Найти в Дзене

Зима. Акварель и не только.

Писать с натуры на улице зимой холодновато. А при отрицательной температуре к тому же и вода замерзает. Я пробовал писать заснеженный пейзаж, сидя на природе, когда температура чуть выше нуля. Но вот становится чуть холоднее, и цветовые акварельные заливки прорезаются острыми ледяными кристаллами. Ещё немного - и вода замёрзнет в банке. К сожалению, эти красивые кристаллические структуры на акварельных заливках при переносе этюда в тёплое помещение терялись, таяли. И только потом лист подсыхал. А оставить лист на улице для вымораживающей сушки тогда у меня возможности просто не было. Вообще, предпочитаю писать пейзаж со снегом в помещении с самого начала. Да и выглядывая в окно, если оно не заледенело, это тоже можно делать. Только вот не всегда в окно можно увидеть впечатляющий образный пейзаж. Но на улице можно делать зарисовку, возможно даже цветными карандашами. И тогда становится важнее, чтобы сами руки не заиндевели, чтобы пальцы сохраняли нужную степень подвижности. А можно писа

Писать с натуры на улице зимой холодновато. А при отрицательной температуре к тому же и вода замерзает. Я пробовал писать заснеженный пейзаж, сидя на природе, когда температура чуть выше нуля. Но вот становится чуть холоднее, и цветовые акварельные заливки прорезаются острыми ледяными кристаллами. Ещё немного - и вода замёрзнет в банке. К сожалению, эти красивые кристаллические структуры на акварельных заливках при переносе этюда в тёплое помещение терялись, таяли. И только потом лист подсыхал. А оставить лист на улице для вымораживающей сушки тогда у меня возможности просто не было. Вообще, предпочитаю писать пейзаж со снегом в помещении с самого начала. Да и выглядывая в окно, если оно не заледенело, это тоже можно делать. Только вот не всегда в окно можно увидеть впечатляющий образный пейзаж. Но на улице можно делать зарисовку, возможно даже цветными карандашами. И тогда становится важнее, чтобы сами руки не заиндевели, чтобы пальцы сохраняли нужную степень подвижности. А можно писать зимний пейзаж и по воображению, по памяти и т. д.

Пресняков М. А. Рубеж тысячелетий. 1998 г., бум., акв.
Пресняков М. А. Рубеж тысячелетий. 1998 г., бум., акв.

Этой работы у меня на руках давно нет. А потому указать её размер точно не могу. Может быть, он была примерно 35 на 47 см. Это место остановило моё внимание собранием символов после того, как я вышел тогда после просмотра выставок в здании Крымском валу. Когда куда-то еду, то часто с собой беру хотя бы листы бумаги и карандаши. В этом изображённом мною пейзаже собрано как минимум два ракурса, и некоторые мелкие детали на переднем плане просто придуманы. Но в целом образ относительно документален. Я поставил себе задачу в этом случае написать работу, используя только акварель. Но намного удобнее изображать пейзаж со снегом с применением белил и пастели.

Пресняков М. А. Смерть дома. 2003 г., бум., акв., бел., паст., 55,5х80,5
Пресняков М. А. Смерть дома. 2003 г., бум., акв., бел., паст., 55,5х80,5

Я неоднократно проходил мимо этого домика в Рязани на улице Кудрявцева, пока не решился его изобразить. Дом, как и соседний, тогда уже выглядели заброшенными, и явно предназначались под снос. Мне их было искренне жаль, ака вообще приметы городской старины. На заднем плане возвышались пятиэтажные строения. Меня они не интересовали. Процесс взлома я, конечно, не застал. Но предположить варианты сюжетов оказалось несложно. Работал по наброску в мастерской, конечно. Снег поначалу я проложил по акварели белилами. Но через какое-то время, когда я был в отъезде, протечка крыши во время дождей немного подмочила уже оформленную работу - прежде всего пострадало небо. Я лист выглаживал утюгом и стал ретушировать пастелью. Пастель усилила эффект "мягкости" красочных переходов в небе.

Пресняков М. А. Перемена ледостава. 2023 г., бум., смеш. техн., 43х56
Пресняков М. А. Перемена ледостава. 2023 г., бум., смеш. техн., 43х56

В какой год именно с Крымского моста я увидел заснеженные льдины на Москве реке - точно не помню. Пейзаж не столь сложен. А вот фактура на воде мне долго "не давала покоя", хотя видел я её раз и мельком. В каких-то местах льдинки выстраивались тогда в нечто похожее на плоты, в других местах их скопления напоминали фрагменты панциря черепахи... В этом случае я изначально не собирался работать акварелью. Затонировал лист акриловыми цветовыми растяжками и занялся прорисовкой по ним цветными карандашами. Считаю это очень удобным приёмом работы - нижний слой стабилен, а верхний можно исправлять, менять. Сверху можно опять что-то учтонить акрилом и добавить белого снега белилами гуаши - они несколько светлее смотрятся.

Пресняков М. А. Где мы - там лето! 2024 г., холст на карт., актрил, 30х50
Пресняков М. А. Где мы - там лето! 2024 г., холст на карт., актрил, 30х50

Это место близ Борок я много раз проезжал на автобусе в конце зимы. Почти с первого раза вид мне запомнился. Но просто беседки на фоне замёршего и заснеженного карьерного озера - что-то в этом не хватало. И только когда образ в моём воображении "дозрел" до фантастического сюжета, я взялся за кисть. Применял в этом случае я только акрил. Так решил с самого начала. И решил завершить добавлением особой фактуры, которая сделала бы "холод" немного более "колючим". Может быть, для кого-то важна "зима в душе". Но предполагаю, что для большинства важнее зимой сохранить в душе летнее тепло.

Есть задачи технические, связанные с использованием тех или иных художественных материалов. Продуманное последовательное применение разных художественных материалов позволяет добиться нужного зачастую несколько быстрее. Если нет задачи использовать только один выбранный материал. На мой взгляд, важнее добиться того, чтобы "образ сложился". И в каждом конкретном случае есть по этому поводу что обсудить. Об этом порой мы и говорим в "Студии изобразительного искусства (Творческие мастерские)" (Рязань, Соборная 52, 4 этаж, 44 каб.).