1957 год
В деревне Сверчково зима в тот год выдалась особенно суровой. Снег лег еще в ноябре и с тех пор только нарастал, укутывая избы пушистым одеялом. Но в канун Рождества мороз словно смягчился, небо прояснилось, и на темном бархате небосвода зажглись бесчисленные звезды - будто в преддверии чуда, в которое многие советские граждане уже не верили, будучи слишком практичными и далекими от религии, примет и предрассудков.
Но только не сестры Арина и Галина, привыкшие с раннего детства отмечать Рождество Христово. Мама их только что вынула из печи рождественский пирог и вышла в сени.
Арина, старшая из сестер, высокая и статная девятнадцатилетняя девушка с тяжелой русой косой, накрывала на стол, помогая матери. А семнадцатилетняя Галина вертелась у окна, прижавшись лбом к холодному стеклу.
- Галя, не стой у окна, помоги лучше мне.
- Смотри, какие звезды! - прошептала Галина, не отрываясь и будто не слыша сестру. - Прямо как в ту ночь, помнишь?
Арина помнила. Год назад, в такое же Рождество они с сестрой гадали на суженого. Они ничего не увидели, как не вглядывались в зеркало, хотя Галя говорила, что вроде ей какой-то силуэт почудился. Хорошо, что матушка этого не видела, а то схлопотали бы по первое число за это мракобесие, как называла Дарья эти гадания.
- А давай опять погадаем? - тихо попросила Галя старшую сестру, но тут вошла мать из сеней и строго пальцем погрозила:
- Только попробуйте. Нельзя это делать.
- В Рождество возможно все, - упрямо произнесла Галя. - Помнишь, что бабушка Евдокия говорила? "В эту ночь небо открывается, и молитвы долетают прямо до Бога".
- Ну так и правильно она говорила - молиться надо, а не гадать. Садитесь за стол, вон уж отец во двор заходит.
После трапезы Иван, который все годы вместе с женой хранил веру, прочел отрывок из Евангелия, а затем семья принялась за традиционные сладости - пирог, кутью и запеченные зимние яблоки.
Когда часы пробили одиннадцать, Галина не выдержала и пнула сестру под столом, взглядом показывая на комнату. Арина все поняла, она встала и последовала за сестрой. Дарья догадывалась, куда и зачем дочки пошли, нахмурилась, но ничего не сказала, вспомнив себя в молодости.
- Так, Галка, в этот раз без зеркал, а то и правда, от матери попадет, - предупредила сестру Арина.
- Я про другое гадание узнала от подружек. Вот, смотри, что у меня есть - Галя протянула кусок воска и тонкое обручальное бабушкино кольцо. - Начнем?
Арина кивнула, хотя в душе сомневалась. Она была практичнее сестры, верила в труд и терпение, а не в чудеса. Но Рождественская ночь делала ее мягче и сговорчивее.
Первой гадала Галина. Растопив воск над свечой, она вылила его в чашу с холодной водой. Воск застыл причудливой фигурой, напоминающей птицу с раскрытыми крыльями.
- Птица! - восхищенно прошептала Галина. - Это к переменам, к далекой дороге! Может, я уеду учиться?
- Ну ты же хотела поступить в медицинский институт, - усмехнулась Арина.
- Вот видишь! Теперь твоя очередь.
Арина, пожав плечами, подошла к столу и восковой слепок получился похожим на дерево с мощными корнями и раскидистой кроной.
- Дерево... - задумчиво сказала Галина. - Может, это к семейному счастью? Или к прочному дому?
- Или просто к тому, что я навсегда останусь в Сверчково, - с легкой грустью произнесла Арина. Она мечтала стать учительницей, но после школы осталась помогать родителям, бабушка заболела и она за ней ухаживала.
- Не грусти, выучишься еще и станешь учительницей, - обняла ее сестра. - А теперь погадаем на суженого!
Галина привязала кольцо на шелковую нитку и осторожно опустила в стакан с водой. Затем, держа нитку пальцами, начала медленно выводить кольцом буквы алфавита, которые она разложила на столе.
Кольцо сначала качалось хаотично, но потом начало совершать явные движения. Получилось имя Пётр.
- Пётр? - удивилась Арина. - Я не знаю таких, кто подошел бы по возрасту. Либо мал еще, либо дед Петр Игнатьевич, но ему уж сто лет в обед.
- Может, я в городе какого-нибудь Петра встречу, - рассмеялась Галина.
- Всё может быть, но теперь моя очередь, - произнесла Арина и взяла нитку с кольцом.
К ее удивлению, кольцо почти сразу начало четко выписывать буквы: Л Е В
- Лев! - Арина рассмеялась. - А чего не тигр? И откуда у нас в Сверчово Лев вдруг возьмется? Эх, Галка, зря только время потратили. Пошли к Татьяне, она тоже Рождество отмечает.
***
Они уж забыли о своем гадании, но через два месяца, в конце марта, когда девушки возвращались из сельского клуба, они встретили незнакомцев.
Двое мужчин, явно горожан в добротных пальто, стояли у поворота к реке и о чем-то оживленно беседовали.
