Найти в Дзене

На уазах — через величайшую пустыню

Какие внедорожники покоряли песчаные барханы Сахары задолго до того, как это стало мейнстримом ралли «Париж—Дакар»? Как, вы уже догадались, о чём мы хотим рассказать?! В 1975 году четыре УАЗ‑469Б дважды пересекли Сахару «из конца в конец». Экспедицию организовали братья Марторелли — представители итальянской династии автогонщиков и предпринимателей, которые сыграли ключевую роль в популяризации УАЗа в Европе. Своим проектом они стремились доказать: при надлежащей подготовке и помощи надёжной техники любой человек сможет уверенно путешествовать по самым негостеприимным уголкам планеты. Кроме того, это была яркая рекламная кампания продукции Ульяновского завода — господа Марторелли по сути выступали его дилерами. Мы обязательно ещё расскажем о них на нашем канале. В январе 1975 года из Туниса на юг отправилась экспедиция: в её составе был один УАЗ‑469 с дизелем европейской сборки и три серийных УАЗ‑469Б. Машины тщательным образом подготовили к пустынному переходу, и единственной нестанда

Какие внедорожники покоряли песчаные барханы Сахары задолго до того, как это стало мейнстримом ралли «Париж—Дакар»? Как, вы уже догадались, о чём мы хотим рассказать?!

В 1975 году четыре УАЗ‑469Б дважды пересекли Сахару «из конца в конец». Экспедицию организовали братья Марторелли — представители итальянской династии автогонщиков и предпринимателей, которые сыграли ключевую роль в популяризации УАЗа в Европе. Своим проектом они стремились доказать: при надлежащей подготовке и помощи надёжной техники любой человек сможет уверенно путешествовать по самым негостеприимным уголкам планеты. Кроме того, это была яркая рекламная кампания продукции Ульяновского завода — господа Марторелли по сути выступали его дилерами. Мы обязательно ещё расскажем о них на нашем канале.

-2

В январе 1975 года из Туниса на юг отправилась экспедиция: в её составе был один УАЗ‑469 с дизелем европейской сборки и три серийных УАЗ‑469Б. Машины тщательным образом подготовили к пустынному переходу, и единственной нестандартной деталью оказался дополнительный бензонасос. Компанию внедорожникам составил советский «Днепр» с коляской — первый мотоцикл, пересёкший Сахару. УАЗы гружёные были словно верблюды в караване: помимо экипажей, каждый вёз по несколько центнеров припасов и запасных частей. Из 14 участников лишь двое имели опыт пустынных рейдов, но вера в надёжность техники придавала всем уверенность и решимость.

-3

Первую часть пути до столицы Нигера — Ниамея — можно было пройти по асфальту, но команда сознательно выбрала старый маршрут через Тояуне с обрывами, крутыми подъёмами и опасными спусками. Вековая эксплуатация оставила на дороге глубокие трещины и следы недавних наводнений. УАЗы без проблем прошли эту разминку и выехали на асфальт, который тоже оказался коварным: пустынный ветер постоянно заносит дорогу, и вылететь на песчаный язык с разгона так же опасно, как соскользнуть на льду. И всё же эти испытания не остановили «козликов».

-4

За Хасси Бел Гуебоур начинались уже не просто дороги, а настоящие пески. Алжирские полицейские сначала отказывались пропускать экспедицию дальше, предупреждая о смертельной опасности, но после тщательного осмотра машин дали добро и пожелали удачи.

Дальше путь напоминал поверхность океана, по которой катятся песчаные волны. Искать занесённую тропу — если её вообще можно было назвать дорогой — приходилось часами: она скрывала ямы, камни и трещины. Всё внимание было приковано к полотну под колесами. В одном из перегонов пропали запасные колёса от мотоцикла — никто не заметил утраты до вечерней стоянки, и впервые возник страх, что придётся бросить технику. Сработал «телеграф пустыни»: навстречу попались алжирские автомобилисты, их попросили осмотреть дорогу — колёса нашли и отправили самолётом в следующий пункт маршрута.

Караван продолжил путь через безлюдные пространства и пыльные бури. На севере Нигера перегруженный дизельный УАЗ на полном ходу угодил в большую яму, скрытую в тени одинокого дерева, взмыл носом и тут же рухнул во вторую; передний мост раскололся, словно гранат. Многие машины там бы и остались, но после шести часов ремонта подручными средствами и крепкими словами УАЗ снова встал на ход: мост стянули стальным тросом, и автомобиль проехал ещё 1500 км до Ниамея.

-5

Пока ремонтировали товарища, остальные УАЗы отправились осматривать африканские заповедники. Тропы, по которым ходят животные, людям явно не подходили — участники жаловались, что постоянная тряска буквально выворачивала внутренности. Внедорожникам же это было нипочём. Уйти из заповедника пришлось по другой причине: рев моторов рассердил стадо слонов, и экипажи были вынуждены удирать на приличной скорости.

-6

Когда ремонт наконец завершили, времени оставалось в обрез — до погрузки судна в Тунисе, на котором машины покидали Африку, оставалось всего несколько дней. Тогда УАЗы совершили решительный экспресс‑рейс назад: снова зловещие пески, опасные горные тропы и постоянные ремонты «на ходу». Тем не менее экспедиция прибыла без потерь за сутки до назначенного срока. Пройдя одиннадцать тысяч километров, из которых семь тысяч — по песку, участники возвращались уставшие, но гордые и полные желания повторить опыт.

Так наши УАЗы вместе с итальянскими попутчиками в честном бою пересекли самую большую пустыню Земли и стали одними из первых предвестников легендарного ралли «Париж—Дакар», старт которого состоялся лишь четыре года спустя.