Найти в Дзене

Почти неизвестный киношедевр Александра Столпера и Константина Симонова. Почему вместо "Солдатами не рождаются" появилось "Возмездие".ч.2

Продолжение. Начало тут Ещё в романе и фильме «Живые и мёртвые» Симонов стал задавать от имени главного героя генерала Серпилина вопрос: почему же таким катастрофическим получилось начало войны? Что, вообще к войне не готовились? Где была разведка? Почему военные не доложили т. Сталину о приготовлениях немцев? А если доложили, почему военные не настояли, чтобы принять все меры? Эти вопросы Серпилин задает своему старому знакомому ещё с Гражданской войны, генерал-лейтенанту Ивану Алексеевичу Мартынову, занимавшему, как минимум, должность замначальника Оперативного управления Генштаба. От прямых ответов Мартынов уклонился, лишь сообщив, что и сообщали всё т. Сталину, и меры пытались принять, а почему вот так всё вышло — прямо ответить не может. И ведь действительно — это вопрос вопросов. Почему при всей подготовке к войне, когда никаких сомнений, что она будет, начало войны вышло таким катастрофическим. Вот и сам т. Сталин тоже очень интересовался этим вопросом. Ведь всё делалось страно

Продолжение. Начало тут

Ещё в романе и фильме «Живые и мёртвые» Симонов стал задавать от имени главного героя генерала Серпилина вопрос: почему же таким катастрофическим получилось начало войны? Что, вообще к войне не готовились? Где была разведка? Почему военные не доложили т. Сталину о приготовлениях немцев? А если доложили, почему военные не настояли, чтобы принять все меры?

Эти вопросы Серпилин задает своему старому знакомому ещё с Гражданской войны, генерал-лейтенанту Ивану Алексеевичу Мартынову, занимавшему, как минимум, должность замначальника Оперативного управления Генштаба. От прямых ответов Мартынов уклонился, лишь сообщив, что и сообщали всё т. Сталину, и меры пытались принять, а почему вот так всё вышло — прямо ответить не может.

И ведь действительно — это вопрос вопросов. Почему при всей подготовке к войне, когда никаких сомнений, что она будет, начало войны вышло таким катастрофическим.

Вот и сам т. Сталин тоже очень интересовался этим вопросом. Ведь всё делалось страной для усиления обороноспособности. Ввели обязательную воинскую повинность, резко увеличили численность армии, новые современные танки, самолеты, пушки. Армии отдавалось самое лучшее, её лелеяли и холили. Ввели генеральские звания. Прогнали с наркомов политрука Клима Ворошилова и с Генштаба бывшего царского полковника Шапошникова. Поставили завоевателя Финляндии Тимошенко, а в Генштаб — победителя японцев Жукова. За три дня до начала войны, 18 июня 1941 г., т. Сталин дал команду привести войска в боевую готовность в связи с возможной угрозой нападения. А в итоге катастрофа.

Вот и в 1946 г., как окончилась война, т. Сталин создал специальную комиссию Генштаба под руководством генерал-полковника Покровского, чтобы она провела проверку, кто из военных командиров и как действовал перед началом войны, и в её начале. Какие приказы отдавались и как исполнялись. Хотел т. Сталин досконально разобраться, чем занимались т.т. Тимошенко и Жуков, командующие округами. Почему фронт в первые же часы рухнул на Западе, но устоял на Юге.

Долго работала эта комиссия, а после смерти т. Сталина министр обороны Жуков дал команду прекратить деятельность комиссии, а результаты засекретить. Полностью эти материалы не опубликованы до сих пор.

А были бы они опубликованы, так и не ломал бы Константин Михайлович в «Живых и мертвых» голову этим самым вопросом — почему случилась такая катастрофа на Западном и Юго-Западном фронтах. Правда, потом в своих «Воспоминаниях и размышлениях», которые писались под строжайшим контролем ГлавПура, Г. К. Жуков, главный ответственный вместе с наркомом Тимошенко за такое начало войны, указал, что нападение было неожиданным и самое главное — ни он, ни Тимошенко не ожидали такой концентрации немецких войск на направлениях главных ударов немцев на Украине и в Белоруссии.

Плюс довеском — т. Сталин их убедил, что главный удар будет наноситься на Украине, а они ему и поверили. Да и перед войной уничтожили цвет советского военного командования, и воевать пришлось неизвестно с кем.

В общем, это т. Сталин во всём виноват: уничтожил лучшие военные кадры, дезориентировал с Украиной, и главное — не поверил Рихарду Зорге, который якобы сообщил точную дату нападения немцев. Кстати, весь этот бред с хрущевских времен так и остается официальной версией катастрофы лета-осени 1941 г.

Но не пришёл Симонов в романе «Живые и мёртвые» ни к какому ответу. Вопрос был, а ответа не получилось. А как он мог получиться, если до сих пор пользуемся хрущевскими заготовками по этому вопросу.

А вот в «Солдатами не рождаются» Симонов уже ставит другой вопрос: почему случились «необоснованные сталинские репрессии», почему масса командиров была расстреляна или попала в ГУЛАГ. Почему перед войной выпустили лишь небольшую часть необоснованно репрессированных, а многие военные, продолжающие оставаться преданными Советской власти и лично т. Сталину, так и остались в местах заключения.

Но переходим к фильму «Возмездие», так называется экранизация второй части трилогии, романа «Солдатами не рождаются». Сам роман «Солдатами не рождаются» по объему почти в два раза больше романа «Живые и мертвые», хотя по времени действия занимает всего один месяц — с 31 декабря 1942 г. по 2 февраля 1943 г. «Живые и мертвые» описывают период с 22 июня 1941 г. по середину декабря 1941 г.

И роман, и фильм «Живые и мёртвые» заканчивается началом контрнаступления советских войск под Москвой. Журналист Иван Синцов, имевший звание политрука, что приравнивается к армейскому капитану, после двух окружений, без документов, добирается до Москвы. Там вступает добровольцем, рядовым, в батальон народного ополчения и отправляется на фронт. В ходе боёв под Москвой он становится младшим сержантом, награждён орденом Красной Звезды. Дивизией, в которой Синцов служит, командует Серпилин.

На одном из переходов батальона, где служит Синцов, он встречается с Серпилиным. Тот предлагает ему свою помощь в возвращении звания и восстановлении в партии, но Синцов отказывается. Пусть всё идет так, как идет. Батальон продолжает наступление.. На этом роман и фильм заканчиваются.

Потом Синцова ранят, после госпиталя он закончит курсы младших лейтенантов, будет командовать взводом, ротой. Уже командуя батальоном, он в составе легендарной Тринадцатой гвардейской ордена Ленина дивизии под командованием героя Испании А. И. Родимцева 13 сентября 1942 г. переправится в Сталинград, где ситуация висела на волоске и удар свежей, полнокровной Тринадцатой дивизии стабилизирует обстановку.

Кстати, в то же время, со 2 по 12 сентября 1942 г., в Сталинграде находился и военкор «Красной звезды» Константин Симонов. Вот он вместе с редактором «Красной Звезды» Ортенбергом в Сталинграде. У ставшего потом на весь мир символом Сталинграда полуразрушенного фонтана «Бармалей» или, как его ещё называют, «Дети» возле сталинградского железнодорожного вокзала.

За бои в Сталинграде старший лейтенант, комбат Синцов будет награжден орденом Красного Знамени, получит ранение, попадет в госпиталь. А после выздоровления будет направлен комбатом в 332 пехотный полк 111 дивизии уже на Донской фронт.

А.П. Серпилин весной 1942 г. за то, что не стал по приказу Жукова штурмовать в лоб один из населенных пунктов, взял его в обход, задачу выполнил, но затратил на сутки больше времени, был снят с командования дивизией. Первоначально его хотели отправить готовить резервы, но все-таки он добился, чтобы отправили на фронт. Он стал командовать всё той же 111-й дивизией, отступал с ней из Донбасса, а затем по степям в излучине Дона.

Затем была операция «Уран» по окружению немецких войск под Сталинградом. Серпилина назначили начальником штаба армии. В это время у него в Москве тяжело заболела жена, инфаркт. Серпилин ещё застал её живой, но она умерла у него на глазах в госпитале.

В день смерти жены он встретил возле Большого театра "маленькую докторшу" Таню Овсянникову.

Таня в октябре 1941 г. выходила вместе с Синцовым из второго окружения, сильно простыла. Её оставили у лесника. После выздоровления она попала в партизанский отряд, а затем её отправили в Смоленск для работы в подполье. В партизанском отряде она была вместе с женой Синцова Машей, которая была радисткой в отряде.

Таня в Смоленске работала в немецком госпитале, была на связи со старым врачом Софьей Леонидовной. Подполье было провалено. Софью Леонидовну арестовали, Таня чудом избежала ареста и ушла в отряд. В Смоленск послали Машу, но её тоже арестовали, а затем, как и Софью Леонидовну, расстреляли.

Сама Таня была потом тяжело ранена, и её вывезли на санитарном самолёте в Москву. И вот после нескольких месяцев в госпитале Таня идёт по Москве, чтобы навестить сестру Софьи Леонидовны и рассказать, как погибла её сестра.

Тут надо сказать, что в отличие от фильма «Живые и мертвые», который имел триумф и у зрителей, и у критиков — один из первых и немногих фильмов, где достоверно и художественно очень выразительно показывается тяжелое время начала войны; блестящие актерские работы исполнителей главных ролей — Папанова, Лаврова, Крыловой, а также и второстепенных — Ефремова, Чиркова, Глазырина и др. Полный триумф и признание одним из лучших отечественных фильмов про войну.

А вот с продолжением «Живых и мертвых», фильмом «Возмездие», история обратная. Непонятно кто, почему и как прилепил на этот фильм ярлык «неудачный». И так и пошло, и идёт до настоящего времени. "Неудачный", не сравнится ни с фильмом «Живые и мёртвые», ни с романом «Солдатами не рождаются». Вот «неудачный», и хоть ты тресни. И как этот плевок стереть? Раз написали «неудачный», то и смотреть его не надо. А если и смотреть, то какими глазами, если сказано, что «неудачный»?

На наш взгляд, фильм «Возмездие» такой же шедевр, как и «Живые и мертвые». Сценарная основа — лучший советский роман про войну «Солдатами не рождаются» того же автора. Режиссер тот же. Исполнители главных ролей те же. Всё то же, и получился такой же замечательный фильм.

Правда, некоторые интереснейшие сюжетные линии романа и некоторые главные герои в фильме опущены. Но это и понятно, чтобы вместить хотя бы основное и главное, то фильм должен быть как минимум в четыре серии, как «Щит и меч» или «Война и мир». А тут всего две. А кроме того, из фильма убрали тему репрессий и т. Сталина как одного из главных героев романа. Но про то, как это случилось и что из этого вышло, расскажем отдельно.

Но, кроме уже знакомых зрителю Серпилина, Синцова, Овсянниковой, в «Возмездии» имеются новые, небольшие, но абсолютные шедевры актерского мастерства.

В первую очередь это эпизодическая, на пять минут экранного времени, роль старухи Волынской в исполнении Елены Тяпкиной.

-2

После этой роли иначе как великая русская актриса Елену Тяпкину назвать нельзя. Потрясающей мощи и мастерства исполнение.

Тяпкина, ровесница века, бывшая гимназистка, работала в Наркомпросе секретарем у Н. К. Крупской. Вместе с Крупской часто слушала Ленина, речи которого помогли ей уяснить значение событий, происходящих в стране. Потом пошла учиться в одну из театральных студий, где её соучениками были Эйзенштейн и Юткевич.

Актриса без устоявшихся шаблонов и амплуа. Могла играть комедийные роли, простых советских работниц и крестьянок, трагические роли матерей. За фильм «Радуга», где она играла украинскую крестьянку Федосью, у которой немцы убили сына, и играла она одну из главных сцен, возвратясь с похорон своего сына, убитого на фронте, Тяпкина была награждена орденом «Красной Звезды». Об этом фильме у нас тут.

А в 60-е годы она стала играть аристократок из царских времен. Старуха Ахросимова из "Войны и мира" Бондарчука - один из её шедевров.

Вот и в «Возмездии» она играет старуху-машинистку Волынскую, дворянского происхождения. Таня Овсянникова приходит рассказать, как погибла её сестра, старый врач Софья Леонидовна, с которой Таня была вместе в подполье в Смоленске. Надо сказать, что при создании образов Волынской и её сестры Софьи Леонидовны Симонов использовал данные своих родных. В образе Волынской, скорее всего, Симонов изобразил свою тетку, Дарью Леонидовну, урожденную княжну Оболенскую

...тётя Долли была человеком несчастным, озлобленным и, вопреки своей вере в Бога, скептическим. Насколько я помню, в последние годы своей жизни в Ленинграде она вообще постриглась в монахини. Монастырей тогда не было, но были какие-то потайные религиозные общины вот таких одиноких монашек, общавшихся друг с другом.

а другая тетка, любимая тётка писателя - Софья Леонидовна Оболенская, послужила прообразом для романной Софьи Леонидовны,

пожилая, курносая, круглолицая, весёлая и бесконечно обаятельная русская
женщина с крепкими, прочными руками, ногами, широкими плечами, с доброй улыбкой, весёлым смехом и открытой душою – не просто открытой, а распахнутой навстречу людям.

Старшая из сестер Оболенских -Софья Леонидовна до революции получила педагогическое образование и занималась библиотечным делом.

В 1934 г., после убийства Кирова, Дарью, Софью и ещё одну их сестру Людмилу выслали из Ленинграда в Оренбург. Там в 1937 г. Дарью и Софью арестовали. Софья была расстреляна, а Дарья умерла в тюрьме в 1940 г.

Вот как бы повели себя его тетки, останься они живы, во время войны Симонов и изобразил в романе, а Столпер с гениальным исполнением Тяпкиной в фильме.

Продолжение следует.