Толком не поговорив с бабушкой, но услышав от медсестры о необходимости нанять сиделку, Яна совсем как-то растерялась. Никогда за всю жизнь баба Ага не нуждалась в помощи! Напротив, сердито одёргивала:
- Я не немощная! Сама справлюсь.
Начало здесь. Предыдущая часть 👇
Конечно, живя в одном доме, Яна старалась брать на себя самую тяжёлую работу, но и бабушка не сидела сложа руки. Совсем. Она не умела отдыхать! Просто лежать на диване и смотреть фильм – это для неё было слишком сложно. Только если она одновременно что-то вяжет или шьёт.
- Как сяду без дела, так сразу и помру, – поясняла она внукам. – А пока шевелюсь, живу!
И теперь…
- Что с тобой? – спросил Сеня. – Стоишь, глаза выпучила, губами шевелишь…
- Баба Ага! – выдохнула Яна. – Как же так? Что-то я совсем растерялась…
- Ну, уход, подумаешь. Сказали же, это реабилитация! Сил у неё нет!
- Мы все работаем и учимся… Ой, что-то у меня голова кругом пошла… Полный дом людей! А ухаживать за бабушкой – чужого человека звать нужно!
Она присела на скамейку между палатами и понурила голову.
- Ладно, с братом твоим придётся это обсудить, – сказал Сеня. – Хочешь не хочешь ты с ним общаться, а бабушка у вас общая. Они должны знать, что нам предстоит пережить! И потом она же не инвалид! За ней просто нужно будет следить, чтобы правильно питалась, ходила… Одну после инфаркта мы её из дома как выпустим? Ну и, чтобы лекарства вовремя принимала, тоже нужно будет проследить. Баба Ага таблетки не особо уважает, сама же знаешь.
Пожилая женщина предпочитала травы. И Яна против них ничего не имела, но только не сейчас, когда медикаменты стали жизненно необходимы.
- Да, но это всё занимает целый день! – воскликнула она. – Следить за питанием, приёмом лекарств, помогать ходить, гулять… И нужно контролировать, чтобы она не перетруждалась. А то как встанет к плите, так до вечера рядом с ней плясать будет! И не подумает же отдохнуть!
Супруги замолчали. Яна погрузилась в свои мрачные мысли: у бабушки возраст солидный. Сердце давно шалит. Но она ни разу не задумалась, что бабы Аги может не стать. Нет, она понимала, что бабушка умрёт когда-нибудь в своё время. Но мысленно это когда-нибудь было ещё очень и очень нескоро.
- Хорошо, что ещё не ушли! – воскликнула всё та же медсестра, появляясь, словно неоткуда. Она сунула Сене какой-то буклет. – Вот! Вспомнила! Ладно, хоть буклеты ещё остались. Отличное место для реабилитации!
- Санаторий? – спросила Яна.
- Не совсем…
- Да это дом престарелых! – воскликнул Сеня, разглядывая рекламную брошюрку.
- Это пансионат, – заметила медсестра, поглядывая куда-то вглубь коридора. Она явно спешила. – Можно не навсегда бабушку поместить, а на полгода, например. Если не хотите чужого человека в дом пускать, а у самих времени нет, то что делать? А там! И уход, и питание, и общение. Частный дом-то, негосударственный! Условия неплохие. Да и сами с глазами: прочитайте, изучите. Всё! Моё дело рассказать, а решать всё равно вам.
И она снова убежала.
- Идём, – сказала Яна вставая. Совсем ей стало здесь неуютно. – Хочу скорее отсюда уйти! Даже с бабушкой поговорить не дали!
И они с Сеней покинули больницу.
***
Приехав домой, Арсений сразу отправился в спальню, чтобы развалиться на кровати и посмотреть по телевизору что-нибудь не очень умное. Уж очень хотелось ему расслабиться. А Яна направилась на кухню, открыла шкафчик, порылась в закромах бабы Аги и вытащила бутылочку кагора.
Да, она собиралась сделать то, что не делала обычно днём, да ещё и без повода. Яна решила выпить.
- О, ничего себе! – воскликнула Ольга. Она была на улице в своём привычном месте за сараем. Видела, что родственники вернулись, поэтому домой и не спешила. Дождалась, когда они первые войдут. – Что за праздник?
- Скорее горе. Составишь компанию?
- Давай, – пожала плечами Оля. Она сама достала себе бокал, а Яна щедро плеснула в него вино. Не как обычно делала, наливая только на дно, а наполнив его почти до краёв! Оля удивилась ещё сильнее.
- Ну так что? – поинтересовалась она и тут вспомнила, куда родственники ездили, и почувствовала, как немеет лицо. – Ты же не хочешь сказать… Баба Ага…
- Да в порядке она, насколько это возможно, – отмахнулась Яна. – Нас даже не пустили! Точнее, пустили и тут же выгнали. Не о том речь.
- А о чём?
- Сиделка ей нужна будет. Следить за ней. Помогать скорее встать на ноги. А ещё нам вот что предложили, – Яна положила перед невесткой буклет. – С учётом того, что мы все работаем… Или сиделка лучше? У меня голова пухнет!
- Да это же дом престарелых! – воскликнула Оля, разглядывая буклет. – Ну уж нет! Не позволю! Сама за ней ухаживать буду!
- Что? – Яна посмотрела на неё с лёгким презрением. – Ты же работаешь!
- И что? Велика потеря! Временно не буду работать. Мне и так в последнее время то зарплату из-за ревизии урежут, то задержат… В отпуск уйду или уволюсь. Мне тяжело уже в продуктовом работать. За десять лет спина отваливается! А так будет время и с бабой Агой посидеть, и работу новую поискать.
Яна смотрела на Ольгу и барабанила пальцами по столу. Точнее даже не пальцами, а ногтями. И этот звук страшно раздражал.
- Хватит! – поморщилась Оля.
- Ты понимаешь, что это даже не твоя бабушка? Ей нужно будет помогать даже до туалета дойти! За родными людьми не каждый готов ухаживать, а тут… Чужая она тебе.
- Это ты мне чужая, – ехидно заметила Оля. – А она воспитала моего мужа. И вообще, как можно незнакомому человеку доверить бабу Агу?! Да и ходит она сама. Поддержать только нужно. Что ещё? Поговорить, покормить, на прогулку вывести… Всё, как с детьми.
Яна снова задумалась. Она пила вино маленькими глотками, смотрела в окно и вдруг выдала:
- Старики, что дети…
- Ну, – кивнула Оля. – Так и есть. Капризничать будет, это раз, уж мы-то её знаем! Отказываться от еды тоже будет, это два. Я уже читала в интернете, что ей диета нужна. Считай, будто Тимка снова маленький! Ох, и потрепал он мне нервы! Ну ничего, вырастила вон какого оболтуса!
- Ника беспроблемная была, – тихо заметила Яна. – Ела, что дают. Играла тихо, нас не будила. С пяти лет сама себе завтрак научилась делать. А кстати, – женщина встрепенулась, – где она?
- Да как вы уехали, засела наверху и не выходила, – пожала плечами Оля.
- А ты выходила?
- Конечно! Ты же курить не разрешаешь возле дома. За сарай ходила, даже когда вас не было.
Яна вскочила и побежала наверх. Наверное, не забыла недавнюю историю, когда дети незаметно из дома улизнули. Оля могла бы крикнуть ей, что она в моменты своих перекуров глаз со входа в дом не сводила, но Яна убежала быстрее.
Оле не понравилось, что пусть и мельком, но проскользнул в разговоре момент с переселением бабы Аги в дом престарелых! Даже свою мать, к которой она никогда не была привязана, она бы в такое заведение не сдала. Это был серьёзный принцип по жизни: зачем семья, если стариков в дома престарелых да в частные пансионы сдавать? Такие места должны быть только для одиноких!
И так как идею в дом принесла Яна, Оля почувствовала к ней свежую волну неприязни. Сунь ей кто такую бумажонку, она бы её ему в рот затолкала! И пару «ласковых» эпитетов добавила!
- Всё нормально, Ника у себя, – выдохнула Яна, спускаясь на кухню. Она залпом осушила свой бокал и тут же налила себе ещё.
- Не многовато ли тебе будет? – осторожно спросила Оля.
- Много? Ха! У меня и стресса достаточно! Тоже не робот, расслабиться хочу. Когда к Тиме в школу идти?
- Утром в понедельник. Я не могу, Ярик пойдёт…
- И я, – ответила Яна. – Это не шутка была. Нужно напомнить администрации школы, что все дети находятся под их ответственностью!
- Странная ты какая-то! – не выдержала Оля. – Ты же меня не любишь! С чего вдруг такая забота о моём сыне? Не ты ли всегда говорила, что он у нас хулиган?
- А ты здесь при чём? Он не только твой сын. Речь о моём племяннике идёт! Если ты бы в школу пошла, всё могло бы плачевно закончиться. У тебя из аргументов только крики. Ну, наорала бы ты там на всех матом, дальше что? В нашей ситуации нужен серьёзный разговор. А то, что он хулиган… Так я и подробностей не знала! Если он за слабых заступается, то он нормальным мужиком растёт.
Удивительно получилось! Вроде и Олю хабалкой снова выставила, и помощь предложила, которая как нельзя кстати. И Тимку поругала, но тут же похвалила…
- За племянника заступаешься, а родную бабку готова в дом престарелых сдать, – не осталась в долгу Оля. Правда, произнесла она эту фразу задумчиво, словно и не хотела её обидеть.
Но хотела.
- В дом престарелых? – возмутилась Яна. – Это же ненадолго! Как вариант, если сиделку в дом не звать. А ты хоть знаешь, как некоторые за чужими стариками ухаживают? А я столько историй слышала – ужас!
- Так и в этих домах, – Оля кивнула на лежащую перед ней брошюру, – тоже чего только не случается! Нет, она у нас не сирота! Я против. Категорически.
- Но ты же съедешь отсюда. Ремонт закончится, и съедешь. А если баба Ага до тех пор не восстановится?
- Значит, буду ездить сюда, как на работу! – рявкнула Оля. – Совсем ты с ума сошла, что ли? Это же бабушка! Она силы вложила в воспитание твоего отца, в ваше с Яриком воспитание! Доверить её кому-то? Ну уж нет!
- Ой, а сама-то хороша! На тебя директор надавит, родного сына отстоять не сможешь! – съязвила Яна. Вино уже дало ей в голову. – Так что ты мне даже ничего не говори! Чья бы корова мычала, а твоя молчала!
И они замолчали. Бросали друг на друга сердитые взгляды, да попивали вино из бокалов. И Ника, и Сеня их, должно быть, слышали, но не спешили вмешаться. Да и кому охота под горячую руку попасть?
- Предлагаю перемирие, – произнесла Оля, допивая свой бокал.
- О том же сейчас думала, – кивнула Яна. – Временно можно забыть о разногласиях. Ты поможешь с бабушкой, а с Тимой.
И она протянула Оле руку для пожатия. Та поколебалась ещё немного, и всё же, кивнув, протянула свою.
Посидев немного, они вместе приготовили ужин, накормили Нику и Сеню, настороженно их рассматривающих, и разошлись по комнатам. Обе понимали, что в ситуации, когда неприятности сыплются на них, как из ящика Пандоры, худой мир всяко лучше доброй ссоры.
***
А ночью неожиданно вернулись Ярик и Тима. Оля ещё не спала: сначала она лежала и слушала, как за стенкой храпит Сеня, и была уверена, что Яна тоже не спит. Потом встала, пошла на кухню, нашла кагор, который они пили днём…
Почти сразу к ней присоединилась золовка. Они даже говорили ни о чём, будто две старые подруги встретились. Рассказывали друг другу истории из жизни, обсуждали погоду, когда во двор вдруг въехала машина.
- Ярик? – удивилась Оля, когда те, стараясь не шуметь, вошли в дом.
Тот молча остановился в дверях кухни и недоумённо смотрел, как сестра и жена попивают вино. Вместе.
- Вы как так быстро? Что-то случилось?
Ярик очнулся, неопределённо мотнул головой и скрылся в спальне. Тима тоже промолчал и просто проскользнул к лестнице на второй этаж. Чувствуя, что здесь что-то не так, Оля отправилась за мужем, оставив Яну пить в одиночестве.
Не забывайте подписываться на канал, сообщество VK, ставить лайки и писать комментарии! Больше рассказов и повестей вы найдёте в навигации по каналу.
Продолжение 👇