Найти в Дзене
Маруся и её сад

О двух головах, или какие почвопокрывные растения сорнякам враги, а первоцветам - друзья

Эллен Вильмонт особенно жаловала нарциссы. Их она сажала огромными полянами. Как у нас порой картошка с тыквами уходят в горизонт, так у нее росли нарциссы. Но что после них, резонно спросили меня в комментариях? И что вокруг них, когда они на самом пике красоты? Я не нашла фотографий ее сада, хотя, уверена, они есть, но помните картину в статье, посвященной ей, что там с нарциссами?
У меня есть

Эллен Вильмонт особенно жаловала нарциссы. Их она сажала огромными полянами. Как у нас порой картошка с тыквами уходят в горизонт, так у нее росли нарциссы. Но что после них, резонно спросили меня в комментариях? И что вокруг них, когда они на самом пике красоты? Я не нашла фотографий ее сада, хотя, уверена, они есть, но помните картину в статье, посвященной ей, что там с нарциссами?

У меня есть предположение о мисс Вильмонт, им я по закону жанра поделюсь в самом конце статьи, а пока позволю своей мысли поднатужиться, прижать плечи к ушам, чуть потрястись от напряжения и... распасться на две идеи, которые меня волнуют в свете темы почвопокровных растений. Об этих двух идеях я хочу поговорить.

Первая - простая в формулировке. Какие почвопокровные растения, рано отрастающие или и вовсе вечнозеленые, позволяют бесцеременно прорастать сквозь себя первоцветам? Ладно, допустим, не крокусам и галантусам, а более мощным и поздним: тюльпанам и тем же пресловутым нарциссам?

Вторая идея - о растениях, не дающих спуску сорнякам. Вот очистили мы землю, все подготовили, посадили туда резвый барвинок или какой-нибудь невысокий горец, кто из них справится, а кто выдохнется на середине дистанции, придушенный объятиями пырея и страстными лобызаньями желтого нахального одуванчика?

И могут ли эти идеи сосуществовать? То есть нарциссам - зеленый свет, а осоту и пырею, стало быть, красный.

Безвременник, пробивший себе дорогу сквозь плотный ковер вербейника монетчатого. В моем саду
Безвременник, пробивший себе дорогу сквозь плотный ковер вербейника монетчатого. В моем саду

Есть и еще нюанс. Может, и не нюанс, а целая идея номер три, но согласитесь, множить идеи - не всегда верная дорога к истине, так что пусть останется нюансом. Я этой весной как взглянула на свои свежеприготовленные цветники, на алчно ждущую всходов и посадок черную землю, на свеженарубленную английскую канавку, так и вздохнула: ну спору нет, красиво и хорошо, конечно, но того ли ты хотела, Маруся? Ты хотела природности и естественности, а тут абсолютно культурный и садовый вид. С тех пор я много передумала на эту тему и даже нашла некоторые выходы из положения, один из которых - сделать так, чтобы весной этот период черной земли был как можно более коротким. То есть это или вечнозеленые почвопокровные (хотя бы по переднему краю), или заполняющее все пространство цветника море первоцветов. Амбициозно, правда? Но на то и дана нам, садоводам, широта души, чтобы мечтать амбициозно и нараспашку.

Так что идеальное почвопокровное растение должно обладать следующими характеристиками: вечнозеленое или очень рано отрастающее; плотное, чтобы не дать прорасти сорнякам; достаточно рыхлое, чтобы в то же время не препятствовать званым нарциссам и тюльпанам. Есть такое в природе?

И, предвидя ваш ответ, опытные садоводы, я спешу просто рассказать о разнообразных почвопокровных растениях, анализируя их профпригодность для той или иной области. Чтобы рассуждение наше было не совсем сухим и энциклопедичным, предлагаю вам вообразить следующую ситуацию.. Да что вообразить, мне рассказывала знакомая, владелица старого сада, агроном и первоклассный специалист, размножающая многие растения для наших городских питомников. По весне под ее старыми яблонями море синее барвинка. Пара соток точно. Так вот приезжают к ней как-то раз и покупают для какого-то объекта... камаз барвинка. Она, говорит, смогла после этого крышу дачного домика поменять, настолько это оказалось приятным , а главное существенным прибавлением в кошельке.

Так давайте вообразим, что у нас перед садовыми калитками выстроилась вереница камазов. В одном барвинок, в другом вербейник, в третьем герань, а дальше живучка...Какой из них мы пустим в свой сад? Что из этого посадим, чтобы закрыть землю от сорняков, а что для первой весенней зелени? Что само по себе для вас красиво и достойно играть первую скрипку, а какой грузовик вы с бранью отправите назад, чтоб неповадно было беспокоить людей с такой вредной невыводимой дрянью?

А Маруся все читает, все читает...
А Маруся все читает, все читает...

А чтобы не быть голословными, призовем на помощь экспертов. Посчастливилось мне получить в новогодние праздники в подарок давно желанную книгу Светланы Ворониной "Лесной сад". Книга интереснейшая и очень красивая и, хотя она оказалась не совсем такой, как я думала и немного не о том, о чем я предполагала, в деле рассказа о почвопокровных растениях она нам очень поможет. Дело в том, что там есть целая глава об этом! Так что нашу вереницу грузовиков я выстрою в том порядке, как в книге, и начну строгий отбор для своего сада. А вы потом напишите, пожалуйста, ваши соображения.

Книга Светлана Ворониной на развороте раритетной подшивки журнала "Работница" с ботанической вклейкой
Книга Светлана Ворониной на развороте раритетной подшивки журнала "Работница" с ботанической вклейкой

Плющ колхидский. На вертикальных поверхностях он, конечно, обмерзнет, а вот если будет стелиться по земле и зимовать под снегом, то станет вечнозеленым украшением, причем довольно изысканным, на мой взгляд.

В моем саду колхидского нет, есть обыкновенный, который я привезла из Пятигорска. Рассадила в двух местах: у сарайчика, чтобы он полз по старым кирпичам, которыми вымощена небольшая площадка, и в лесочке Секретного сада, где он будет особенно уместен. Как перезимует, будет видно весной, но а пока я с удовольствием бы приняла еще грузовик с саженцами.

Плющ в моем Секретном саду
Плющ в моем Секретном саду

Тиарелла сердцелистная. Плотный ковер, ненавязчивое цветение, абсолютно засухоустойчива, но если ее поливать и кормить, то быстро затянет большие площади, что зачастую весьма на руку. Но Светлана Воронина пишет, что мелколуковичным эфемероидам она создает помеху, они с трудом могут пробиться сквозь нее.

В моем саду тиареллы нет, есть отдаленно похожая на нее теллима, которую я вырастила прошлой весной из семян, несмотря на все превратности судьбы.

Теллима круноцветковая, пока не сумевшая образовать ковра. Но что вы хотите от первогодки? А вот погодите, что будет следующим летом!
Теллима круноцветковая, пока не сумевшая образовать ковра. Но что вы хотите от первогодки? А вот погодите, что будет следующим летом!

Зеленчук желтый. Светлана Воронина пишет, что тот сорт, который распространен в наших садах, вероятнее всего, называется Florentium. Из-под снега выходит красивым (плюс), не требует ухода, растет очень и очень быстро (у меня из крошечной деленки в первый год квадратный метр, в второй уже три или четыре). Есть шанс, что нарциссам он не помеха, а вот сорняки я из него пару раз за сезон дергала. Камаз, говорите? Беру! У меня есть большой склон, который я начала чистить прошлым летом от крапивы и чистотела, собираю кандидатов на одномоментное закрытие большой площади. Зеленчук - в первых рядах.

Безвременник пробивается сквозь зеленчук
Безвременник пробивается сквозь зеленчук

Барвинок малый. Растет в сухой тени - это ли не достоинство, способное искупить все недостатки? Зимует с листвой, нежно и романтично цветет по весне. Тюльпаны сквозь него пробиваются, проверено. Но и пырей тоже. Два года назад я, отчаявшись, убирала из своей барвинковой полянки пырей "Миурой", барвинок на это среагировал мучнистой росой, но на будущий год оклемался и взялся за ум: с тех пор пырея я в нем не видела.

