Сейчас я сделаю официальное признание, которое меня не красит, как автора. Более того, признание в том, что мне и раньше ставили в вину. Но, по крайней мере, я ведь никогда и не утверждал обратного.
Суть в следующем. Иногда бывает так: я нахожу какой-нибудь эпоним, который "чисто внешне" кажется очень симпатичным, а на первый взгляд - вполне пригодным для того, чтобы использовать его в письменной и устной речи, в выступлениях, статьях и пр.
Правда, я игнорирую главное: за кратким определением этого эпонима может стоят обширное обоснование, которое вообще не относится к теме, где я его применяю. Как говорится, "вааще из другой оперы". Но тут уместно и другое - "ради красного словца не пожалею мать-отца". Я художник, я так вижу.
Вот красноречивый пример.
В математике есть такое понятие - ЦЕПЬ МАРКОВА, то есть последовательность случайных событий с конечным или счётным числом исходом, где вероятность наступления каждого события зависит только от состояния, достигнутого в предыдущем событии. Характеризуется она тем свойством, что, говоря нестрого, при текущем настоящем состоянии системы, её будущее состояние не зависит от прошлого.
Это книжная формулировка, далее идёт развёрнутое, с кучей формул, толкование, которое мне, как гуманитарию, совершенно не интересно. Ведь главное уже сказано: "вероятность наступления каждого события зависит только от состояния, достигнутого в предыдущем событии".
И лично мне тут же приходит на ум аналогия с тем, что можно видеть сплошь и рядом: людям совершенно не интересно знать, что было с ними самими, их народом и их страной 10, 100, 1000 лет назад, эта информация кажется им ненужной и неважной, она ни на что не влияет, а сегодняшнее положение дел зависит исключительно от вчерашнего, завтрашнее - от сегодняшнего, и пр.
Если это принять за ЦЕПЬ МАРКОВА, то можно твёрдо утверждать: именно в такой парадигме живут миллионы граждан мира, которые любят утверждать, мол, на кой ляд вы ворошите прошлое, вытаскивая из него какие-то реликтовые обиды или давно минувшие победы, надо жить сегодняшним днём и думать о завтрашнем! (Это как раз те, кто обожает употреблять термин "победобесие" и говорить, что даже если предки одного народа совсем недавно под корень изводили представителей другого народа, им надо всё забыть и продолжить общаться друг с другом, как ни в чём не бывало, ведь это было не вчера, значит, и хрен-то с ним.)
А вот теперь вы можете смело начать кидаться в меня камнями и растолковывать истинное значение эпонима ЦЕПЬ МАРКОВА, которое не имеет к изложенному абсолютно никакого отношения.
Кстати, если выкинуть все формулы и математическое наполнение, в сухом остатке окажется неожиданно следующее: ЦЕПИ МАРКОВА используют в лингвистике, при анализе текстов, исследовании зависимости чередования гласных и согласных (тот же Марков делал это, изучая романы "Евгений Онегин" и "Детские годы Багрова-внука"). Кроме того, их используют для генерации текста, моделирования процессов смешивания сыпучих материалов, управленческом мониторинге, языковых моделях.
Как именно это происходит и какое отношение ко всему перечисленному имеет та самая, заинтересовавшая меня особенность системы реагировать только на состояние, описанное предыдущим (а не давно прошедшим) событием - я не знаю.
Поэтому можете считать, что эпоним этот не раскрыт. Или раскрыт, но так, как я понял, или как мне удобно.
Андрей Андреевич Марков (2/14 июня 1856 - 20 июля 1922) русский математик, академик член Санкт-Петербургского математического общества.
Родился в Рязани, в семье чиновника Лесного департамента, позже ставшего частным поверенным и управляющим имением.
С детства страдал туберкулёзом коленного сустава и до 10 лет ходил на костылях. Потом ему сделали операцию и он стал ходить нормально, окончил 5-ю Петербургскую гимназию. Правда, учился плохо и по всем предметам, кроме математики, успевал едва на троечку.
Тем не менее, после гимназии он поступил в Санкт-Петербургский университет, который окончил по математическому разряду физико-математического факультета со степенью кандидата и даже был награждён золотой медалью за сочинение «Об интегрировании дифференциальных уравнений при помощи непрерывных дробей».
Его оставили при университете «для приготовления к профессорскому званию». В 1880 году он защитил свою знаменитую магистерскую диссертацию «О бинарных квадратичных формах положительного определителя», сразу выдвинувшую его в первые ряды русских математиков. В 1881 году состоялась защита докторской диссертации «О некоторых приложениях алгебраических непрерывных дробей».
В университете Марков преподавал курсы «Введение в анализ» и "Теория вероятностей", быстро вырос до академика Императорской Санкт-Петербургской академии наук, стал профессором и действительным статским советником.
Его считают первооткрывателем обширного класса стохастических процессов с дискретной и непрерывной временно́й компонентой, названных его именем.
Помимо ЦЕПЕЙ МАРКОВА это НЕРАВЕНСТВО МАРКОВА (оценка вероятности, что неотрицательная случайная величина превзойдёт по модулю фиксированную положительную константу, в терминах её математического ожидания), МАРКОВСКИЕ ПРОЦЕССЫ (следующее состояние процесса зависит вероятностно только от текущего состояния) и пр.
Этот учёный предложивший строгую теоретико-вероятностную формулировку на основе теории меры) сделал крупнейший вклад в теорию случайных процессов и теорию вероятностей в целом.
Он занимался изучением теории чисел, теории непрерывных дробей, теории функций, наименее уклоняющихся от нуля, теории интерполирования функций, исчислением конечных разностей, интересовался экстремальными задачами в функциональных пространствах, проблемой моментов, теорией ортогональных многочленов, квадратурными формулами, дифференциальными уравнениями и другими вопросами.
Как обычный смертный, Маркова резко протестовал против решения Синода об отлучения Льва Толстого от церкви и даже направлял туда письмо, в котором просил и его тоже отлучить. Что и было сделано.
А ещё Марков был сильным шахматистом, участвовал в крупных турнира, занимался шахматной композицией.