Найти в Дзене

Про парадоксальную теорию изменений ч.2

Или когда внутреннее бессильно перед внешним Если резюмировать содержание предыдущего поста (https://dzen.ru/a/aTaXRdSnb1bElFHR), то изменения в жизни происходят легче и быстрее, когда мы начинаем влиять на внешние обстоятельства, отталкиваясь от того, какие мы внутри. Через наладку внешнего происходит изменение внутреннего состояния. На практике в 9 случаях из 10 получается, что как только беспокоящие симптомы уходят, интерес к искоренению корневых причин пропадает — как в лечении насморка. Нам достаточно адаптироваться к очевидной вещи, например, к нашей тревоге, устранив её триггер, чтобы наслаждаться результатом. Казалось бы, профит. Но здесь становится очевидной беспомощность теории парадоксального изменения, да и психотерапии в целом, в так называемых «закрытых системах», которые нельзя изменить и из которых сложно или вовсе нельзя выйти:
— класс, в котором ребёнка буллят
— тюрьма, больница
— работа, с которой невозможно уволиться по объективным причинам
— армия
— отношения с зав

Или когда внутреннее бессильно перед внешним

Если резюмировать содержание предыдущего поста (https://dzen.ru/a/aTaXRdSnb1bElFHR), то изменения в жизни происходят легче и быстрее, когда мы начинаем влиять на внешние обстоятельства, отталкиваясь от того, какие мы внутри. Через наладку внешнего происходит изменение внутреннего состояния.

На практике в 9 случаях из 10 получается, что как только беспокоящие симптомы уходят, интерес к искоренению корневых причин пропадает — как в лечении насморка. Нам достаточно адаптироваться к очевидной вещи, например, к нашей тревоге, устранив её триггер, чтобы наслаждаться результатом. Казалось бы, профит.

Но здесь становится очевидной беспомощность теории парадоксального изменения, да и психотерапии в целом, в так называемых «закрытых системах», которые нельзя изменить и из которых сложно или вовсе нельзя выйти:
— класс, в котором ребёнка буллят
— тюрьма, больница
— работа, с которой невозможно уволиться по объективным причинам
— армия
— отношения с зависимым, нарциссическим, манипулятивным или психопатическим партнером.

Добрая часть клиентских историй, связана с подобными ситуациями. "Как сделать так, чтобы мой парень перестал употреблять/пить/делать ставки?" "Как перестать реагировать на нападки и критику начальника?". Как уже говорилось, ответ прост — только прекратив отношения с таким парнем и перестав работать под таким начальником. Волшебной таблетки нет, хотя некоторым хотелось бы.

Надо признать, что если вы не можете повлиять на внешнюю среду, то изменений не произойдет. Терапия бессильна изменить что-то внутри, когда источник разрушения снаружи. Поможет только радикальная смена самой среды. Никто не может научиться переваривать гвозди или отражать голым торсом удары ножа. Вот такой вот неприятный факт, чтобы сделать свои ожидания от терапии более реальными.

Критика логотерапии и эскапизма

Кто-то может вспомнить опыт Виктора Франкла: как он в концлагере представлял себя читающим лекции на кафедре. Или позитивный рефрейминг, работу с негативными убеждениями, опыт стоиков.

И это, несомненно, в некоторой степени применимо и уместно.
Но важно понимать, что чуда здесь тоже нет. Это средства уровня безрецептурных обезболивающих из аптеки.

Эскапизм является, в сущности, попыткой контролируемой дереализации или диссоциации. А они, в свою очередь, — формы самопроизвольной защиты нашей психики. Предъявлять эти механизмы в виде некоего терапевтического инструмента для меня странно. Наша психика справится с ними самостоятельно в случае нужды, без посторонней помощи.

Да и на более высоком уровне видно, что эскапизм и разного рода переубеждение себя в том, что всё не так плохо по сути и есть прямое противоречие парадоксальной теории изменения. Не говоря уже о том, что здесь также присутствует отрицание и обесценивание собственных страданий, что затрудняет работу горя.

Что же делать в закрытых системах?

Работает что-то вроде Михаила Литвака. Экологичное манипулирование.
И антидепрессанты.

Помогает целеполагание «ради чего я это делаю» — это про взрослый выбор. Здесь же рядом осознанное принятие ответственности за события в своей жизни на себя. Внутреннее обещание выйти из системы, как только появится возможность. Это даёт надежду и силы выдерживать. Горевание опять же.

Но как правило, как только забрезжит хоть малейший шанс выскочить из этой ситуации, психика любыми способами подтолкнет нас к этому. Иначе психосоматика.

Что из этого следует?

Моя задача как терапевта — не научить человека грезить и дереализироваться, чтобы выжить во внешней катастрофе, а вернуть ему веру в свои силы и власть реально влиять на свою жизнь, чтобы в конце концов, он мог выйти из «закрытой системы».

#границытерапии #ответственность #эскапизм #психотерапия #ВикторФранкл