- Простите, девушки, вы не подскажете дорогу к Ельникам? - спросил высокий и широкоплечий парень. - Похоже мы заблудились.
- Да вы же совсем не туда пошли! - воскликнула Арина. - Ельники в противоположную сторону, за лесом. Не местные, да?
- Мы из райцентра приехали к другу, да вот с пути сбились. Автобус, что должен был нас довезти. сломался. Что же теперь делать? У меня от этой мартовской жижи уже все ноги мокрые, - пожаловался тот, что был пониже ростом.
- А заходите к нам, обогреетесь. Дома отец с мамой, они вам покажут дорогу потом, или отец отвезет на лошади на санях.
- Это очень неудобно, - произнес тот, что был выше ростом.
- Это верно, - ответил другой со вздохом. - Но, чувствую, если ноги не прогрею, завтра ты будешь применять на мне свои знания врача.
- Девушки, спасибо за приглашение, придется нам принять его, - ответил высокий и произнес: - Меня Львом зовут, а это мой двоюродный брат Петя.
Услышав эти имена, сестры встали как вкопанные и хлопали глазами, но Арина быстро взяла себя в руки, ущипнула сестру за руку и махнула рукой парням, чтобы они следовали за ней.
В избе пахло чаем и пирогами, Дарья, узнав о том, что парни сбились с пути, не стала ругать дочек за то, что они привели незнакомых парней, а усадила молодых людей поближе к печи и заварила травяной чай для согрева. Иван же, усмехнувшись, достал настоечку и сказал, что это получше любого чая согреет.
- Чем вы занимаетесь в своем городе? - спросил Иван.
- Я на врача учусь, - ответил Пётр. - И хотел бы, как моя мать, поработать в деревне. Сам я тоже деревенский, из соседнего района и знаю, как в селах не хватает врачей.
Галина слушала, затаив дыхание. Неужто и правда, судьба эта её в дом пожаловала?
Лев же оказался удивительным собеседником. Он рассказывал о старинных избах, о секретах плотников, чьи постройки стоят веками. Арина, сама того не замечая, вовлеклась в разговор, спрашивала о деталях, делилась наблюдениями о местной архитектуре. Он оказался реставратором.
- Вы обладаете удивительным чувством красоты, - сказал Лев, внимательно глядя на нее. - И глубоким пониманием родных мест.
Арина покраснела, почувствовав, как сердце забилось чаще.
Когда гости собрались уходить, Лев вдруг обратился к родителям сестер
- Иван Дмитриевич, Дарья Степановна, я буду здесь через неделю в ваших краях, позволите мне зайти к вам.
- И мне, если можно, - быстро добавил Пётр, глядя на Галину. - Хотел бы узнать про здешнюю жизнь подробнее... Пригодится для будущей работы.
- Конечно, заходите! - улыбнулся Иван.
После их ухода в избе воцарилось молчание, нарушаемое только потрескиванием дров в печи.
- Вот так встреча, - наконец сказала Арина. - Неужто то гадание сбывается.
- О чем вы, дочки? - спросила Дарья и девушки выложили её всё про ту Рождественскую ночь.
- Вот не верю я ни в какое гадание. А в просмысел Божий верю, - улыбнулась Дарья. - Что же, посмотрим, что из этого выйдет.
Неделя пролетела как один миг. А потом прибыли Пётр и Лев. Они позвали девушек погулять, но вскоре разделились на пары и пошли разными дорогами.
- Вы были в областном городе, Арина? - Спросил Лев.
- Я никогда никуда не уезжала из Сверчково дальше райцентра, - призналась Арина. - Иногда мне казалось, что я что-то теряю. А теперь понимаю - может, наоборот, что-то сохраняю.
- Вам обязательно понравится. А давайте, когда еще потеплеет, съездим вместе. Я вас в кино свожу, на набережную, погуляем в сквере.
Арина покраснела от смущения, но кивнула.
Петр и Галина тоже не теряли времени. Он рассказывал ей о медицине, она же о своей мечте стать врачом. У них было много общего.
***
В ту же ночь после их отъезда сестры снова сидели в своей комнате, в темноте перед свечой, но не гадали, а секретничали.
- Ты веришь теперь? - тихо спросила Галина.
Арина усмехнулась.
- Верю, что Рождество - это время чудес. Иначе как объяснить появление Петра и Льва в селе, и что каждый из них заинтересовался той, что был подсказан гаданием?
ЭПИЛОГ
Галина, словно птица, вылетела из родительского гнезда. Поступив в медицинский институт, она вышла замуж за Петра. Он работал в районной поликлинике, но когда Галя закончила учебу, они вместе уехали в рабочий поселок под Читой.
Арина же, подобно дереву, пустила корни в своей семье со Львом. Она была самой настоящей хранительницей очага, мамой троих детишек и любящей женой.
Кто знает, что привело этих двух двоюродных братьев в село - гадание, или же и правда, промысел Божий, но каждая из сестер нашла свою судьбу.
С праздником вас! С Рождеством Христовым!
Другие рассказы можно прочитать по ссылкам ниже: