Предыдущая статья:
Таким образом, внимательный анализ фотографии "Утро на Ауспии" и сравнение этого фото с другим фото, сделанном в том же месте в то же время, показывает, что перед нами - еще один фотомонтаж, изготовленный Ивановым.
Правильно заданный вопрос уже наполовину содержит ответ
Фотомонтаж очень странный: судя по всему, Иванов ничего не изменил ни в расположении дятловцев, ни в палатке, ни в вещах перед палаткой. И он изменил только задний фон - деревья, расположенные за палаткой.
И, естественно, сразу возникает вопрос: а зачем Иванову понадобилось изготавливать такой странный фотомонтаж? Может быть, на настоящем, оригинальном, кадре дятловцев за палаткой находилось нечто, что Иванову нужно было обязательно скрыть, и именно поэтому он заменил задний фон на этом фото другими деревьями?
Или, быть может, Иванову нужно было, чтобы на его фотомонтаже на заднем плане, за палаткой, находились именно такие деревья, а не те, что были на настоящем кадре дятловцев?
И откуда Иванов взял эти деревья для заднего фона на своем фотомонтаже? Просто "нарисовал"? Или он взял их с какого-то другого кадра, который сделал он сам?
Поляна на месте липового "лабаза"
Как известно, 2 марта 1959 года в верховьях Ауспии, совсем недалеко от лагеря поисковиков, был обнаружен странный "лабаз" - который, согласно "официальной версии", якобы был сделан дятловцами утром 1 февраля, незадолго до своей гибели. "Лабаз" очень-очень странный - с картоном из-под коробок и с вареной колбасой.
Кто, как, когда и зачем в действительности соорудил этот липовый "лабаз" - об этом я ранее писал очень подробно: этот липовый "лабаз", по поручению Масленникова, 1 марта соорудили двое мансюков, Степан Куриков и Алексей Анямов, положив в него продукты из лагеря поисковиков. А на следующий день, 2 марта, эти двое мансюков вывели на "лабаз" двух студентов-поисковиков, Бориса Слобцова и Вадима Брусницына.
А теперь давайте, уважаемые читатели, внимательно рассмотрим поляну, на которой 2 марта нашли этот липовый "лабаз". Вот, на фото ниже Слобцов и Масленников стоят у этой поляны - "лабаз" еще не откопали, на его месте торчит пара лыж, которую Масленников вытащил из-под палатки на склоне и воткнул в место "лабаза".
И обратим внимание на деревья вокруг этой поляны.
Слева стоит покосившаяся береза (Б0). А с правой стороны поляны сначала идет крупная ель (Е1), рядом с ней кривая елочка поменьше (Е2). Правее, ближе к нам, видна еще одна кривая береза (Б4), за которой проглядывает небольшая елка (Е3), а в глубине видна еще одна кривая ель покрупнее (Е5). Наконец, справа видны еще две толстые березы, тоже кривые (Б6 и Б7).
Ниже на схеме я изобразил примерное расположение всех этих деревьев у поляны.
Можно посмотреть и другие фото с этой поляной - и вы убедитесь, что расположение деревьев я обозначил правильно.
Фото поляны с Аскинадзи
Качество кадров с поляной выше неважное, хотя все деревья вполне просматриваются. Но есть еще одно фото с этой поляной. Это фото было сделано уже позже, в конце апреля-начале мая 1959 года группой поисковиков во главе с Владимиром Аскинадзи. Предыдущая группа поисковиков во главе с Блиновым показала им место, где 2 марта был найден "лабаз", и кто-то из поисковиков (скорее всего, Мохов) сделал этот кадр.
Достоинство этого кадра состоит не только в том, что он достаточно хорошего качества, но и в том, что он был сделан, когда снег на поляне и на деревьях почти растаял. А потому все деревья вокруг этой поляны (кроме березы Б0) на этом кадре видны особенно ясно и отчетливо. Можете сравнить его c фото выше - с учетом, что снег под деревьями уже подтаял и этот кадр был сделан несколько с другого ракурса, и убедиться, что там все в точности сходится. То есть блиновцы показали группе Аскинадзи место "лабаза" правильно.
Деревья на фото "Утро на Ауспии"
А теперь давайте, уважаемые читатели, еще раз посмотрим внимательно на фото "Утро на Ауспии". На деревья, стоящие за палаткой, в правой части фото.
Нетрудно заметить, что за палаткой, в правой части фото, стоят те же деревья, что у поляны, на которой Масленников соорудил свой липовый "лабаз", но снятые с несколько другого ракурса.
Есть только одно существенное отличие: слева от ели Е1 на фото "Утро на Ауспии" стоит еще одна большая ель, с очень пушистыми и длинным ветками (на Фото 11 выше я ее обозначил зеленым прямоугольников со знаками вопроса). А на поляне с "лабазом" такой ели нет.
То есть Иванов эту ель просто "нарисовал". И именно поэтому задний фон на фотомонтаже "Утро на Ауспии" в левой части выглядит таким размытым и невнятным.
Для чего Иванов нарисовал эту ель слева? Очевидно, для того, чтобы как-то "согласовать" свой фотомонтаж "Утро на Ауспии" с другим кадром с палаткой, с Тибо и Колеватовым. На этом кадре хорошо видно, что за палаткой стоят две крупные ели.
А на поляне с "лабазом" слева стоит только одна крупная ель. И поэтому вторую ель Иванову пришлось просто "нарисовать". И она у него получилась очень большой и пушистой, с очень длинными ветвями - на Фото 13 эта вторая ель явно не такая пушистая, и стоит она к первой ели гораздо ближе.
Зачем такие страдания "советского Вертера"?
Таким образом, откуда взялись деревья за палаткой на фотомонтаже "Утро на Ауспии", нам теперь понятно: Иванов взял их с кадра поляны с "лабазом", который он сделал в начале марта 1959 года, когда вылетал на перевал. И только самую левую ель за палаткой, самую пушистую и ветвистую, Иванову пришлось нарисовать самому. Ну, и снег на ветках деревьев Иванову (или его помощнику) также пришлось нарисовать - ведь в начале марта на этих деревьях у поляны с "лабазом" такого большого снега не было.
Он же там был, на перевале, в лагере поисковиков, в начале марта. Иванов прилетел на перевал 1 марта - и прилетел он, в первую очередь, именно для того, чтобы составить Протокол об обнаружении "лабаза". А на следующий день, 2 марта, этот "лабаз" был счастливо "найден". И Иванов сделал несколько кадров этой поляны с "лабазом", с нужного ему ракурса. А потом использовал эти кадры для того, чтобы изготовить свой фотомонтаж "Утро на Ауспии" - заменив на нем деревья за палаткой деревьями, стоявшими у поляны с "лабазом".
Но здесь возникает все тот же вопрос: а зачем Иванову все это понадобилось? Зачем он снял поляну с "лабазом" в нужном ему ракурсе? И зачем он заменил деревья на своем фотомонтаже "Утро на Ауспии" деревьями с кадра, который он сделал на поляне с "лабазом"? И зачем Иванов потом так старательно пытался распространить изготовленный им фотомонтаж среди студентов УПИ и родственников дятловцев - приглашая студентов в свою фотолабораторию при Свердловской прокуратуре и дав им отпечатать со своей фотопленки этот изготовленный им фотомонтаж?
Зачем нужны были такие страдания этого "советского Вертера" из Свердловской прокуратуры? Но об этом - уже в следующей статье.
Продолжение: