Найти в Дзене
Будущее не в прошлом

«Двадцать четыре стратегии Чанъаня» (2025): секреты сюжета и тонкости психолоии

Хочу еще покопаться в этой дораме, поскольку здесь многое (для меня) показалось необычным для нарративов китайской культуры. Это чисто мое, может, как говорят китайцы, «слишком много думаю (надумываю)», так что текст следует считать приглашением к диспуту, чем нравоучением. (если думаете смотреть или не смотреть, то почитайте обзор без спойлеров) Как известно, с какого-то момента трактовка Мэн-цзы стала ортодоксальным пониманием конфуцианства, где первой догмой записана фраза «все люди по природе добродетельны», а становятся злыми лишь потому, не повезло родиться в злом окружении. Но есть и другая версия конфуцианства от Сюнь-цзы, где утверждается, что природа человека изначальна порочна, но он рождается с универсальной возможностью становится добродетельным через способность учиться и желание работать над собой. Проще говоря, героями не рождаются, героями становятся, и это происходит (в том числе) благодаря выбору в каждой критической точке жизненного пути. Не только то, какое решение
Оглавление

Хочу еще покопаться в этой дораме, поскольку здесь многое (для меня) показалось необычным для нарративов китайской культуры. Это чисто мое, может, как говорят китайцы, «слишком много думаю (надумываю)», так что текст следует считать приглашением к диспуту, чем нравоучением.

(если думаете смотреть или не смотреть, то почитайте обзор без спойлеров)

Философия

Как известно, с какого-то момента трактовка Мэн-цзы стала ортодоксальным пониманием конфуцианства, где первой догмой записана фраза «все люди по природе добродетельны», а становятся злыми лишь потому, не повезло родиться в злом окружении. Но есть и другая версия конфуцианства от Сюнь-цзы, где утверждается, что природа человека изначальна порочна, но он рождается с универсальной возможностью становится добродетельным через способность учиться и желание работать над собой.

Проще говоря, героями не рождаются, героями становятся, и это происходит (в том числе) благодаря выбору в каждой критической точке жизненного пути. Не только то, какое решение принимают персонажи, но и почему — важнейшая составляющая истории, что делает дораму альтернативной трактовкой конфуцианства. Иногда ходы сюжета предсказуемы, но соль интереса не только в том, что будет, но и как это случится.

Кратко о сюжете (спойлеры)

Наш герой, Се Хуай Ань, теряет в детстве родителей и 15 лет вынашивает план мести убийцам отца. По природе он не злодей, заботится о своей единственной сестре и друзьях. Понимая, что люди склонны совершать злодейства под влиянием обстоятельств и принуждению, прощает таких, если они готовы искупить свой кармический долг. Главные цели мести — люди, сознательно предавшие его отца и запятнавшие себя его кровью.

Император Сяо У Ян призывает Се Хуай Ань в столицу и дает ему право на месть, поскольку у них общие враги. Изначально кажется, что это неравная битва: хитрый и безжалостный генерал Янь Фэн Шань с огромной армией теневых стражей Хубэнь против безусого юнца, у которого в активе только разрешение императора устранить мятежников и несколько преданных друзей. Однако Се Хуай Ань со своим стратегическим мышлением проводит несколько удачных операций по устранению самых одиозных приспешников Янь Фэн Шаня, помогавших ему в убийстве его отца.

Более того, желая лишить противника козырей, Се Хуай Ань крадет из-под носа теневых стражей капризного и слабого младшего брата императора, лишая мятежников шанса законно владеть империей через марионеточного правителя. Сюжет не подыгрывает нашему герою, это игра на лезвии ножа, с ранениями, неустойчивой психологией младшего брата императора и даже проигранными битвами. Случайности, сильный противник, разнообразные мотивы персонажей создают ощущение реальной битвы, где победа совсем не очевидна, хотя и предсказуема.

Чтобы нивелировать предсказуемость победы, сюжет предлагает зрителю подумать о цене победы. Для начала, Се Хуай Ань жертвует хорошим другом по университету за спасение генерала северных войск. Тут хотя бы понятно, за что, но вот смерть родной сестры героя для зрителя кажется совсем бессмысленной. Тем не менее, это важный поворот сюжета, перевернувший дораму «Двадцать четыре стратегии Чанъаня» из политического триллера в психологическую драму.

Янь Фэн Шань убивает сестру Се Хуай Ань, чтобы сломить его дух и помутить ясный разум. Се Хуай Ань отвечает тем же и убивает приемного сына Янь Фэн Шань, спасшего когда-то генерала от демона безумной жестокости. Минутная слабость Янь Фэн Шань оборачивает для него полным поражением. Однако Се Хуай Ань не испытывает радости от победы. Он впервые понимает, что, поглощенный местью, сам становится демоном, жаждущим еще больше крови. Осознав это, он не хочет убивать противника, позволяя ему страдать от горечи поражения и надеясь на раскаяние.

Первая половина дорамы закачивается оттенками европейского гуманизма против жестокости: осознание, раскаяние, искупление и прощение. Казалось бы, герою можно уйти на покой, но тут появляется новый враг. Народ тэмо уже 40 лет планирует захват столицы китайской империи города Чананя. Лидер северных варваров в стратегической хитрости, целеустремленности, количестве теневых стражей на голову превосходит всё, что есть у китайцев, и Се Хуай Ань терпит в новой войне поражение за поражением. Очевидно, что по сюжету герой должен победить, но совершенно непонятно, как ему это удастся.

Во-первых, заставил угрозами генерал-губернаторов южных провинций объединиться с северной армией и вместе противостоять ордам племён тэмо. Во-вторых, придумал, как заманить тайных агентов тэмо в Чанане в ловушку и уничтожить одним ударом. В-третьих, укрепил волю младшего брата императора и не позволил использовать его как марионетку. В-четвертых, победил самого короля племен тэмо в битве мировоззрений.

Тема противостояния цивилизованных центральных равнин и варварских окраин занимает важное место в китайской культуре со времен династии Чжоу. В дораме эта идея воплощена как борьба мировоззрений. Народ тэмо, жестокий и хитрый, признает только силу и стремится захватить богатства Китая, превратив его жителей в рабов. Однако со временем даже такие дикие люди способны осознать превосходство китайской культуры, образа мыслей и перенять их.

Тайный страж Тэмо, прикидывавшийся сторонником Се Хуай Ань, не смог убить китайских учеников ради мести за своих сыновей, умерших от голода. За годы жизни в Чанане в его душе проросло зерно человечности, разрушившее желание богатства любой ценой. Старый друг короля Тэмо, скрывавший в Китае как великий наставник по прозвищу Соленые Огурцы, проникся китайской культурой и больше не хотел, чтобы мир делился на хозяев из Тэмо и китайских рабов, не хотел, чтобы жестокость племени Тэмо пришла в Китай. Он помогает Се Хуай Ань заманить короля Тэмо в ловушку, тем самым разрушив план захвата Чананя.

Гениальный замысел царя племени тэмо по захвату китайских богатств потерпел крах, поскольку его последователи прониклись благородством китайской философии. За несколько серий зрителям показана многовековая история: как китайская культура покоряла варваров, завоевывая их сердца. Тема выбора вновь звучит в дораме, но уже в историческом контексте.

Никакого хеппиэнда, победа достаётся ценой жертвы главного героя, но, если честно, то в ней нет никакой необходимости, просто жест поддержать трагизм сюжета.

Психология персонажей

В сценарии хорошо поработали над психологией персонажей. Есть классические типажи, вроде дяди героя, предающего из-за жадности и звериной сущности. Или друзей Се Хуай Ань, не ведающих ничего, кроме преданности.

Но самый сок — персонажи, меняющиеся под влиянием событий и собственного выбора. Кроме главного героя, пережившего осознание разрушения личности под влиянием маниакальной идеи о мести, мне лично понравилась история генерала Янь Фэн Шаня: трагичная история превращения в демона, сохранение остатков человечности под влиянием любви к приемному сыну, обретение эмпатии через собственную потерю и стремление искупить вину, как говорят китайцы, отдать кармический долг. Есть в его истории что-то библейское.

Очень много вставок из жизни разных персонажей, раскрывающих их личности и отлично вписанных в сюжет. Сделано мастерски, такое не расскажешь, надо смотреть.

Главный герой

Актер Чэн И в роли Се Хуай Ань не испортил дораму, его мрачная задумчивость отлично вписывается в трагическую атмосферу сюжета, но все же, на мой взгляд, ему не удалось передать оттенки переживаний персонажа в моменты выбора. Чисто мнение, не ругайте, повторюсь, обедни не испортил.

Сегодня котик не будет намекать на лайк, потому что писал в торопях для себя, мысли упорядочить.

-2

А на сегодня все...