Найти в Дзене

Про одну задачу практического содержания

Хотела написать совсем о другом и уже написала почти целую страницу, но случайно закрыла вордовский файл, не сохранившись – бывает, хотя и досадно. Заново писать тоже самое не хочется, поэтому пока запал графомании не иссяк, расскажу одну историю, случившуюся примерно в 2002 году, когда мой племянник начал готовиться к поступлению в университет. ЕГЭ по математике (да и вообще ЕГЭ) тогда ещё не было, но было ЦТ (централизованное тестирование, проводимое ФИПИ), результаты которого по желанию(!) абитуриент мог заявить в качестве вступительного экзамена в вуз, а мог просто сдавать вступительные экзамены, проводимые самим вузом, в который он поступает. Многие из будущих абитуриентов учились на подготовительных курсах, организованных вузом. Например, университет, в котором я тогда преподавала, предлагал годичные, полугодичные, трёхмесячные и вроде бы месячные курсы по математике. В нескольких группах годичных курсов математику вела я. На эти курсы в начале года моя сестра записала своего сын

Хотела написать совсем о другом и уже написала почти целую страницу, но случайно закрыла вордовский файл, не сохранившись – бывает, хотя и досадно. Заново писать тоже самое не хочется, поэтому пока запал графомании не иссяк, расскажу одну историю, случившуюся примерно в 2002 году, когда мой племянник начал готовиться к поступлению в университет.

ЕГЭ по математике (да и вообще ЕГЭ) тогда ещё не было, но было ЦТ (централизованное тестирование, проводимое ФИПИ), результаты которого по желанию(!) абитуриент мог заявить в качестве вступительного экзамена в вуз, а мог просто сдавать вступительные экзамены, проводимые самим вузом, в который он поступает. Многие из будущих абитуриентов учились на подготовительных курсах, организованных вузом. Например, университет, в котором я тогда преподавала, предлагал годичные, полугодичные, трёхмесячные и вроде бы месячные курсы по математике. В нескольких группах годичных курсов математику вела я. На эти курсы в начале года моя сестра записала своего сына, моего племянника (пусть будет Лёша), причём он попал именно в мою группу.

Занимался он средне, иногда пропускал занятия, за что всегда получал от меня по шапке, а потом и от мамани своей тоже, поэтому несмотря на препоны процесс его подготовки более-менее продвигался в нужную сторону. И вот дошли мы по программе до текстовых задач (их ещё часто называют сюжетными задачами или задачами практического содержания). Обычно в этой теме рассматриваются задачи на движение, на совместную работу, на проценты и пропорции, на смеси и сплавы, и ещё могут быть какие-то другие эвристические сюжеты. Ну и вот однажды, порешав на занятии задачи на проценты и пропорции, рассмотрев основные разновидности таких задач и показав способы решения, я задала группе домашнее задание по рассмотренной теме, и отпустила всех по домам. В частности, в домашнее задание входила вот эта задача из задачника Сканави:

-2

Кто бы мог подумать, что кто-то так может заинтересоваться сюжетом этой задачи, что решит воплотить его на практике. Этим кем-то оказался как раз мой племянник Лёша. Он дома решил эту задачу, на следующий день принёс и показал мне своё решение, спросив: «Правильно?». Я посмотрела – вроде да, потом сравнила с ответами, которые даны в конце задачника ко всем задачам – сошлось, Лёша молодец. Знала бы я, каким молодцом он окажется на самом деле.

Дня через два приходит ко мне в гости моя сестра, Лёшина мама. Рассказывает. Этот «молодец» вместе со своим дружбаном Тохой, который был всего на год старше Лёши и жил в том же подъезде на пару этажей выше, решили реализовать сюжет задачи на практике. Не помню уже, где они взяли серу, селитру и уголь, но они смешали их именно в тех пропорциях, которые были указаны в этой злополучной задаче, получив около полкило смеси, и чуть не устроили взрыв в своём подъезде между 8 и 9 этажами. Собственно они бы и устроили, но им помешал мужик, живущий в одной из квартир 9 этажа, «не вовремя» вышедший покурить в подъезд. Мужик оказался достаточно сообразительным и решительным, быстро изъял у этих героев изготовленную смесь несмотря на их протесты, а поскольку они все жили в одном подъезде и были знакомы, то далее этот мужик тем же вечером в воспитательных целях поочерёдно посетил родителей обоих «взрывников» с профилактическими беседами.

Когда я потом спросила Лёшу, почему эксперимент надо было устраивать именно в подъезде, а не где-нибудь на улице на пустыре, он мне ответил что-то типа «там же дождь шёл, смесь могла намокнуть и не взорваться, а в подъезде сухо», очешуеть логика. На мой вопрос, зачем вообще надо было устраивать эти «полевые испытания», Лёша сказал: «Ну интересно же, клёвая задача». Да уж.

Вот такая была история. В качестве итога скажу, что подготовительные курсы Лёша закончил вполне успешно (он посещал математику, физику и русский язык), в вуз поступил, который тоже успешно закончил, хоть и не без моих пинков, о которых я иногда упоминаю в своих публикациях. Безголовость у него наконец-то заменилась мозгами примерно в 25-летнем возрасте. А в этом году весной ему исполнится 41 год, и у него всё хорошо – семья, работа.

Это мой экземпляр задачника Сканави, 1997 год издания. Прошёл за эти годы вместе со мной огонь, воду и медные трубы. Один из лучших задачников для поступающих, по моему мнению.
Это мой экземпляр задачника Сканави, 1997 год издания. Прошёл за эти годы вместе со мной огонь, воду и медные трубы. Один из лучших задачников для поступающих, по моему мнению.

Случалось ли в вашей практике такое «глубокое погружение в тему» кого-либо из ваших учеников? Пишите в комментариях. И спасибо, что читаете меня.

Если интересно, то можете почитать ещё одну историю про Лёшу и Тоху: