Существует предположение, что взрослость представляет собой длительный период постоянного неуклонного развития (или упадка). Но это не так. Такое предположение о взрослости является по сути своей детским.
На момент приближения середины жизни, человек обычно укореняется в привычных психологических паттернах и уютно устраивается на работе и/или в семье. Или не уютно, но всё же привычно и понятно.
Затем как будто внезапно наступает кризис: в один прекрасный день вы просыпаетесь и чувствуете себя обессиленными; всё, чем вы владеете, вызывает отвращение; достижения не радуют; старые формы сотрудничества и деятельности доставляют неприятности.
Способность гордиться вашими «достижениями» – детьми, имуществом, карьерой, успехами – оказалась утраченной, и у вас остался вопрос: что же произошло прошедшей ночью? Куда все исчезло?
В Юнгианской психологии существует понятие "лиминальность".
Лимина́льность (англ. Liminality, от лат. līmen — порог, пороговая величина) — физиологический, неврологический или метафизический термин, обозначающий «пороговое» или переходное состояние между двумя стадиями развития человека или сообщества. Закономерности лиминального периода как периода «жизненных перемен» или «кризисов развития» в обрядах перехода первобытных сообществ исследовали Арнольд ван Геннеп и Виктор Тёрнер.
Лиминальность связана с изменением социального статуса, ценностей и норм, идентичности (identity) и самосознания.
Лиминальность помогает нам освободиться от структур систематического порядка и заданных исторических последовательностей с помощью перехода к свободному ассоциированию, возврата к предыдущему состоянию, мимолетному впечатлению, фантазии.
На стадии лиминальности середины жизни, у клиентов часто возникают проявления патологических симптомов, которые ставят их в тупик. Это могут быть панические атаки, тревожность, кардионевроз, навязчивые чувства и мысли, депрессия и многое другое. Но при правильном истолковании значений этих симптомов, они могут сообщить нам то, что оказалось вытесненным и заброшенным из-за требований и ограничений, установленных в процессе жизни в социуме.
Осознание своих вытесненных побуждений приводит к действиям по изменению сложившейся ситуации, а также к исчезновению симптомов и более глубокому переживанию глубин психического существования.
Новое состояние сознания, которое формируется на основе длительного переживания лиминальности середины жизни, заключает в себе двойной смысл – основных ограничений нашего существования и более широких целей и задач.
«Тяжелым заблуждением, – пишет Юнг, – является мысль, что достаточно достичь некоторого понимания образов и что познание может здесь остановиться. Интуитивное понимание их должно трансформироваться в этическое обязательство» (Jung, 1961, р. 192–193).
Это высказывание отражает наше этическое обязательство по формированию жизни в соответствии с ограничениями и задачами, поставленными интуитивными открытиями, обретенными во время инициации при спуске в бессознательное.
Переживание жизни и мира в границах лиминальности означает переживание существования «в пути» и открытие там важности дружеского общения и взаимности, которое существует между обнаженными душами.
Многих из нас, конечно, привлекает интенсивность переживания, доступная в состоянии лиминальности, даже когда мы боимся его побочных эффектов в виденеуверенности, неустойчивости и уязвимости, сопровождающих нас на этом пути.
Юнг предлагал занять выжидательно-наблюдательную позицию в этом случае. Эта позиция была диаметрально противоположна позиции праздности. Она возникла из любознательности в отношении жизни и событий. События происходили, и он позволял им происходить, не отворачиваясь от них, авнимательно наблюдая за их развитием, терпеливо выжидая, какой будет результат. Такая позиция избавляет нас от возможности "наломать дров", оказавшись в кризисе, но в то же время не остаться безучастным к собственной судьбе.
А у вас бывали кризисы в жизни? Как с ними справлялись?