИМ, 1973
"Новый" корпус АЗИНЕФТЕХИМ, 1973

Красивое снаружи, но слишком неуютное внутри. Впрочем, как и все новые корпуса институтов. Все-таки бакинцам советского поколения привычнее было получать высшее образование в старых зданиях первой половины XX века.

Школьники в Крепости

Пионеры в Крепости
Пионеры в Крепости

Не припомню такого места в Баку, но первоисточник утверждает, что снято именно здесь. Аналогов снимка не найдено, поэтому сопоставлять не с чем.

Больше вызывает сомнения не вид, а то, что школьники сидят на крепостной стене. Тем более дети лагерные. В Баку бы ближе двух метров не разрешили подойти.

Леонид Ильич в Баку

Леонид Ильич в Баку
Леонид Ильич в Баку

Не знаю, какой из трех приездов Брежнева в Баку на кадре. Скорее всего, первый, в 1970 году. "Дорогой Леонид Ильич" еще бодр и полон сил.

Если не ошибаюсь, он тогда приезжал на 50-летие установления Советской власти в Азербайджане.

-12

Гейдар Алиевич моложе своего сына сейчас.

Дворец "Гюлистан" накануне открытия

Дворец "Гюлистан" накануне открытия, 1980
Дворец "Гюлистан" накануне открытия, 1980

Еще один шикарный проект Бакгипрогора, созданный по заказу Алиша Лемберанского. Крутое было место, пока там на полную не заработал бар.

Причал прогулочных катеров на Бульваре

Причал прогулочных катеров на Бульваре
Причал прогулочных катеров на Бульваре

Наверное, это первая половина 1980-х. Море уже поднимается. В конце 1970-х оно, по ощущениям, было ниже, иногда даже дно можно было увидеть. Да и гостиница "Апшерон", похоже, еще строится.

Сабунчинский вокзал

Сабунчинский вокзал, 1980-е
Сабунчинский вокзал, 1980-е

Забытый вид и знакомая бочка кваса. Напротив нее всегда стояли весы, где можно было взвеситься и испробовать силу кисти на силомере. За 10 копеек, при девушке, давали детский силомер. Его можно было выжать до максимума. Разница со взрослым была только в цвете.

Кирщики

Кирщики
Кирщики

Легче всего определять бакинские снимки по кирщикам — уникальной профессии, существовавшей только в Баку.