Из книги
Из книги

Вальдштейния тройчатая. Вот какое растение я непременно бы пустила в свой сад. Добро пожаловать! Просто потому хотя бы, что у меня ее нет, а на фотографиях он выглядит сногсшибательно. Каракулевая текстура, как пишет Светлана Воронина. А, каково? Кто после таких слов не потеряет покой и не откроет будто бы случайно сайт какого-нибудь привычного питомничка? Растет быстро, цветет по весне мелкими желтыми цветочками, зимует с листьями. То что надо, а вот способность дружить с нарциссами придется проверять опытным путем. Приятнейшая необходимость.

Пахизандра верхушечная. Это растение у меня есть, и с ним связана интересная история из разряда, какие я не люблю, но тем не менее они существуют и как-то их объяснять надо. Дело в том, что это растение ко мне попало два раза, от разных людей, но, как выяснилось впоследствии, от одного маточника. То есть растение одно и то же, условия одни и те же, а люди, давшие его, разные, и обстоятельства, при которых произошла передача, были эмоционально очень различные. Одна пахизандра растет и ширится, вторая встала и ни туда-ни сюда.

Зимнезеленая (она вообще не многолетник, а полукустарник), любит условия, как хоста. По идее должна разрастаться быстро, но тут как повезет. Думаю, тюльпанам и нарциссам она не помеха из-за рыхлости ковра.

Пахизандра, горянка и копытень
Пахизандра, горянка и копытень

Дерен канадский. Если посадить на солнце, порадует и осенней окраской. Ничего про него не знаю, только присматриваюсь. Красив и необычен. Если он найдет условия подходящими, то, по словам Светланы Ворониной, никакого ухода требовать не будет.

Фиалки душистая и лабрадорская. Душистая - пахнет и очень красиво цветет по весне. Я предпринимала уже две попытки поселить ее в своем лесочке, пока безуспешно, но я так просто не сдамся. Лабрадорская - вечнозеленая, разрастается медленнее. Нужны ли в такую компанию первоцветы? О, в марте в диких заросших оврагах Железноводска я была совершенно очарована буйством цветения бледно-желтых хохлаток, темно-розовых зубянок, лимонных примул, кобальтовых сцилл и темных драматичных фиалок. Мечтаю ли я о таком в саду? Только о таком и мечтаю!

-9

Живучка ползучая. Хороша и как почвопокровное растение, так и самостоятельно декоративное. Цветущая яркими синими свечками в конце весны, она будет весьма заметной. У меня на размножении: капризничает и никак не зацепится. Если будет проезжать мимо камаз с живучкой, непременно окликну.

Майники и ландыши. Майник бывает широколистный и двулистный. Первый мне больше нравится. Цветет беленькими цветочками в конце весны, ягодки съедобные. А вот у ландыша - нет! Буду рада видеть и тот и другой в своем лесочке. Там много места и для таких быстрых на разрастание товарищей.

Герани. Крупнокорневищная - беспроблемная и красивая.Может расти на солнце, в тени, на песке, на глине, с поливом и без. Не болеет. Из-под снега выходит с листьями. Не знаю, как насчет тюльпанов, а высокие луки я в нее осенью закопала. Не думаю, что герань сможет воспрепятствовать их настойчивости.

Другая моя любимая герань - кембриджская Биоково. Я очень активно делила и размножала ее этим летом, об этом у меня даже есть одна из относительно недавних статей. Эта герань сведет с ума во время цветения, настолько он нежно и воздушно. Но и после она хоть и не каракуль, но рука так и тянется почесать ее за ушком.

Земляника лесная. Цветет, держит склон, на солнце еще и плодоносит. Только что-то мне кажется, что сорнякам она не помеха. Я свою садовую землянику, которая гораздо более корпулентная барышня, устаю полоть за сезон, так неужели эта малышка способна создать прочную непроходимую для пырея кольчугу из своих усов?

Камнеломки. Светлана Воронина рекомендует для лесных садов камнеломку теневую и побегоносную. Знаем. размножаем. Не спешат. Зимуют с листьями. Их тоже хочется гладить и расчесывать. Камаз берем. Рассадила бы их не полянами, все-таки они мне не кажутся надежными защитниками от моей крапивы и чистотела, а большими куртинами вокруг камней, у лесенки, в ногах голенастых кустарников.

Копытень и яснотка крапчатая. Копытень я показала на фотографии выше, а яснотка у меня растет под любимой скамейкой. Причем она сумела выдать две расцветки побегов: с белой узкой полосой поередине и почти белые, с зеленой каймой. Я отделила вторые и посадила их в стороне под другой скамейкой. Очень быстро наращивает куртину, но в моих условиях в жару и засуху без полива выглядят страдальчески.

Очиток тоже из Железноводска. Там он растет десятками квадратных метров по заброшкам. Как видите, безвременник он пустил, но то очиток-первогодка. Что-то мне подсказывает, что в дальнейшем его куртина будет гораздо плотнее. К осени я убрала его из этого места.
Очиток тоже из Железноводска. Там он растет десятками квадратных метров по заброшкам. Как видите, безвременник он пустил, но то очиток-первогодка. Что-то мне подсказывает, что в дальнейшем его куртина будет гораздо плотнее. К осени я убрала его из этого места.

Флокс столононосный. Разрастается в плотный коврик, цветет, выдерживает полутень. У меня он только появился, поэтому я могу только предположить на основе многолетнего наблюдения за его братом флоксом растопыренным, что если его время от времени обуздывать, то тюльпаны смогут расти рядом с ним. Но, возможно, сквозь его плотные корни и не пробьются. Каков он в течение лета, я еще не знаю. Растопыренный же в жару и засуху становится крайне непригляден.

Примула Юлии. Невысокое растение, неприхотливое, теневыносливое. Что-то сказать о ней из личного опыта не могу, но вообразить ее в той компании хохлаток и фиалок - это всегда пожалуйста.

Ванкуверия шеститычинковая. На фотографии ее листва, образующая ажурный, но в то же время непроглядный ковер, отдаленно напоминает астильбовую листву. Цветки очень мелкие, что является достоинством, на мой взгляд, если растение призвано быть лишь фоном. Разрастается, пишут, быстро. У меня нет. Хочу! Посадила бы в лесок, а при покладистом нраве нашла бы местечко и на солнце. Думаю, прекрасно бы смотрелись мотыльковые сорта метельчатых гортензий, словно вырастающие из ковра ванкуверии. Или крупные многолетники: клопогон, посконник, волжанки, дербенник.

Что ж, длинный, отчасти утомительный, но такой познавательный список подошел к концу. Я бы могла добавить что-то от себя, ведь этим списком число почвопокровных растений не ограничивается, но не буду, потому что все хорошее хорошо только тогда, когда его в меру, а еще потому, что отчасти я все-таки этот список разбавила своими фотографиями, где показала и другие растения, не только те, что упоминает Светлана Воронина.

Бересклет Форчуна Эмерал Голд. Жду разрастания и смыкания
Бересклет Форчуна Эмерал Голд. Жду разрастания и смыкания

На сим позвольте откланиться, но прежде я расскажу, что же все-таки по моему мнению росло в саду мисс Вильмонт после отцветания нарциссов. Мисс Вильмонт была страстным цветоводом, она обожала растения и в конце концов спустила на них состояниях двух семей.Но это и все. Как отмечают исследователи, ландшафтный дизайн ее не интересовал, революцию в нем удалось совершить другой ее современнице и соотечественнице, Гертруде Джекилл. К тому же сад мисс Вильмонт был огромен. А потому я делаю самонадеянное заявление, что после отцветания нарциссов там росла... трава, которую косили в скором времени после того, как ботва нарциссов желтела и подсыхала. Но я не прочь быть опровергнутой. Всегда интересно порассуждать о десятках тысяч луковиц.

Ваша Маруся

Буду рада вашим бесплатным фотографиям в Телеграм. А ещё у нас там ведутся время от времени увлекательные беседы в чате.

https://t.me/marusia_garden