Найти в Дзене
о, кино!

Игра 2011 - незаметное насилие

* полный метр
Маловероятно, конечно, что кого-то случайно занесет на этот ранний Эстлундовский фильм, особенно учитывая, что я сама отговаривала смотреть у него что-то раньше "Форс-мажора", но вдруг. Не все же здесь меня сплошняком читают. В целом, не занесет, - и правильно сделает, фильм очень долгий, очень медленный, полный вот этих его приколов со статичной камерой, где даже с фокусным

* полный метр

Маловероятно, конечно, что кого-то случайно занесет на этот ранний Эстлундовский фильм, особенно учитывая, что я сама отговаривала смотреть у него что-то раньше "Форс-мажора", но вдруг. Не все же здесь меня сплошняком читают.

В целом, не занесет, - и правильно сделает, фильм очень долгий, очень медленный, полный вот этих его приколов со статичной камерой, где даже с фокусным расстоянием никто не играется, длинных дублей, часто все снято из-за каких-то дверей и из-под окон, словно камера подглядывает за действием, которое то и дело вываливается из поля ее зрения, что-то там ужасное за кадром происходит, а мы слышим только звуки. Думаю, вы представили, вот это вот все артхаусное-фестивальное, что кажется дилетантством, пока не окажется гениальностью. Смотреть строго ценителям.

Но я вам немного расскажу, даже, вопреки обычному, немного перескажу, потому что спойлеров тут не может быть по определению, а суть тесно связана с картинкой. Фильм как всегда у этого автора провокационный, и в центре на этот раз крайне острая проблема для Швеции (Европы), - вопрос мигрантов. Эстлунд об этом пытался вот говорить ещё в 2011, и, не смотря на всю осторожность творческого человека, само затрагивание этой темы вызвало неоднозначную реакцию. "Вы расист?", - прямо спрашивали интервьюеры моргавшего глазами режиссера.

А дело было так: ему на глаза попалась газетная вырезка😶 о том, что в Гётеборге задержано пятеро чернокожих подростков, ограбивших троих шведских детей. И вот этот образ белое-черное, тревожащий и контроверсивный застрял у него в голове. Эстлунд подорвался, поехал в тюрьму😶, расспросил этих парней, восхитился простотой и эффективностью их метода, благодаря которому они совершили около 40 ограблений, - а именно смесь "трюка с братом" (у моего брата украли такой же, как у тебя, телефон) и плохого/хорошего копа.

Ну а дальше просто набрал подходящих детишек и максимально реалистично воспроизвёл одно из таких ограблений. Примерно все, но вот, как он это снял... его фильм полон мешающихся под ногами неприкаянных детей и равнодушных взрослых. Всегда так почему-то с детьми в его картинах, надо думать, что-то личное.

И вот разворачивается этот вялый, но неотвратимый буллинг, травля и вымогательство, иногда скатываясь в насилие, иногда в почти дружескую болтовню, взгляды прохожих скользят мимо, попытки позвонить родителям ни к чему не приводят, взрослые, к которым обратились, не воспринимают всерьез. И ты как зритель вынужден точно так же, ещё одним пассивным взрослым наблюдать все это, переживая спектр сложных эмоций.

Для подростков преступников происходящее - нечто среднее между игрой и законами стаи, где больше всего влетит тому, кто засомневался. Для шведских детей - безвыходный капкан, где все нормальные адекватные попытки защиты, убежать, позвать на помощь, проваливаются, во многом опять же потому, что страшно потерять лицо перед друзьями и страшно, что будет ещё хуже, если сопротивляться.

Тут посмотревшие часто начинают теоретизировать, что это, мол, символ слабой Швеции и шведов, не способных постоять за себя, не умеющих остановить преступление и с детства не приученных к насилию (как будто приученность к насилию это что-то хорошее.) Но нет, это же Эстлунд, он проще, но одновременно шире, а ещё он никого не осуждает, он просто на тебя смотрит, как котик из старого мема, всё остальное твои домыслы. Никаких претензий у меня как у Эстлундовского зрителя к маленьким шведам не возникло, что еще должны были сделать три ребенка против группы малолетних бандитов? Ещё легко отделались.

Мне кажется, что самая общая тема тут как раз про потерю лица. Страшно выйти за рамки поведенческого стереотипа и поступить иначе, когда растешь в криминализированной среде. Страшно сделать замечание хаму и нарваться на грубость и угрозу. Страшно позвонить в полицию, вдруг повод пустяковый. Страшно допустить, что видишь что-то не то, это же дети, они же наверное просто так играют. Страшно закричать и позвать на помощь, когда не совсем уверен, так ли уж опасна ситуация, в которой оказался.

Параллельно там нарезками идёт бытовой сюжет про электричку, в которой кто-то бросил в проходе кроватку-качалку, и она блокирует дверь. И вот несчастный проводник весь фильм суетится, и так ее подвинет, и сяк, и объявление по громкой связи ещё раз сделает, и на английский его переведет, и вынесет уже было на перрон на остановке, да не решится, вернёт обратно. Ведь это чьё-то, нужное, наверное, колыбель. Неловко человеку.

Всем - неловко. Неловко быть носителем предвзятости и стереотипов, критиковать других, тех, кому хуже в жизни пришлось, выглядеть глухим, эгоистичным и бесчувственным. Не по себе признавать вслух связь мигрантов и криминала, ведь это совсем уже поперек толерантности, мультикультурности и "шведского социализма" и уже очень попахивает рас-измом, а все очень хорошо помнят, к чему это может привести.

Молчание ради политкорректности становится похожим на подавленные эмоции, - в итоге всё или взрывается в приступе ярости или застывает в затяжной депрессии. Цензура и самоцензура явления одного порядка, если запрещать себе даже думать в какую-то сторону, даже признать проблему, сложно размышлять о причинах и путях решения. "Не думай о белом слоне!", - как тут представишь, что ответов может быть больше, чем "они все ужасные и опасные".

Но для меня фильм все равно не про расизм, не про мигрантов и не про Швецию даже. Это как.. когда к вам на улице подошёл ребёнок (ну или не ребенок, просто человек) и попросил о чем-то, а вы отмахнулись, потому что спешили или не вникли. В моменте это затерлось, а потом начинает преследовать тебя. А вдруг там что-то важное, что-то серьезное было, пусть даже только для него одного, раз маленький человек набрался храбрости, подошёл, попытался сказать? И вот это гложет без конца, переживаешь, и ничего уже не поделать. Такое кино.

А ещё, кроватка оказалась в итоге, разумеется, в мигрантской семье.

Спасибо и до следующего!

Форс-мажор - саечка за испуг
о, кино!11 декабря 2025

___

Лайк, подписка, комментарий, -

Ваша помощь для канала.🌿